Бертольт Брехт — немецкий драматург и театральный режиссер. Его сатирический и крайне политический подход к театру привел его к написанию таких новаторских пьес, как Трехгрошовая опера или Мать Мужество и ее дети. Однако его революционный подход не ограничивался писательством. Работа Брехта в качестве театрального режиссера и теоретика привела его к созданию собственного стиля исполнения, который он назвал Эпический театр.
1. Бертольт Брехт был умным в детстве
Бертольт Брехт. Источник: Templo Cultural DelfosБертольт Брехт родился в немецкой семье среднего класса в 1898 году. Но, несмотря на все социальные и финансовые гарантии, которые только мог пожелать ребенок, у него с ранних лет начал развиваться критический ум. Когда его попросили написать эссе о знаменитой фразе римского поэта Горация Dulce et decorum est pro patria mori (Как сладко и почетно умереть за свою страну) В 1915 году из-за его непатриотического ответа его чуть не исключили из школы.
2. Брехт был социалистом
Несмотря на то, что Брехт родился в благополучном среднем классе Германии, ему потребовалось совсем немного времени, чтобы проникнуться презрением к ложной морали и социальной несправедливости, которые он видел вокруг себя. Это привело его к тому, что он начал увлекаться теориями Карла Маркса. Но хотя Брехт был твердым сторонником рабочих классов и глубоко верил в необходимость социальных перемен, он никогда не вступал в Коммунистическую партию Германии. По его мнению, работа художника заключалась в том, чтобы заставить зрителей задаться вопросом о себе и обществе, в котором они живут. Поэтому, вместо того чтобы выходить на политическую арену, он использовал перо, бумагу и сцену в качестве своего оружия.
3. Брехт считал, что искусство должно ставить под сомнение статус-кво
Бертольт Брехт считал, что театр должен быть не только политическим, но и способствовать благополучию общества. Создавая пьесы, раскрывающие лицемерную природу человеческого поведения, он надеялся подтолкнуть зрителей к тому, чтобы поставить под сомнение существующее общественное устройство. Идея о том, что театр должен заставлять нас думать и задавать вопросы, также привела его к разработке приемов, направленных на то, чтобы нарушить погружение зрителей в пьесу. Он говорил своим актерам держаться на критическом расстоянии от персонажей, которых они изображали. Брехт также использовал такие приемы, как видимая смена декораций, как способ разрушить театральную иллюзию.
4. Он закончил оперу «Три пенни» прямо перед премьерой
Бертольт Брехт написал 48 пьес и 50 фрагментов. Самая известная из них Опера «Три пенни, которая впервые была представлена в 1928 году. Постановка в одночасье стала успешной. Опера «Три пенни, рассказывающая историю гангстера Макки Ножа и различных сомнительных персонажей. В течение следующих пяти лет спектакль был переведен на 18 языков и поставлен более 10 000 раз только в Европе.
Еще более впечатляющей эту историю делает тот факт, что репетиции, предшествовавшие мировой премьере, были отмечены множеством конфликтов. Несколько актеров и даже режиссер отказались от участия, потому что не смогли принять необычный текст и аритмичную музыку песен. Из-за внезапных изменений и требований актерского состава Брехт был вынужден пересмотреть некоторые части пьесы и даже был вынужден заменить режиссера. По иронии судьбы, одна из этих переработок закончилась тем, что The Three Penny Opera’s самый большой хит. Открывающая песня, Mackie The Knife, был написан в ночь перед премьерой, потому что исполнитель главной роли требовал достойного вступления к своему персонажу.
5. Нацисты сожгли его книги
Несмотря на популярность его творчества, пьесы Брехта продолжали вызывать споры. В 1930 году состоялась премьера его спектакля Взлет и падение города Махагонни была прервана сторонниками нацизма, что стало причиной одного из крупнейших скандалов в истории театра. После того как в 1933 году нацисты захватили власть, для художника-нонконформиста и сторонника коммунизма, каким был Брехт, ситуация становилась все более опасной. В один из дней после Рейхтагсбранда Брехт, его жена-еврейка Хелена Вайгель и несколько их друзей бежали из Германии. Это оказалось мудрым решением. Вскоре после этого его произведения были сожжены и запрещены нацистами.
6. Ему пришлось бежать из Соединенных Штатов
Проведя первые годы изгнания, живя и работая в нескольких европейских странах, Брехт решил иммигрировать в Соединенные Штаты. Но Брехт так и не смог прижиться на новом месте. Он чувствовал себя как Франц фон Асси в аквариуме и Ленин на ярмарке или Октоберфесте. Изначально он надеялся стать сценаристом в Голливуде, но быстро отвернулся от американской производственной машины. «Предполагается, что актеры не умеют играть, а зрители не умеют думать., — писал разочарованный Брехт в своем дневнике. Как только США вступили в войну, он был зарегистрирован как Enemy Alien и попал под наблюдение ФБР. Будучи известным социалистом и сторонником коммунизма, он также стал объектом охоты на коммунистических ведьм Маккарти.
7. Брехт предстал перед Комитетом по антиамериканской деятельности
Как оказалось, симпатизировать коммунистическим идеям было опасно не только в нацистской Германии. Брехт попал в беду, когда жил в Соединенных Штатах. Вскоре после окончания Второй мировой войны США охватил истерический страх перед внутренними врагами-коммунистами, и даже голливудская элита не была свободна от подозрений. Такие артисты, как Чарли Чаплин, Лена Хорн и Орсон Уэллс, попали под следствие ФБР и были обвинены в коммунизме. Брехт всегда открыто высказывал свои мысли о классовой борьбе, что делало его идеальной мишенью для сенатора Маккарти и его охоты на коммунистических ведьм.
30 октября 1947 года Брехт был вызван на допрос в Комитет по антиамериканской деятельности. Похоже, что, несмотря на серьезность обвинений, Брехт не потерял юмора. Когда допрашивающий процитировал одно из его стихотворений на английском языке и спросил, он ли его написал, Брехт ответил, что написал немецкое стихотворение, а это стихотворение совсем другое. Со стороны Брехта было довольно смело превратить публичные слушания в фарс. И все же на следующий день он сел на корабль в Европу, чтобы избежать ареста и дальнейших допросов.
8. У него было четверо детей от трех разных женщин
Несмотря на свою занудную внешность, Брехт был весьма популярен среди дам. Известно, что он добивался нескольких женщин одновременно, даже будучи женатым. За многие годы было написано немало о личной жизни Бертольта Брехта, в том числе о его отношениях с женщинами. Учитывая тот факт, что некоторые из любовниц Брехта помогали ему в написании пьес, некоторые историки критикуют его за то, что он не отдавал им должное за их вклад.
Самой известной партнершей Брехта была актриса Хелене Вайгель, на которой он женился в 1930 году. У них родилось двое детей. Вайгель также сыграла главную роль в его основополагающей пьесе Мать Кураж и ее дети. У него также есть дочь от первой жены Марианны Зофф и сын от Паулы Банхольцер, с которой он познакомился в юности.
9. Он открыл театр в Восточной Германии
Когда Брехт вернулся в Европу в 1947 году, железный занавес уже опустился на Германию, разделив его родную страну на две части. Не зная, как будут развиваться события, Брехт и его жена Элен решили переждать их в Швейцарии и Австрии. Но долго они там не задержались. В 1949 году супруги переехали в восточную часть Берлина, где основали Берлинский ансамбль. И по сей день театр Брехта остается одним из самых известных театров немецкоязычного мира.
10. Его обвиняли в поддержке диктатуры в Восточной Германии
Последние семь лет своей жизни Брехт жил и работал в новообразованной Восточной Германии. Хотя он не вступил в коммунистическую партию, он использовал новые возможности, предоставленные ему коммунистическим правительством. Его отношения с диктаторским правительством и коммунизмом оставались сложными. Казалось, он продолжал верить в коммунистический идеал бесклассового общества, но в то же время оставался приверженцем свободы самовыражения.
Вопрос о том, действительно ли Брехт поддерживал восточногерманское государство или делал это только для того, чтобы продолжать создавать произведения искусства, остается спорным. Его реакция на протесты рабочих в июне 1953 года служит прекрасным примером этого. Письмо, которое он написал в ответ, в целом поддерживало правительство. Однако правительство решило подвергнуть его цензуре, вырезав некоторые части, которые показывали понимание причин протеста. Говорят, что Брехт был потрясен цензурой и сделал все возможное, чтобы донести до публики свое настоящее письмо.
Бертольт Брехт: Всегда вызывал споры
В условиях двух мировых войн и бурных политических и общественных перемен того времени художникам было трудно сохранять политический нейтралитет. Многие писатели, в том числе Стефан Цвейг и Бертольт Брехт, подвергались преследованиям и были вынуждены отправиться в изгнание. Травмы диктатуры, геноцида и войны оставили глубокие следы на целом поколении европейских авторов. Учитывая жестокость того времени, даже самые чистые сердцем противники диктатуры или войны не могли открыто высказывать свои мысли.
Вопрос о том, мог ли Бертольт Брехт сделать больше или меньше для противостояния диктаторскому режиму Восточной Германии, остается спорным и по сей день. Была ли его моральная обязанность открыто выступать против правительства, которое шпионило и задерживало людей по их политическим убеждениям? Или он действительно выполнял свою роль, создавая спектакли, которые ставили под сомнение реальность и открыто стремились заставить зрителей думать самостоятельно?
Независимо от того, согласен ли человек с художественной философией Брехта, его личным жизненным выбором и политическими убеждениями или нет, одно можно сказать наверняка — его ироничные и социально критические спектакли продолжают бить по нервам и по сей день.