Марина Абрамович – известная сербская художница-перформер. В своих работах она часто экспериментирует с понятием времени, пространства и человеческого тела. Вот 12 фактов о Марине Абрамович и ее творчестве:
1. Она родилась 30 ноября 1946 года в Белграде, в семье партийной чиновницы и военного.
2. Ее родительская семья была строга и консервативна, что сказалось на художнице и ее творчестве.
3. Марина начала заниматься искусством в 1970-х годах, и ее первые работы были связаны с концептуальным искусством.
4. Она часто использует свое собственное тело как художественный инструмент, проводя длительные перформансы без пищи, воды и общения.
5. Самые известные работы Марины Абрамович включают «The Artist is Present», «Rhythm 0», «The House With The Ocean View» и многие другие.
6. Она получила мировое признание после участия в выставке «The Artist is Present» в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
7. Марина Абрамович уделяет особое внимание энергетике и вибрации пространства, в котором проходят ее перформансы.
8. У нее есть своя школа художественного перформанса, в которой она обучает молодых художников искусству перформанса.
9. Марина часто использует элементы риска и опасности в своих работах, чтобы вызвать сильные эмоции у зрителей.
10. Она является автором нескольких книг, посвященных своему творчеству и философии искусства.
11. В 2010 году был выпущен документальный фильм «Марина Абрамович: художник – присутственный», в котором показаны ее работы и исследования.
12. Марина Абрамович продолжает творить и вдохновлять миллионы людей по всему миру своим уникальным искусством и философией жизни.
Нацарапать на коже коммунистическую звезду, пройти по Великой китайской стене или просто вступить в зрительный контакт со своей аудиторией — нет ничего, что не сделала бы Марина Абрамович, когда речь идет о создании искусства, затрагивающего глубины человеческой психики. Хотя перформансы — это жанр, где раздвижение границ вполне ожидаемо, югославская художница известна тем, что выводит все на совершенно новый уровень. Вот 12 вещей, которые вы должны знать о ней.
1. Марина Абрамович родилась в стране, которой больше нет
Сельская местность в Сербии, фото Никола Тасич, 2021 год. Источник: Unsplash
Марина Абрамович была дочерью коммунистических партизан в Югославии, занимавших высокие государственные посты в диктаторском режиме Тито. Поскольку страна с тех пор разделилась на семь государств, формально ее можно считать сербкой. Однако сама художница определяет себя как уроженку страны, которой больше не существует.
2. Она нацарапала коммунистическую звезду на своей коже
Губы Томаса, Марина Абрамович, 1975 (опубликовано в 1994). Источник: Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк.
Марина Абрамович родилась в 1946 году, вскоре после того, как Югославия официально стала коммунистическим государством. Учитывая характер режима и тот факт, что оба ее родителя были коммунистами, можно было подумать, что это приведет к тому, что она станет ярой последовательницей коммунистического мировоззрения. Но, как показывает ее творчество, все было наоборот. Выцарапывая коммунистическую звезду на своей коже во время некоторых выступлений, она демонстрировала боль от впечатывания идеологии в человеческую плоть.
3. Она потеряла сознание во время нескольких выступлений
Ритм пять, Марина Абрамович, 1974 (опубликовано в 1994).Источник: Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк.
По рассказам Марины Абрамович, ее воспитывала невероятно строгая мать, которая ввела комендантский час, пока художнице не исполнилось 29 лет. Однако это не остановило Марину Абрамович от бунтарства. В 1970-е годы она создавала различные перформансы, в которых не только она сама, но и зрители испытывали дискомфорт. Когда во время одного из перформансов она потеряла сознание, лежа посреди горящей звезды, это не остановило ее. Вместо этого она использовала случившееся как вдохновение для серии перформансов, во время которых она активно стремилась потерять сознание. Эти ранние эксперименты положили начало ее карьере, которая привела ее к еще большему риску, когда дело дошло до раздвигания границ между перформансом, жизнью и смертью.
4. Она рисковала жизнью во время выступления
Ритм 0, Марина Абрамович, 1975 (опубликовано в 1994). Источник: Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк.
Ритм 0″ — это, возможно, самый определяющий перформанс Марины Абрамович. Все было просто: Абрамович разложила на столе 72 предмета и дала зрителям инструкции, что они могут делать с ней все, что захотят. В течение шести часов Абрамович оставалась пассивной, а зрители начали делать с ней все более радикальные вещи. Раздев ее, прикоснувшись к ней неподобающим образом и порезав ей кожу, перформанс завершился тем, что один из зрителей приставил к ее голове заряженный пистолет.
Ритм 0″ — произведение, которое перевернуло представление о роли художника и зрителя и растворило разделение между произведением искусства, художником и зрителем. Она также подняла вопросы об ответственности, групповой динамике и насилии. Как заявляла художница в различных интервью, этот перформанс стал для нее невероятно травматичным опытом. И все же этот противоречивый эксперимент в итоге стал одним из самых жанроопределяющих произведений в истории перформанса.
5. Улай был ее артистическим и романтическим партнером
Влюбленные: Прогулка по Великой стене, Марина Абрамович и Улай, 1988, Источник: MoMA, Нью-Йорк
В середине 1970-х годов Марина Абрамович переехала в Амстердам, где познакомилась с художником-перформансистом Уве Лайсипеном, также известным как Улай. Далее последовали профессиональные и романтические отношения, во время которых оба художника продолжали испытывать границы времени, доверия и человеческой (не)связи. В одном из перформансов они неоднократно бегали друг против друга, а в другой совместной работе Улай в течение длительного времени направлял заряженную стрелу в сердце Абрамовича. Свой разрыв они также отметили перформансом. В 1988 году они начали идти навстречу друг другу с противоположных концов Великой китайской стены. Это путешествие заняло у них 90 дней. Встретившись на середине, они обнялись и разошлись в разные стороны. Свою работу они назвали «Влюбленные: Прогулка по Великой стене».
6. Она сделала антивоенное произведение
Балканское барокко, Марина Абрамович, 1997. Источник: MoMA, Нью-Йорк
Югославская война и сопровождавшие ее этнические чистки были невероятно травмирующими для Марины Абрамович. Перформанс «Балканское барокко» стал для нее попыткой примириться с кровавой историей своей родины. Спектакль длился семь часов и состоял из пения балканских народных песен во время уборки груды окровавленных коровьих костей. Пока она пыталась смыть кровь, ее белое платье медленно становилось красным. Как и все произведения искусства, балканское барокко можно интерпретировать по-разному. И все же не нужно обладать богатым воображением, чтобы связать бесконечную чистку костей со слишком человеческим желанием очиститься от боли и вины, связанных с ужасами войн в Югославии.
7. Ее произведение «Художник присутствует» просуществовало 736 часов
Художник присутствует», Марина Абрамович, фото Эндрю Рассета, 2010. Источник: Wikimedia Commons
В мире Абрамович нет разделения между произведением искусства, художником и зрителем. Ее основополагающая работа «Художник присутствует» стала еще одним примером способности Абрамович создавать произведения, которые преодолевают такие разделения. Когда ее пригласили создать работу для MoMA, она решила проводить семь часов в день, сидя на стуле внутри музея. Зрителям было предложено сесть напротив нее и молча смотреть ей в глаза столько, сколько им захочется.
Выступление состоялось весной 2010 года. В общей сложности Абрамович провела в кресле 736 часов и 30 минут. Некоторые зрители сидели напротив нее лишь несколько мгновений, другие же решили проверить пределы времени, проведя несколько часов, глядя в глаза художнице. В итоге эта работа попала в заголовки новостей, и в музей стали образовываться огромные очереди, в которые стекалось все больше и больше людей. Простой акт взгляда в глаза Абрамовича заставил нескольких зрителей разрыдаться, и многие описали этот опыт как чрезвычайно трогательный. Выступление Абрамович также посетили несколько знаменитостей, в том числе Леди Гага, Шэрон Стоун и ее бывший любовник и соавтор Улай.
8. Марина враждовала с Jay-Z
Jay-Z, фотограф Джоэлла Марано, 2011 год. Источник: Wikimedia Commons
Когда знаменитый хип-хоп исполнитель Jay-Z спросил Марину Абрамович, не согласится ли она выступить с его песней Picasso Baby, она согласилась при условии, что он пожертвует деньги на ее институт. Результатом стало 6-часовое выступление и десятиминутный перформанс-арт фильм, вдохновленный перформансом Абрамович «Художник присутствует» (The Artist Is Present). В одном из последующих интервью Абрамович пожаловалась, что Jay-Z не выполнил своего обещания. Но на этом история не закончилась: Как выяснилось, Jay-Z действительно сделал пожертвование ее институту. Просто ее коллеги не сообщили об этом Абрамович. В итоге институт принес публичные извинения и Jay-Z, и Абрамовичу за возникшее недоразумение.
9. Леди Гага — большая поклонница Марины Абрамович
Леди Гага, фотограф неизвестен, 2014 год. Источник: Wikimedia Commons
Jay-Z — далеко не единственная знаменитость, которая вдохновилась работами Марины. Поп-икона Леди Гага, как сообщается, приняла участие в 3-дневном ретрите, во время которого она изучала основы метода Абрамович. В получившемся видео она издает протяжные звуки, ходит обнаженной по лесу и смотрит в камеру с головой, окруженной кристаллами. Для меня большая честь иметь Марину Абрамович в качестве наставника. Ее вера в меня полностью изменила мою жизнь и пробудила во мне дисциплину, — написала поп-звезда в Твиттере в 2013 году. Абрамович также очень положительно отзывалась о Леди Гаге. Марина считает, что певица сыграла важную роль в привлечении нового поколения людей к ее творчеству.
10. Она заимствовала фрагменты выступлений у своих любимых артистов
Семь легких пьес, Марина Абрамович, 2005. Источник: Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк.
В 2005 году Абрамович создал выставку, состоящую из семи перформансов, вдохновленных другими художниками-исполнителями. Выставка называлась «Семь легких пьес». Шоу включало в себя адаптацию пьесы Виты Аккончи «Seedbed», в которой художник мастурбировал под пандусом, глядя на зрителей, которые шли над ним. Учитывая, что Абрамович — художник с женским телом, ее версия перформанса открыла совершенно новое измерение, когда речь зашла о гендере, сексуальности и власти. В другой работе Абрамович отдала дань уважения Йозефу Бойсу, воссоздав его произведение «Как объяснить картины мертвому зайцу».
11. Марина сыграла саму себя в опере
Жизнь и смерть Марины Абрамович, Роберт Уилсон и Марина Абрамович, 2011. Источник: Сайт Роберта Уилсона
Театральный режиссер Роберт Уилсон известен тем, что создает произведения, которые раздвигают границы времени. В 2011 году Уилсон и Абрамович совместно написали оперу «Жизнь и смерть Марины Абрамович», в которой художница сыграла и себя, и свою мать. Неудивительно, что опера прошла при полном аншлаге и получила восторженные отзывы от различных изданий.
12. Марина Абрамович продолжит творить и после смерти
Подпись к изображению: Марина Абрамович, сфотографированная Манфредом Вернером, 2012 год. Источник: Wikimedia Commons
Несмотря на то, что художница стала частью арт-истеблишмента, она продолжает вызывать споры, где бы она ни появилась. Ее постоянное присутствие в мире искусства даже породило сатирическую кампанию с просьбой о пожертвованиях, чтобы помешать ей делать перформансы. Но несмотря на то, что в 2023 году ей исполнится 77 лет, Абрамович не планирует уходить на пенсию.
The Artist Is Present, Марина Абрамович, фото Эндрю Рассета, 2010. Источник: Wikimedia Commons.
Но для художницы, превратившей свою жизнь в произведение искусства, нет смысла останавливаться. Наоборот — она уже планирует превратить свою смерть в произведение искусства. Марина планирует быть похороненной в трех разных городах и написала подробный сценарий своих похорон.