Современное искусство представлено огромным количеством талантливых художников, достигших величия в своем творчестве. В этой статье мы хотим представить вам 12 из них, чьи работы завораживают зрителей и вызывают восхищение.
1. Бэнкси — анонимный уличный художник из Великобритании, чьи работы посылают яркие и проникновенные социально-политические послания.
2. Яйои Кусама — японская художница, чьи психоделические инсталляции погружают зрителя в волшебный мир цветов и паттернов.
3. Ольга Розанова — русская художница, считающаяся одной из основоположников супрематизма и авангарда.
4. Луис Бургос — испанский художник, известный своими абстрактными живописными работами, вдохновленными традицией и современностью.
5. Люси маккензи — австралийская современная художница, работающая с мультимедиа и аудиовизуальными произведениями.
6. Шэйн Уолш — американский фотограф, чьи работы обращены к темам природы и экологии.
7. Ли Родригес — испанский скульптор, творчество которого отличается экспериментами с материалами и формами.
8. Ева Хесс — немецко-американская скульптор, чьи работы объединяют в себе минимализм и экспрессионизм.
9. Аня Галдин — российская художница, работающая с живописью и графикой, чьи работы играют на стыке мифологии и современности.
10. Ай-Вэй-Вэй — китайский художник-диссидент, чьи работы осуждают политическую репрессию и нарушение прав человека.
11. Марина Абрамович — сербская художница, известная своими перформансами и исследованием понятия человеческого тела.
12. Салли Мантенья — американская современная художница, чьи работы сочетают в себе элементы поп-арта и ностальгии.
Эти талантливые художники продолжают вдохновлять и удивлять зрителей по всему миру своими произведениями, достигая величия в мире искусства.
По словам художника Оноре Дюмье, быть современным — значит быть в своем времени. Новаторское современное искусство XIX и XX веков уже вошло в исторический канон, несмотря на возмущение и замешательство, которые оно вызывало в дни своего рождения. По мере того как стремительно менялся мир, менялись и тенденции в искусстве. Обычно эти изменения поначалу вызывают ужас и отвращение у консервативной публики. Вот 12 современных художников, которых вы должны знать!
12. Отец современных художников: Гюстав Курбе (1819 — 1877)
Погребение в Орнане, Гюстав Курбе, 1849-50, via Wikimedia Commons
Хотя специалисты до сих пор размышляют о том, кто был первым современным художником, имя Гюстава Курбе всплывает очень часто. Уникальность Курбе заключалась в его бескомпромиссной честности. Он отказывался приукрашивать реальность и обращаться к мифическим идеализированным сферам. Его главной темой был мир таким, какой он есть: жестокий, прямой и по-своему прекрасный.
Хотя современные зрители вряд ли сочтут работы Курбе новаторскими, решение показать реальный мир и реальных людей было новаторским во времена художника. Реализм Курбе не стеснялся нюансов физических тел, бедности, неравенства, социальных и политических проблем. Его легендарная работа «Погребение Орнана» была встречена с недоумением, когда оторванные от жизни рабочего класса художественные критики приняли бедную толпу скорбящих за странствующих артистов.
11. Сальвадор Дали (1904 — 1989)
Картина Сальвадора Дали «Освещенные удовольствия», 1929 г., через MoMA, Нью-Йорк
Самый известный художник-сюрреалист Сальвадор Дали всегда был окружен противоречиями. Одних он завораживал, других отталкивал. Тем не менее, испанский мастер оставил неизгладимый след в мировой истории и поп-культуре. Он разработал свой собственный символический визуальный язык, состоящий из тонконогих слонов, тающих часов и летающих кошек, которые мгновенно и безошибочно узнаваемы спустя десятилетия после смерти Дали.
Жизнь и творчество Дали также важны в контексте зарождавшейся в то время культуры знаменитостей. Он был известен тем, что делал спорные и оскорбительные заявления, носил нелепые наряды и держал экзотических животных в качестве домашних питомцев. Он не стеснялся коммерциализировать свое имя, появляться на телевидении и разрабатывать логотипы брендов. Хотя эти действия закрепили его репутацию в общественном сознании, они также отдалили его от остальных артистов.
10. Джорджия О’Кифф (1887 — 1986)
Картина Джорджии О’Кифф «Формы природы — Гаспе», 1932 г., через Sotheby’s
Имя матери американского модернизма Джорджии О’Кифф не нуждается в подробном представлении. Она настаивала на том, что нет ничего менее реального, чем реализм, и что истинное отображение мира может происходить только через тщательный отбор элементов, а не путем простого копирования сцены перед вами. О’Кифф была блестящим колористом. Палитра и сочетания оттенков в ее работах завораживают и заставляют оживать плоские полотна.
Вопреки распространенному мнению, цветочные картины О’Кифф не должны были ассоциироваться с женскими гениталиями. По словам художницы, ее композиции стали отправной точкой для отрыва от реальности в сторону абстракции. В отличие от многих других абстракционистов, О’Киффи выбрала в качестве основных инструментов не геометрические, а чисто органические формы. О’Кифф также отказывалась ассоциироваться с феминистским искусством, настаивая на том, что ее творчество не имеет ничего общего с ее полом.
9. Фрида Кало (1907 — 1954)
Автопортрет на границе между Мексикой и Соединенными Штатами, 1932 год, автор Фрида Кало, из журнала Smithsonian
Легендарная современная художница Фрида Кало оказала огромное влияние на мир искусства. За годы своего творчества она стала иконой сюрреализма, гомосексуального искусства, феминизма, моды и многого, многого другого. Хотя ее муж Диего Ривера также добился успеха, его слава не могла достичь того же уровня, что и слава Фриды.
Однако популярность Кало имеет и более мрачную подоплеку, иногда заставляя людей совершать отвратительные поступки. В ноябре 2022 года мексиканский коллекционер и любитель НФТ Мартин Мобарок приобрел рисунок Кало, чтобы потом сжечь его на глазах у ликующей толпы. Мобарок утверждал, что он уже увековечил работу, превратив ее в NFT, и таким образом избавился от необходимости иметь оригинал.
8. Синди Шерман (1954 -)
Фотография Синди Шерман «Без названия» (Untitled Film Still #3), 1977 г., через MoMA, Нью-Йорк
Великий современный фотограф своего времени и настоящий перевертыш, Синди Шерман радикально изменила понимание фотографии как художественного средства. Большинство ее работ — автопортреты, в которых Шерман, словно костюмы, примеряет на себя разные личности и полы. Однако она никогда не делает случайный выбор. Все ее персонажи — это отражение медийных личностей, вымышленных персонажей или представителей определенных социальных групп.
В контексте гендерной принадлежности Шерман ее художественная практика также затрагивает проблему тщеславия, связанную с фотографированием себя женщинами. В то же время автопортрет как художественный жанр — это, по сути, акт самопознания и самоуважения. Смешивая эти два контекста, Шерман открывает дискуссию о текучести и нестабильности социальных и гендерных норм.
7. Луиза Буржуа (1911 — 2010)
Паучья клетка Луизы Буржуа, 1997, через MoMA, Нью-Йорк
Луиза Буржуа — поистине легенда современного искусства, хотя признание она получила сравнительно поздно. От небольших текстильных объектов до масштабных инсталляций, главным занятием Буржуа была ее собственная память: ее работы исследуют чувство защиты, понятие дома, а также механизмы травмы и бессознательных желаний.
Работы Буржуа основаны на ее собственной мифологии и повторяющихся символах. Самый узнаваемый из них, паук, — не кошмарное существо, а символ матери Буржуа и ее любви. Он должен быть не угрожающим, а любящим, заботливым, озабоченным защитой своей семьи и плетением паутины. Семья художника занималась реставрацией гобеленов, и этот факт, несомненно, повлиял на символизм Буржуа и его интерес к текстилю.
6. Леонора Каррингтон (1917 — 2011)
Вторник» Леоноры Каррингтон, 1946 г., через Sotheby’s
Великая британская сюрреалистка Леонора Каррингтон была одной из многих художников, бежавших из Европы во время Второй мировой войны. Свои самые плодотворные годы она провела в Мексике, изучая местное народное искусство и создавая свое собственное. Каррингтон была в числе активисток движения за освобождение женщин в Мексике в 1970-х годах.
Как и другие женщины-сюрреалистки, Каррингтон внесла большое концептуальное разнообразие в движение, в котором доминировали мужчины. Мир Каррингтон населен ведьмами, колдуньями и феями, но эти мистические женщины далеки от фетишистских образов своих коллег-мужчин. Персонажи Каррингтон владеют своим пространством, каждым царством и каждым его аспектом. В отличие от других сюрреалистов, она не интересовалась трудами Зигмунда Фрейда, предпочитая основывать свои работы на личном опыте.
5. Анри Руссо (1844 — 1910)
Картина Анри Руссо «Ягуар нападает на лошадь», 1910, via Arthive
Таможенник, ставший художником, Анри Руссо был поистине выдающейся личностью. Критики высмеивали его наивный детский стиль, в то время как некоторые из самых прогрессивных художников превозносили его. Пабло Пикассо однажды нашел работы Руссо, продававшиеся на улице. Пораженный стилем, он немедленно разыскал автора и устроил в его честь банкет, провозгласив его королем художников.
Несмотря на то, что Руссо был известен своими картинами с изображением джунглей, он никогда не покидал Францию и не видел своих сказочных пейзажей в реальности. Все его знания о тропической флоре и фауне были получены из рассказов путешественников и посещений зоопарков и ботанических садов. Любопытно, что Руссо никогда не осознавал, насколько он отличается от других, считая себя очередным продолжателем традиций академической живописи.
4. Густав Климт (1862 — 1918)
Юдифь и голова Олоферна, Густав Климт, 1901 г., via Wikimedia Commons
Несмотря на мифический подтекст и сновидческую атмосферу своих работ, Климт не был далек от научных достижений своего времени. Частый гость интеллектуальных венских салонов, Климт проявлял глубокий интерес к психиатрии и медицине своей эпохи. В его работах нашли отражение идеи дарвинизма и психоанализа. Его произведения были гораздо сложнее и интеллектуальнее, чем кажется на первый взгляд.
Новаторы Климта, как и его ученик Эгон Шиле, часто изображали женскую сексуальность. В отличие от многих других художников того времени, Климт не ограничивал своих женских персонажей исключительно фетишистскими символами. Женщины Климта выглядят уверенными и самостоятельными, прекрасно осознающими свою сексуальность и контроль над ней.
3. Винсент Ван Гог (1853 — 1890)
Морской пейзаж в Сен-Мари, Винсент Ван Гог, 1888 г., via Wikimedia Commons
Глубоко переживавший и не оцененный по достоинству в течение всей своей жизни Винсент Ван Гог был не только новаторским художником. Он также внес большой вклад в создание мифа о непризнанном гениальном художнике. Его история — это история измученной души, непонятого таланта и сокрушительного одиночества.
Недавнее открытие, сделанное сотрудниками отдела консервации и реставрации ГМИИ им. Пушкина в Москве, может многое объяснить о беспокойном душевном состоянии художника. Химический анализ пигментов картины «Красный виноградник в Арле» показал, что в краске присутствует слюна художника. Во времена жизни Ван Гога некоторые виды красок были очень токсичны и содержали такие элементы, как свинец и мышьяк. По всей видимости, Ван Гог облизывал свои кисти во время работы, и отравление тяжелыми металлами могло послужить причиной его разрушающегося психического состояния.
2. Анри Матисс (1869 — 1954)
Золотая рыбка, Анри Матисс, 1911, через ArtDependence
Один из ключевых художников, связанных с движением фовистов, уникальный подход Матисса к цвету и линии сделал его легендой современного искусства еще при жизни. Идея Матисса оторвать цвет от объекта была новаторской для того времени. Другими словами, траву не обязательно было красить в зеленый цвет, а небо — в голубой. На Матисса повлияла не только французская традиция живописи, но и искусство Северной Африки. Его поездка в Марокко в 1912 году оказала неизгладимое влияние на его творчество, повлияв как на стиль, так и на выбор сюжетов.
В последние годы жизни слабое здоровье Матисса приковало его к инвалидному креслу. Работать с холстами и кистями было невозможно, поэтому Матисс нашел альтернативный путь. Он начал рисовать ножницами, раскладывая разноцветные бумажные вырезки и прикрепляя их к деревянным панелям.
1. Современный художник: Пабло Пикассо (1881 — 1973)
Ночная рыбалка в Антибе, Пабло Пикассо, 1939 г., через MoMA, Нью-Йорк
Нетерпеливый гений с разрушительными привычками и уникальным видением, Пабло Пикассо стал образцом великого современного художника. Он был пионером многих направлений и техник искусства. Он работал как живописец, скульптор, писатель и даже куратор искусства, организовав собственную ретроспективу в 1932 году.
Хотя Пикассо был настоящим новатором, его художественные достижения не возникли сами по себе. Он был высокообразованным художником, который не ограничивался знаниями своих предшественников. Пикассо учился у окружающего его мира, одним из первых среди европейских художников обратив внимание на незападное искусство. Он также был заядлым коллекционером произведений искусства, покупая работы своих недооцененных современников.