Франц фон Штук был одним из самых известных немецких художников конца XIX — начала XX века. С ранних лет он демонстрировал прекрасные способности к рисованию, и, несмотря на его социальное происхождение как сына мельника, Франц был отправлен в Kunstgewerbeschule в Мюнхене. Оттуда он перешел в Мюнхенскую академию. В этот период он проявил растущую чувствительность к орнаментальным эффектам и интерес к мифологическим образам, что было важно для его дальнейшей карьеры. Его прорыв произошел в 1889 году с картиной Хранительница рая, выставленная в мюнхенском Гласпласте. Три года спустя, в 1892 году, Штук стал одним из основателей Мюнхенского Сецессиона, а еще через два года — профессором Академии.
Эти события ознаменовали рост влияния искусства Франца фон Штука в Германии. Его символистские образы, за которые он наиболее известен, наполнены тоской по миру, плененному красотой между героизмом и гедонизмом. Вот 10 его лучших работ.
1. Pieta (1891)
Искусство Франца фон Штука наполнено религиозными темами, которые отклоняются от традиционной христианской иконографии в пользу более символистского выражения.
Здесь Стак рисует Пьета, которая лишена всех условностей и в своей монументальности, простоте и неподвижности передает скорбь Марии, при этом ее лица не видно. Выражение эмоций можно увидеть в крепко сжатой руке Христа и в скрюченных пальцах Марии.
Иисус и Мария изображены в профиль, Мария — в строго вертикальном положении, голова наклонена немного вперед, лицо в руках. Ее голову окружает резко очерченный нимб в виде кольца, пересеченного верхним краем холста. Христос не имеет нимба, он изображен просто как мертвец в традициях Ганса Гольбейна. Мышцы его левой руки напряжены, кисть судорожно сжата, напоминая о гвоздях креста и Страстях Христовых. Тело Христа несет в себе черты художника. Поэтому искусствоведы называют его автопортретом символистов.
2. Распятие (1892)
Как видно из PietàХристианские темы страданий, страстей и эмоций оказали большое влияние на искусство Франца фон Штука, подчеркивая человеческие элементы религиозной драмы. Изображения Распятия Штука, как картина 1892 года, так и более поздний вариант, содержат драматические цветовые контрасты. Христос только что умер и висит на кресте в ярком, сверхъестественном свете. Его поза покорности резко отличается от измученных поз разбойников рядом с ним, что в варианте 1892 года усиливается насмешливой толпой на заднем плане.
Еще одна поразительная антитеза — между одеждой зрителей, построенной на грандиозных, стилизованных формах, и детально проработанными обнаженными телами Христа и разбойников. Стак изучал характерные позы человеческой фигуры в многочисленных подготовительных эскизах и исследованиях живой модели. Возможно, из-за этой зацикленности на мускулистой обнаженной натуре священнослужители одной из берлинских церквей отказались от «Распятия» 1892 года, когда богатый меценат предложил подарить его им.
3. Хранитель рая (1889)
The Хранитель рая занимает важное место в творчестве Франца фон Штука как знак его прорыва в мюнхенские художественные круги. Эта работа, ставшая основой его зрелого творчества, была выставлена в 1889 году на первой Münchener Jahresausstellung (Мюнхенская ежегодная выставка).
The Хранитель рая вызвала ажиотаж благодаря своей необычной технике и новому подходу к теме. Она не принадлежала ни к традиционному течению исторической живописи, ни к популярному крестьянскому жанру. Она показывает, как искусство Франца фон Штука сближается с творчеством Арнольда Бёклина и Макса Клингера, считавшихся «художниками души и разума», английских прерафаэлитов и французских символистов. Импасто, эмалевые взрывы краски за огненным мечом — отсылка к чувственному великолепию Рая. На картине «Застрял» Рай переливается розовым, голубым и желтым. Прозрачность одеяния хранителя и сияющий нимб вокруг его головы имеют точно нереальный, символический характер. Возможно, модель была написана натуралистично. Тем не менее, он превращен в идеал андрогинного юноши, совершенное воплощение ангела, вознесенного над человечеством.
4. Люцифер (1890)
Через год после успешного дебюта Стака с группой Guardian of Paradise, он продемонстрировал свой Люцифер в 1890 году. Король Болгарии Фердинанд был настолько впечатлен этой работой, что купил ее для своего дворца в 1891 году, и сегодня картина находится в Национальной галерее в Софии, Болгария.
Что характерно для творчества Франца фон Штука, это не традиционный церковный дьявол с рогами. Люцифер, падший ангел, воплощающий пафос ненависти, смотрит на зрителя ярко-зелеными, мстительными глазами. Два фосфорно-голубых луча света слева указывают на искру надежды на жизнь, которая все еще брезжит в этом мрачном аду. Монументальная фигура, сидящая с поджатыми ногами и подперев рукой подбородок, несомненно, была вдохновлена работой Родена Мыслитель, сделанная около 1880 года. Пристыженный Люцифер может символизировать как раз противоположность могущественному Хранитель рая с его гордой позой.
5. Грех (1908)
Грех, созданный в 1908 году, является лишь одним в ряду роковые женщины замаскированные с помощью библейской традиции, найденной в творчестве Франца фон Штука. Самая известная и, возможно, самая печально известная картина Штука имеет несколько вариаций. Это квинтэссенция символизма, которая нашла свое отражение в работах других художников и даже стала центром алтарной части виллы Штука (виллы, где жил художник и которую он сам украсил).
Стак развил визуальную идею изображения греха и порока, сузив формат и устранив окружение. Внутри рамы, занимая большую часть пространства холста, находится стоящая фигура женщины с похотливым выражением лица, которую можно узнать как Еву. Она видна только бедрами и смотрит на зрителя, а вокруг нее обвивается змея. Наблюдается очень резкий контраст между бледной, белой кожей Евы и темной, слизистой кожей змеи, готовящейся укусить. В изображении Стака, посвященном первому греху, Ева уже выбрала зло и становится единым целым со змеем: дьявольским, привлекательным и развратным.
6. Innocentia (1889)
Было бы неверно полагать, что творчество Франца фон Штука наполнено только фигурами смертельно опасных роковых женщин. В Innocentia, написанной в 1889 году, девочка-подросток андрогинного типа смотрит на зрителя широкими темными глазами. Она находится в точке перехода от детства к взрослой жизни. Ее тонко смоделированное лицо и темные волосы четко выделяются на светлом фоне, поверхность которого напоминает занавес. Фигура одета в почти прозрачное одеяние, быстро прорисованное эскизными мазками. Как и лицо, руки, держащие стебель лилии, имеют контуры. Лилия ведет взгляд в левую половину картины, где два белых цветка начинают сливаться с фоном. Используя лилию как символ девственности и бессмертия, Стак намекает на образ Девы Марии. Андрогинность фигуры соотносится с женским идеалом прерафаэлитов. Образ трактуется как олицетворение невинности, в которой зарождается осознание своей сексуальности и силы.
7. Автопортрет с Мэри Стак (1902)
Этот двойной портрет был создан в 1902 году и основан на двух портретных фотографиях супругов Штук. Эта работа принесла Штуку золотую медаль на Всемирной выставке в Париже.
Поза Марии, прислонившейся к «алтарю художника» (часть дома Стака), и Стак, стоящий перед мольбертом, предполагают сценарий, в котором художник рисует свою музу. Однако художник, кажется, отсутствует, приостановившись в своей работе, погрузившись в размышления, а не наблюдая. Мэри Стак тоже смотрит не прямо на мужа, а поверх голов воображаемых зрителей. В отличие от типичных портретов, отражающих социальный статус художников, символисты предпочитали показывать себя интроспективными и интеллектуальными. Точно выстроенная сцена усиливает значение портрета художника, его жены и всех элементов обстановки студии. Алтарь художника» с мраморным основанием и нишей с атлетической статуэткой в золотой оправе, задняя стена студии с рельефным изображением Танцовщицы серпантина, и красное кресло, сделанное на заказ по собственному проекту художника.
8. Танцоры серпантина (1895)
Творчество Франца фон Штука выходит за рамки только символизма и живописи. Он также был плодовитым скульптором, вдохновленным современным модерном.
Этот рельеф, выполненный в 1895 году, можно было увидеть в двух местах на вилле Стака: цветной гипсовый слепок был частью музыкальной комнаты, а бронзовая версия была помещена в стену сада. Две танцовщицы, вероятно, были вдохновлены американской танцовщицей Лои Фуллер, которая дебютировала в Париже в 1892 году и совершенно очаровала зрителей своим сольным танцем Серпантин. Она была источником вдохновения для многих художников, которые пытались увековечить не только ее черты, но и грациозное тело. Влияние французского модерна безошибочно прослеживается в рельефе Штука в бесконечной, плавной игре линий, акценте на орнаментальность и намеке на тонкую драпировку. Однако в большей степени, чем в живописной версии, подчеркнута пластичность фигур. Танцовщицы имеют определенную классическую тяжесть, которая контрастирует с воздушностью и игрой света во французских скульптурах, таких как работы Агатона Леонарда.
9. Поцелуй сфинкса (1895)
Как и в случае с библейскими образами в искусстве Франца фон Штука, классические мифы были преобразованы в символы современности. Версия Сфинкса Штука показывает современный страх перед бессилием человека перед лицом демонической женщины. Тело молодого человека извивается в когтях Сфинкса. Когда губы прижимаются к губам, между фигурами возникает страстное желание. В «Застрявших» показан опыт величайшего наслаждения и момент смерти одновременно.
Его интерпретация, на этот раз не с мужской рациональностью Эдипа, торжествующей над Сфинксом, а с чувственной сдачей жертвы своей судьбе, вызвала возмущение в Мюнхене. По приказу полиции репродукции картины не могли быть выставлены на витринах художественных галерей. В отличие от более ранних версий, отсылающих к мифологической сказке, картина Поцелуй сфинкса символизирует страсть, которая в конечном итоге приводит к разрушению.
10. Застрявшая вилла (1898)
В 1898 году, через год после женитьбы на американке Мэри Линдпайнтнер, уже преуспевающий Штук воплотил в жизнь свой идеал Gesamtkunstwerk (Общее произведение искусства).
Дом Штука, неоклассическая вилла, расположенная на видном месте на Принцрегентенштрассе, неподалеку от реки Изар, является, пожалуй, самым сложным произведением искусства художника. Построив виллу, «принц художников» закрепил свое положение в обществе, подобно тому как светский портретист Франц фон Ленбах подтвердил свое положение, создав собственное палаццо в стиле ренессанс. Вилла стала логическим следствием его художественных идей и создала идеальную обстановку для его картин и скульптур. Так же как Штук помещал свои картины в рамы, которые сам проектировал, чтобы они вплетались в окружающую обстановку, он интегрировал в свой дом произведения искусства, предметы интерьера, мебель и даже свою повседневную жизнь. Он сам разрабатывал все детали, делая их подчиненными сложной символистской программе и отводя им особое место в творчестве Франца фон Штука.