В 21st века фотография стала считаться таким же видом искусства, как живопись или скульптура. Хотя фотоаппараты распространены повсеместно, немногие обладают видением, мастерством и креативностью, необходимыми для того, чтобы претендовать на звание фотографа изобразительного искусства. По этой причине несколько избранных фотографов занимают ведущие позиции в этой индустрии, а их работы продаются за миллионы долларов. В этой статье мы расскажем о самых дорогих фотографиях, проданных на аукционах за последние десять лет, и выясним, что отличает их от остальных и почему они привлекают такие огромные инвестиции.
Что такое художественная фотография?
Художественную фотографию, как известно, трудно определить, поскольку нет ни одной эстетической, технической или методологической детали, которая отличала бы ее от изображений, которые все мы ежедневно снимаем на свои телефоны и фотоаппараты. Ее красота заключается в способности фотографии рассказать историю, запечатлеть эмоции или передать идею; Fine Art Photography поражает самое сердце человеческого опыта. Одним словом, увидев фотографию, вы сразу поймете ее разницу. Вот 11 самых известных и дорогих фотографий, проданных на аукционах за последнее время.
11. Синди Шерман, Без названия #92, 1981
Реализованная цена: 2 045 000 ДОЛЛАРОВ США
Синди Шерман «Без названия № 92», 1981 г., через Christie’sОценка: 900 000 — 1 200 000 ДОЛЛАРОВ США
Реализованная цена: USD 2,045,000
Место и дата проведения: Christie’s, Нью-Йорк, 12 ноября 2013 г, Лот 10
О произведении искусства
Современный американский художник, Синди Шерман, занимает видное место в списке самых продаваемых фотографов последнего десятилетия. Она прославилась в 1980-е годы благодаря серии автопортретов, на каждом из которых она изображена в образе женского персонажа из популярной культуры. Под названием CenterfoldsЭти фотографии предложили новую интерпретацию формата, обычно используемого в мужских журналах, таких как Playboy. В то время как эти изображения представляли гиперсексуальный образ женщины, работы Шерман возродили этот жанр, поскольку она сама стала хореографом, постановщиком и участником фотографий.
Без названия #92 это фантастическое представление ранних работ Шерман, поскольку оно идеально передает эмоциональную интенсивность, которая делает ее фотографии такими привлекательными. Один из многих снимков «Девушка в беде», персонаж которого напоминает героиню раннего фильма ужасов: выражение лица, поза и окружающая темнота создают зловещее ощущение опасности. Фотография была сразу же признана великолепным произведением искусства и послужила причиной последующего приглашения Шермана принять участие в обеих выставках. Documenta VII и Венецианская биеннале. Спустя три десятилетия изображение вновь доказало свою значимость, когда в 2013 году оно было продано на аукционе Christie’s чуть более чем за 2 миллиона долларов.
10. Андреас Гурски, Париж, Монпарнас, 1993
Реализованная цена: 1 482 500 фунтов стерлингов (эквивалент 2 416 475 долларов США)
Оценка: 1,000,000 — 1,500,000 ФУНТОВ СТЕРЛИНГОВ
Реализованная цена: GBP 1,482,500 (эквивалент USD 2,416,475)
Место и дата проведения: Сотбис, Лондон, 17 октября 2013 г, Лот 7
О произведении искусства
Родился в год после Шермана, немецкий фотограф Андреас Гурски вырос в сложной политической обстановке Восточной, а затем Западной Германии, что, несомненно, повлияло на его художественный подход. Как и Шерман, он также создает произведения искусства, которые часто продаются за семизначные суммы: в 2013 году на аукционе Christie’s его поразительная панорама огромного парижского жилого дома была продана почти за 2,5 млн долларов.
Голый, поражающий воображение фасад здания в Париж, Монпарнас отражает интерес Гурского к архитектуре и его стремление запечатлеть «энциклопедию жизни». Она предлагает характерное сочетание отдаленной перспективы (многие фотографии Гурского сделаны с большого расстояния или с воздуха) и мельчайших деталей, которые делают его работы такими яркими и близкими. Документируя человеческую жизнь с помощью своих фотографий, Гурский запечатлевает каждый день в формате больше, чем жизнь.
9. Андреас Гурски, Чикагская торговая палата, 1997
Реализованная цена: GBP 1,538,500 (эквивалент USD 2,507,755)
оценка: 700 000 — 900 000 ФУНТОВ СТЕРЛИНГОВ
Реализованная цена: GBP 1,538,500 (эквивалент USD 2,507,755)
Место и дата проведения: Сотбис, Лондон, 23 июня 2013 г, Лот 28
О произведении искусства
Еще одна выдающаяся работа Андреаса Гурски в жанре Fine Art Photography, Чикагская торговая палата вновь объединяет микро- и макромасштабы, создавая целостное и калейдоскопическое, а также тщательно детализированное и плотно скомпонованное изображение. Некоторые интерпретировали возвышенный ракурс и хаотичную атмосферу как знак презрения Гурского к финансовой индустрии, в то время как другие восприняли это как редкую возможность заглянуть в среду, обычно скрытую от посторонних глаз.
Снимок также имеет большое актуальное значение, поскольку на нем запечатлено время, предшествующее компьютерные алгоритмы и удаленные инженеры стали ключевой частью торговой среды , когда трейдеры на местах были в центре всех сделок. Их яркие пиджаки и рубашки, улучшенные с помощью компьютерных программ редактирования, отражают динамизм такой работы. Чувство действия, напряжения и энергии, излучаемое снимком, сделало его второй по стоимости фотографией, проданной в 2013 году, за которую было заплачено более 2,5 млн долларов и которую превзошел только ее собрат, Chicago Board of Trade III.
8. Синди Шерман, Без названия #153, 1985 г.
Реализованная цена: USD $2,770,500
Оценка: 2,000,000 — 3,000,000
Реализованная цена: USD $2,770,500
Место и дата проведения: Филлипс де Пюри и Ко, Нью-Йорк, 08 ноября 2010 г, Лот 14
О произведении искусства
Единственная фотография, не проданная на крупных аукционах Сотбис и Кристис, работа Синди Шерман Без названия #153 была куплена на аукционе Phillips в 2010 году за 2,7 млн долларов, став одним из самых дорогих произведений художественной фотографии, когда-либо приобретенных на тот момент. На снимке Шерман изображена в виде беловолосого трупа, лежащего на земле, с лицом, покрытым грязью, и глазами, безучастно смотрящими вдаль.
Часть работы Шерман Сказки В этой серии фотография заменяет волшебное и чарующее на таинственное и пугающее. Хотя на ней не изображены гротескные протезы или неидентифицируемые формы , которые появляются в других частях серии, Без названия #153 все же достигает тревожного эффекта, который одновременно интригует и нервирует зрителя. Непреодолимый драматизм фотографии, безусловно, объясняет огромную цену, заплаченную на аукционе.
7. Синди Шерман, Кадр из фильма без названия № 48, 1979
Реализованная цена: USD 2,965,000
Оценка: 2,500,000 — 3,500,000
Реализованная цена: USD 2,965,000
Место и дата проведения: Christie’s, Нью-Йорк, 13 мая 2015 г, Лот 64B
О произведении искусства
Гениальность художественной фотографии Синди Шерман в очередной раз подтверждается Кадр из фильма без названия #48, фотография, которая задает множество вопросов и не отвечает ни на один из них. В неизвестное время и в неизвестном месте Шерман стоит одна на пустом шоссе, ее лицо отвернуто от камеры и поэтому не дает никаких подсказок об эмоциях героини. Непонятно, кого или чего она ждет, куда идет и откуда пришла. Приглушенные цвета, пустынный пейзаж и отсутствие явных эмоций обезоруживают зрителя, заставляя его задуматься и представить себе историю, стоящую за этим кадром.
Untitled Film Still #48 это часть серии изображений из вымышленных фильмов, в которых Шерман, как обычно, выступает и в роли актера, и в роли режиссера. Как и Centerfolds Эти фотографии возвращают женщине роль, так часто диктуемую мужчинами, но больше, чем просто выражение расширения прав и возможностей, они вовлекают зрителя в многочисленные глубокие вопросы о реальности и вымысле. Загадочность работ Шермана придала им непреходящую привлекательность и колоссальную ценность. На самом деле, Кадр из фильма без названия #48, из которых есть три примера, по праву должны занимать два места в этом списке; не только одно издание было продано почти за $3 млн на аукционе Christie’s в 2015 году, но и другое. куплено в предыдущем году на Сотбис. за $2,225,000!
6. Ричард Принс, Без названия (Ковбой), 2000
Реализованная цена: 3 077 000 ДОЛЛ.
Оценка: 1,000,000 — 1,500,000
Реализованная цена: USD 3,077,000
Место и дата проведения: Сотбис, Нью-Йорк, 14 мая 2014 г, Лот 3
Известный продавец: Управляющий хедж-фондом и коллекционер современного искусства, Адам Сендер
О произведении искусства
Американский фотограф и художник Ричард Принс получил признание критиков и споры На протяжении всей своей карьеры Принс вызывал споры, в основном из-за своей практики «перефотографирования». В конце 1970-х годов Принс вошел в мир ‘appropriation art’ , который недавно получил широкое распространение, намеренно плагиатит работы других художников, фотографируя уже существующие изображения и публикуя их под своим именем, иногда с небольшими изменениями или вообще без них.
Принс Ковбои Серия, созданная в 1980-х годах, является ключевым примером его метода работы. Изображения взяты из рекламы сигарет Marlboro с удаленным брендингом, раздуты до чрезмерной пикселизации и затем перефокусированы. Принс открыто хвастался о том, что у него «было мало технических навыков работы с камерой. На самом деле у меня не было никаких навыков. Я играл с камерой. Я использовал дешевую коммерческую лабораторию для увеличения фотографий. Я делал тиражи по два экземпляра. Я никогда не ходил в фотолабораторию».
Это признание стало еще более спорным, когда Без названия (Ковбой) была продана за более чем $1 млн на аукционе Christie’s в 2005 году, а затем в 2014 году за огромные $3 млн. Многие посчитали несправедливым приписывать Принсу авторство фотографии, изначально сделанной Сэм Абелл, в то время как другие утверждали, что его новая интерпретация рекламного образа высветила важные и интересные предположения о мужественности, существующие в американском обществе.
5. Андреас Гурски, Чикагская торговая палата III, 1999-2009
Реализованная цена: GBP 2,154,500 (эквивалент USD 3,298,755)
Оценка: 600 000 — 800 000 ФУНТОВ СТЕРЛИНГОВ
Реализованная цена: GBP 2,154,500 (эквивалент USD 3,298,755)
Место и дата проведения: Сотбис, Лондон, 26 июня 2013 г, Лот 26
О произведении искусства
Андреас Гурски вновь представляет третью и последнюю версию своего знаменитого Чикагская торговая палата фотографии. Хотя в целом они менее яркие, чем первые и , вторая версии, цвета пиджаков дилеров все так же смело выделяются на линейном фоне черных столов и лестниц. Уменьшенные до цветовых пятен, они удивительным образом одновременно и индивидуальны как отдельные существа, и слиты воедино в сложную, технократическую конструкцию. Интересно сравнить Chicago Board of Trade III с его Кувейтская фондовая биржа, в котором однородно одетые субъекты создают совершенно иной, но тем не менее притягательный образ.
Третья версия самой известной работы Гурского является и самой дорогой: в 2013 году она была продана на аукционе Sotheby’s за чуть менее 3,3 млн долларов, превысив оценку на 169 %.
4. Джефф Уолл, Мертвые войска говорят, 1992
Реализованная цена: 3 666 500 ДОЛЛ.
Оценка: 1,500,000 — 2,000,000 ДОЛЛАРОВ США
Реализованная цена: USD 3,666,5000
Место и дата проведения: Christie’s, Нью-Йорк, 08 мая 2012 г, Лот 27
Известный продавец: Поместье Дэвид Пинкус, филантроп и коллекционер произведений искусства
О произведении искусства
Канадский художник Джефф Уолл сыграл важную роль в формировании Ванкуверской школы фотографии и пользуется уважением как за свои академические труды по истории искусства, так и за свои исключительные фотографии. На одном из самых ярких и известных снимков, сделанных Уоллом, изображены раненые русские солдаты в Афганистане; его полное название Мертвые войска говорят (видение после засады на патруль Красной армии, около Мокора, Афганистан, зима 1986 года).
Вдохновленный военной фотографией, но в то же время решивший внести новшества, Уолл инсценировал съемку. Однако, несмотря на эту искусственность, раны разрозненных людей и окружающие их разрушения ярко передают суровые реалии войны. Это призрачное изображение, безусловно, оказалось достаточно трогательным, чтобы один из участников торгов расстался с 3,6 млн долларов, чтобы заполучить эту фотографию, заплатив вдвое больше, чем ее оценка, когда она появилась на аукционе Christie’s в 2012 году.
3. Синди Шерман, Без названия #96, 1981
Реализованная цена: 3 890 500 ДОЛЛ.
Оценка: 2 800 000 — 3 800 000 ДОЛЛ.
Реализованная цена: USD 3,890,500
Место и дата проведения: Christie’s, Нью-Йорк, 08 мая 2011 г, Лот 10
Известный продавец: Художественный музей Акрона
О произведении искусства
Синди Шерман вновь предстает перед нами с очередным автопортретом из серии Centerfold серия фотографий, из которой Без названия #96 пожалуй, самый узнаваемый и знаменитый снимок. Он воплощает в себе обескураживающее впечатление, производимое многими изображениями Шермана, в которых объект женского пола одновременно привлекает и нервирует. Залитая яркими красками фигура девочки-подростка поначалу кажется беззаботной, поскольку она откидывается на пол и смотрит вдаль, в сторону от камеры. Однако косой ракурс, плотно обрезанный фон и несколько неловкая поза создают ощущение тревоги, пронизывающее снимок.
Как и многие другие работы Шермана Центрфорварды, Без названия #96 предлагает зрителю придумать предысторию изображенной на картине женщины, представить, что написано на разорванной бумаге, которую она держит в руке, или почему она вообще лежит на полу. Эти вопросы интригуют ее зрителей на протяжении десятилетий, и Без названия #96 На самом деле, на него приходится два самых высоких результата аукционов Fine Art Photography за последние десять лет, поскольку он не только был продан почти за $4 млн в 2011 году, но и другое издание было также куплено в следующем году за $2,8 млн.!
2. Ричард Принс, Духовная Америка, 1981
Реализованная цена: 3 973 000 ДОЛЛ.
Смета: 3,500,000 — 4,500,000 ДОЛЛАРОВ США
Реализованная цена: USD 3,973,000
Место и дата проведения: Christie’s, Нью-Йорк, 12 мая 2014 г, Лот 19
О произведении искусства
Самой спорной из всех фотографий Ричарда Принса является Духовная Америка, рефотография обнаженных снимков десятилетней Брук Шилдс, сделанных Гарри Гроссом для издания Playboy с согласия ее матери. Помимо тревожного характера самого произведения, его название взято из модернистской фотографии Альфреда Штиглица на которой изображена кастрированная лошадь, что, как считается, символизирует запряженную и сдерживаемую сексуальность — явно неуместная надпись для фотографии маленького ребенка.
И оригинальный снимок, и перефотография Принса вызвали вполне понятную критику: Духовная Америка была снята с выставки в лондонской галерее Тейт после всеобщего возмущения и заменена другой фотографией, на которой взрослая Шилдс изображена в бикини. Хотя Принс выразил свои сомнения по поводу снимка и заявил, что его версия была посвящена «средству и тому, как средство может выйти из-под контроля», многие считают, что его перефотографирование и последующее продвижение изображения было крайне безответственным, если не сказать предосудительным, шагом. Тем не менее, когда картина появилась на аукционе в 2014 году, она собрала огромное количество заявок и в итоге была продана почти за 4 млн долларов.
1. Андреас Гурски, Рейн II, 1999
Реализованная цена: 4 338 500 ДОЛЛ.
Оценка: 2,500,000 — 3,500,000 ДОЛЛАРОВ США
Реализованная цена: USD 4,338,500
Место и дата проведения: Christie’s, Нью-Йорк, 08 ноября 2011 г, Лот 44
О произведении искусства
Самым дорогим произведением художественной фотографии, когда-либо проданным на аукционе, вновь стала работа Андреаса Гурски. Однако, в отличие от многих других его работ, Rhein II это не шумное изображение, наполненное людьми, формами и предметами, а спокойный пейзаж, запечатлевший нижний Рейн, текущий между широкими зелеными полями. Художник постарался удалить в цифровом формате все дополнительные детали, включая гуляющих собак и здание фабрики вдали, чтобы обеспечить абсолютную простоту пейзажа. Полосы моря, тротуара, воды и неба создают эффект полосатого узора, но их различимые текстуры свидетельствуют о том, что это изображение полностью натуральное.
Захватывающий кадр, в котором рябь воды контрастирует с неподвижностью земли и неба, переносит зрителя на берега второй по длине реки Европы, на участок, вдоль которого Гурски совершал утренние пробежки. Даже не зная этого интимного факта, фотография вызывает чувство воспоминаний и ностальгии, что создает непосредственную связь между зрителем и пейзажем. Она, безусловно, пришлась по душе одному анонимному коллекционеру, который приобрел Рейн II на аукционе Christie’s в 2011 году с выигрышем в $4,3 млн.
Результаты аукционов художественной фотографии и современного искусства
Эти одиннадцать фотографий представляют собой вершину индустрии художественной фотографии и сыграли важную роль в завоевании фотографами уважения и восхищения, которых они заслуживают как художники. От драматических автопортретов до безмятежных пейзажей, они демонстрируют, насколько многогранен жанр Fine Art Photography, и что в нем есть гораздо больше, чем наведение камеры и нажатие кнопки. Именно творческий подход и мастерство, стоящие за этими фотографиями, объясняют те миллионы долларов, которые были потрачены на них за последние десять лет на аукционах. Более впечатляющие результаты аукционов вы найдете на сайте 11 самых дорогих произведений современного искусства продажи и 11 самых дорогих произведений искусства старых мастеров записи.