Огюст Роден (1840-1917) считается основателем современной скульптуры. Черпая вдохновение у Микеланджело, Роден на протяжении всей своей жизни создавал захватывающие скульптуры, которые превращали традиционные элементы в нечто новое. Хотя он иногда использовал устоявшиеся методы в своих работах, он также отходил от академически стандартных художественных стилей того времени в пользу чего-то более нетрадиционного. Его умение показать извилистые, бурные анимации в анатомии человека выделило его среди современников и привело к созданию произведений, которые не утратили своего значения и в современную эпоху. От «Мыслителя» до «Бургомистров Кале» и «Врат ада» — откройте для себя десять самых выдающихся скульптур Родена!
1. Мыслитель: Иконописная мужская обнаженная фигура Огюста Родена
Скульптура «Мыслитель» работы Августа Родена, 1904-1917 (оригинальная модель 1880), через Балтиморский музей искусств
Самая известная скульптура Огюста Родена (1840-1917) называется «Мыслитель» (1880). Эта культовая мужская обнаженная фигура изображает сидящую фигуру героического размера, глубоко задумавшуюся, с локтем, опирающимся на колено, и подбородком на руке. Эта фигура находит отклик у многих людей и сегодня. Сам Роден также глубоко идентифицировал себя с ней. Эта работа была частью большого заказа под названием «Врата ада». Первоначально работа называлась «Поэт», и некоторые полагали, что Роден изобразил Данте Алигьери, автора «Божественной комедии». Другие, основываясь на наготе фигуры и словах самого Родена, считают, что эта скульптура — своего рода автопортрет.
На протяжении многих лет «Мыслитель» использовался как символ философии. Это произведение изображает мышление как напряженное, благородное занятие, требующее от мыслителя глубокой концентрации и усилий. Сегодня существует 28 слепков с этой прекрасной работы. Одиннадцать были сделаны Роденом при жизни, а семнадцать — посмертно.
2. Поцелуй: обнимающаяся пара, отлитая из мрамора
Скульптура «Поцелуй» Огюста Родена, 1900 г. (оригинальная модель 1882 г.), через Тейт, Лондон
Еще одна из самых завораживающих скульптур Родена — его работа 1882 года под названием «Поцелуй», изображающая обнимающуюся пару, отлитую из мрамора. Следуя давней традиции ваяния из мрамора, Роден при жизни создал три копии этой работы. Как и «Мыслитель» (1880), «Поцелуй» первоначально должен был стать частью более крупной работы по мотивам «Инферно» Данте под названием «Врата ада». Пара в этой скульптуре была создана по образцу Паоло и Франчески, двух грешных любовников из «Божественной комедии». Внимание Родена к анатомическим деталям и изображение эмоций в этой скульптуре особенно поразительны, что привело к ее популярности среди публики на протяжении многих лет. Сам Роден считал эту скульптуру слишком традиционной, называя объятия пары шаблонными.
3. Рука Бога: Вдохновение от Микеланджело
Рука Бога работы Огюста Родена, ок. 1907 г. (оригинальная модель 1895 г.), через Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Если посмотреть на скульптуры, которые Роден создал за свою жизнь, то «Рука Бога» (1895), безусловно, интересна. Эта работа является примером более традиционного влияния Микеланджело на Родена, а также его жесткого подхода к одному из самых сложных для восприятия аспектов человеческой анатомии — руке. В 1875 году Роден совершил поездку в Италию, где искусство и скульптура Микеланджело изменили траекторию его творческой карьеры. С этого момента он работал не просто над копированием, а над переосмыслением и воссозданием элементов скульптуры Микеланджело в рамках современного художественного ландшафта. Рука Бога» — одна из самых успешных скульптур Родена, передающая глубокие эмоции через точное изображение анатомии. Хотя Роден часто избегал художественных стандартов своих академических современников, влияние Микеланджело позволило его искусству быть связанным с более широкой тканью истории скульптуры.
4. Ваза титанов: Крутящиеся, микеланджеловские фигуры
Ваза «Титаны» Огюста Родена и Альберта-Эрнеста Каррьера-Белльеза, отлита в 1890 году (оригинальная модель 1878-80), через Музей Родена, Париж
Ваза титанов» (1878-80) — значительная работа Родена, поскольку, хотя первоначально она приписывалась работодателю Родена Альберту-Эрнесту Каррье-Беллезу, эксперты определили, что она принадлежит именно Родену. После поездки в Италию в 1875 году работы Родена стали все более микеланджеловскими. Он изваял эти фигуры с извивающимися мышцами, которые Каррье-Беллез затем включил в декоративную вазу. Хотя Роден не был столь развит в своей интерпретации работ Микеланджело, как во время создания «Руки Бога» (1895), это произведение является еще одним примером художественного обучения и воспитания, которые привели к основанию современной скульптуры.
5. Век бронзы: противоречивая мужская обнаженная натура Родена
Бронзовый век Огюста Родена, отлитый Алексисом Рудье до 1941 года (оригинальная модель 1877 года), через Музей Родена, Париж
Еще один впечатляющий пример ранних работ Родена — «Век бронзы» (1877), скульптура, вызвавшая скандал среди его современников. Он создал эту работу в Брюсселе по образцу молодого бельгийского солдата и выставил ее там же в 1877 году, а затем привез в парижский Салон. Скульптура вызвала споры, поскольку люди не верили, что Роден мог создать такую реалистичную статую, и некоторые обвиняли его в том, что он использовал слепок с жизни своего натурщика, а не невинно смоделировал работу. В конце концов Родену удалось доказать, что в его творческом процессе не было никакого обмана, и эта работа стала определяющим моментом в его мастерстве анатомического изображения.
6. Собор: Смысловая сила анатомии в скульптуре
Собор работы Огюста Родена, отлитый в 1925 году (оригинальная модель 1908 года), через Филадельфийский музей искусств
Собор (1908) Родена первоначально назывался «Арка союза», в честь ребристых сводов, присутствующих в готических церквях. В оригинале, высеченном из камня, и последующих отливках из бронзы, скульптура изображает две правые руки в дугообразном почти объятии. После того как в 1914 году Роден опубликовал книгу о французских готических соборах, художник переименовал работу в «Собор», чтобы более четко выразить свое вдохновение. Эта скульптура — еще один пример того, как мощно Роден изображал анатомию в своих работах.
7. The Burghers of Calais: Память о Столетней войне
Скульптура «Бургомистры Кале» Огюста Родена, 1985 г. Литейная мастерская Кубертена (оригинальная модель 1884-95 гг.), через Музей Метрополитен
Огюст Роден создал модель «Бургомистры Кале» по заказу муниципалитета города Кале, Франция, в 1884 году. Город хотел увековечить событие начала Столетней войны, когда шесть ведущих жителей города Кале, которых также называли бюргерами, предложили свои жизни английскому королю Эдуарду III в обмен на спасение своего города. Изначально городские власти хотели установить статую, изображающую главного бюргера, Эсташа де Сен-Пьера, но спорное предложение Родена включало всех шестерых мужчин. Статуя «Бургомистры Кале» давно стала одной из самых почитаемых в городе, ее почитают за невероятное изображение мужества и страха этих людей перед лицом смерти.
8. Памятник Бальзаку: Изображение великого французского романиста
Памятник Бальзаку работы Огюста Родена, отлитый в 1935 году Алексисом Рудье (оригинальная модель 1897 года), через Музей Родена, Париж
Еще одно изображение Роденом исторической личности — памятник Бальзаку 1897 года, выполненный по заказу престижной писательской ассоциации Société des Gens de Letters. Памятник изображает великого французского писателя Оноре де Бальзака, автора многотомного цикла романов «Комедия человечества». Открытие этой скульптуры снова вызвало споры, так как Роден не стал изображать автора с привычными атрибутами, которые ассоциируются у публики с ним, — очками, пером или книгой. Вместо этого Роден стремился походить на личность писателя, не обращая внимания на его физические особенности, в результате чего получилась динамичная и загадочная скульптура. Писательская ассоциация отменила заказ, и Роден так и не смог увидеть свою работу отлитой в бронзе, но «Памятник Бальзаку» и по сей день остается одной из самых заметных его скульптур.
9. Проповедь святого Иоанна Крестителя: фигура в движении
Скульптура «Святой Иоанн Креститель, проповедующий» Огюста Родена, бронза, отлита в 1925 году (оригинальная модель 1878-1880), через Музей Родена, Париж
Интересная работа из раннего каталога Родена — «Святой Иоанн Креститель, проповедующий» (1878-1880). Роден начал моделировать эту скульптуру после споров о «Бронзовом веке». Он создал Святого Иоанна Крестителя как фигуру больше жизни и в итоге показал ее на салоне 1880 года. Хотя сегодня эта работа не так известна, как «Век бронзы», она также вызвала много споров, когда была впервые представлена, из-за своего грубого, обнаженного изображения библейской фигуры. На создание этой работы Родена вдохновила встреча с грубоватым итальянским крестьянином: «Я сразу подумал о святом Иоанне Крестителе, то есть о человеке природы, провидце, верующем, предтече, пришедшем возвестить о ком-то более великом, чем он сам». Эта скульптура — пример ранней художественной философии Родена и изображения исторических и библейских фигур, которые продолжаются во всех его последующих работах.
10. Врата ада: Шедевр Огюста Родена
Скульптура «Врата ада» Огюста Родена, отлита Алексисом Рудье в 1926-28 годах (оригинальная модель 1880-1917), через Филадельфийский музей искусств
Врата ада» (1880-1917) — одна из самых значительных работ в творчестве Огюста Родена. Это шедевр, созданный по мотивам «Ада» Данте. Состоящий из большого набора бронзовых дверей по заказу парижского музея, Роден работал над «Вратами ада» в течение 37 лет. Хотя первоначально он планировал изобразить все фигуры из «Божественной комедии», вскоре он перешел к более абстрактному подходу, добавив и убрав из произведения более 200 фигур в течение своей жизни. Многие из самых известных работ Родена были изначально задуманы как части этого заказа, а затем увеличены и превращены в самостоятельные скульптуры, в том числе «Мыслитель» и «Поцелуй». Таким образом, самая знаковая работа Родена «Врата ада» связана с его карьерой, полной невероятных произведений искусства.