Афинский Акрополь, несомненно, является самой популярной достопримечательностью греческой столицы. Около семи миллионов туристов ежегодно поднимаются на холм Акрополя, чтобы телепортироваться в Древнюю Грецию и посмотреть на Парфенон. У места с богатой историей Акрополя есть множество увлекательных историй. В этой статье вы найдете 13 малоизвестных фактов об этом уникальном памятнике Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Что такое Афинский Акрополь?
Акрополь в переводе с греческого означает высокую точку в пределах города. Многие древнегреческие города имели свой собственный Акрополь, который обычно представлял собой цитадель на вершине холма. Самым известным Акрополем, безусловно, является Афинский. В эпоху классической Греции он был священным местом, посвященным культу богини-покровительницы города, Афины, а также других местных героев и божеств.
Хотя Акрополь был центром религиозной жизни Афин на протяжении многих веков, известность он приобрел в пятом веке до нашей эры, в золотой век афинской демократии. В то время Афины только что победили персов и возглавили союз греческих городов-государств, бросивших вызов спартанской гегемонии в Греции.
Перикл, выдающийся политик того времени, решительно отстаивал идею строительства нового Акрополя. Этот Акрополь должен был сделать Афины городом непревзойденной красоты и величия. Потратив легендарную сумму денег, афиняне полностью перестроили скалу Акрополя, превратив его в место чудес. Знаменитый Парфенон Акрополя, храм Афины Парфенос, был построен в то время вместе с рядом зданий, таких как Эрехтейон и Пропилеи.
Конечно, Акрополь не перестал развиваться после классического периода. Священный холм Афин продолжал меняться с каждой новой цивилизацией, которая выходила из города. Римляне, византийцы, латинские крестоносцы, османы и, наконец, современное греческое государство — все они оставили свой след на скалистом холме. Итак, давайте рассмотрим 13 фактов о священном холме Афин.
13. Акрополь был заселен в доисторические времена
Находки на Афинском Акрополе свидетельствуют о том, что холм был заселен, по крайней мере, с 4-го века.[ тысячелетие до нашей эры.
В период расцвета так называемой микенской цивилизации Акрополь стал важным центром. Большие циклопические стены, подобные микенским, защищали дворец (анакторон) и поселение на холме. Также был вырыт колодец, который, несомненно, пригодился во время осады. Эти стены назывались пеласгийскими и до сих пор частично видны посетителям, когда они входят в Пропилеи.
Афиняне архаического периода унаследовали руины микенского Акрополя, которые были достаточно богаты, чтобы породить целую мифологию о прошлом города. Микенская гробница на Акрополе, известная также как гробница легендарного афинского царя Кекропса, стала самым священным местом во всех Афинах.
12. Персы разрушили первый Парфенон до основания
Сразу после первой победы над персами в Марафоне (490 г. до н. э.) афиняне решили отпраздновать ее, построив грандиозный храм Афины. Для этого они разобрали другой храм под названием Гекатомбедос, что означает «сто футов» (древняя единица измерения длины), и использовали его материал для строительства нового храма.
Однако персы не сказали своего последнего слова. В 480 году до н. э. персидский царь Ксеркс I снова вторгся в Грецию. Осознав, что не в состоянии защитить город, афиняне приняли одно из самых важных решений в истории Афин. Они решили оставить город и отступить на остров Саламис, чтобы вызвать персов на морское сражение. В итоге афиняне вышли победителями из морского сражения при Саламине, но заплатили за это тяжелую цену.
Перед битвой персы вошли в Афины и разрушили город до основания. Недостроенный Препарфенон (так назывался Парфенон, который разрушили персы) не избежал гнева захватчиков, которые также разрушили старый храм Афины.
Когда афиняне вернулись в свой город, они решили оставить руины старого храма Афины на месте как напоминание об этих тяжелых временах. Также, спустя 33 года, они построили новый Парфенон на вершине руин Пропартенона.
11. Внутри Пропилеи находилась галерея древнего искусства
Одним из самых красивых зданий Акрополя являются Пропилеи. Пропилеи представляли собой монументальный вход на священный холм, спроектированный архитектором Мнесиклом. Здание было частью строительной программы Перикла, и, хотя его возведение заняло пять лет (437-342 гг. до н. э.), оно так и осталось незавершенным. Пропилеи были построены из высококачественного местного пентелийского мрамора и элефсинского известняка для отдельных частей здания.
Южная сторона здания, вероятно, использовалась для ритуальных трапез. А вот северная сторона была особенно интересна, поскольку представляла собой нечто вроде ранней художественной галереи. Павсаний, римский автор, описывает эту часть Пропилеи как Пинакотека, что означает «картинная галерея». Он даже описывает некоторые из картин, среди которых были работы на различные религиозные темы таких известных художников, как «греческий живописец Этос» Полигнот и Аглаофон.
Пинакотека интересна тем, что она была общедоступна, по крайней мере для тех, кому разрешалось входить на Акрополь (рабам и тем, кто не считался «чистым», вход был запрещен). Эта кажущаяся публичность Пинакотеки делает ее интересным примером в древней истории музеев.
10. Огромная статуя Афины Промахос стояла на Акрополе
В древние времена на Акрополе стояла колоссальная бронзовая статуя Афины. Статуя называлась «Афина Промахос», что означает «Та, что сражается на передовой». Эта статуя была работой Фидия, который также сделал знаменитую Афину Парфенос из золотой кости, находившуюся в Парфеноне. Согласно Павсанию (1.28.2), афиняне воздвигли статую в благодарность Афине после победы над персами при Марафоне:
«Сначала здесь находится бронзовая Афина, полученная от персов, высадившихся в Марафоне. Это работа Фидия, но рельефы на щите, включая бой между кентаврами и лапифами, как говорят, сделаны резцом Миса, для которого, как говорят, Паррасий, сын Эвенора, создал эту и остальные свои работы».
Никто не знает, насколько большой была статуя на самом деле, но одно можно сказать точно: она была действительно большой:
«Острие копья этой Афины и гребень ее шлема видны тем, кто плывет к Афины, как только Сунион будет пройден». (Сунион находится примерно в 60 км от Афин).
9. Акрополь был красочным местом
Многие люди сегодня думают, что древнегреческое искусство, особенно архитектура и скульптура, были просто белыми. Если кто-то сегодня посетит Парфенон на Акрополе, то увидит белый или, скорее, сероватый памятник рядом с такими же белыми античными руинами. Однако в древности все было совсем не так.
Древние греки были людьми, которые любили цвет. Их статуи были раскрашены в яркие цветовые сочетания. То же самое касалось и их храмов. Греческая архитектура была настолько красочной, что была ближе к современному китчу, чем к белому классическому идеалу из школьных учебников.
Причина того, что руины классической древности сегодня белые, заключается в том, что пигменты со временем разрушаются. Однако во многих случаях их можно обнаружить или даже увидеть невооруженным глазом. Хранители Британского музея обнаружили следы пигмента на мраморах Парфенона с тех пор, как они впервые попали в музей в начале 19 века.[ век.
Поистине прекрасное изображение Парфенона в цвете представлено на картине Альмы Тадемы Фидий, показывающий фриз Парфенона своим друзьям. Картина датируется 1868 годом и представляет собой визуально стимулирующее исследование фриза Парфенона. Итак, когда мы думаем об Акрополе и Парфеноне, мы должны представлять себе место цвета. Место, где разноцветные статуи встречаются с разноцветными храмами.
8. Битва между Афиной и Посейдоном произошла на Акрополе
Эректейон был самым священным местом в Афинах. Это было здание, состоящее из двух храмов, один из которых предназначался Афине, а другой — Посейдону. Чтобы понять, почему эти два бога делили здание, нам нужно вернуться к старому мифу о том, как Афины получили свое название.
По сюжету, Афина и Посейдон хотели взять город под свое покровительство. Чтобы избежать конфликта, Зевс вмешался и устроил бескровное состязание. Афина и Посейдон пришли на место, где сейчас стоит Эрехтейон, и жители Афин собрались посмотреть на состязание. Сначала Посейдон показал свой дар городу, ударив трезубцем по земле и создав воду. В свою очередь, Афина посадила семя, которое тут же выросло в оливковое дерево. Афиняне оценили оба дара. Однако у них уже был доступ к большому количеству воды. Поэтому они выбрали оливковое дерево Афины, которое стало отличным источником пищи и древесины. Афина стала божеством-покровителем города и назвала его в честь себя Афинами.
Эректейон — памятник этому мифу. Афиняне клялись, что слышали под зданием океан Посейдона. Также считалось, что отверстие в полу — это место, куда бог ударил своим трезубцем в состязании с Афиной. В половине храма Афины был небольшой двор, построенный вокруг легендарного дерева Афины.
7. Кариатиды охраняют гробницу мифического царя
Кариатиды Эрехтейона — одни из самых элегантных скульптур в истории искусства. Они уникальны тем, что сочетают в себе элегантность и функциональность.
Сегодня посетители Музея Акрополя могут увидеть пять из шести Кариатид (шестая находится в Британском музее), выставленных в качестве отдельно стоящих скульптур. Однако первоначально они служили причудливыми колоннами на «Крыльце дев» Эректейона.
Название «Кариатиды» означает «девы из Кариаи» — города на юге Греции. У жителей города Кариаи были исключительные отношения с богиней Артемидой. Точнее, их культ был направлен на Артемиду Кариатиду. Поэтому многие ученые считают, что Кариатиды представляют собой жриц Артемиды из Кариаи.
Шесть женщин Эрехтейона поддерживают крышу, возведенную над микенской гробницей, приписываемой легендарному афинскому царю Цекропсу. Цекропс был интересной фигурой в афинской мифической традиции. Считалось, что он родился из земли (автохтон) и по этой причине был наполовину человеком, а наполовину змеей (змеи были для греков земными существами par excellence). В этой обстановке Кариатиды, возможно, просто защищают одно из самых священных мест Афин. Возможно, они также сопровождают мифического афинского царя в загробном мире.
6. Акрополь имеет множество пещерных святилищ
На вершине Акрополя государство в первую очередь славило Афину и ряд других богов и героев. Однако вокруг скалистого холма располагалось множество небольших пещерных святилищ, отвечавших различным потребностям. В отличие от официальных культов, поддерживаемых афинскими буржуа на вершине холма, эти святилища были небольшими культовыми площадками, предлагающими индивидуальный контакт с божествами, что отвечало потребностям простых людей.
Три самые важные пещеры были посвящены Зевсу, Аполлону и Пану. Среди других примечательных — святилище Афродиты и Эроса. Еще одна была посвящена Агларосе, мифической дочери Кекропса. Согласно легенде, Афины находились в тяжелой осаде, когда в пророчестве было сказано, что спастись Афины смогут только благодаря добровольной жертве. Услышав это, Аглаврос немедленно сбежала со скалы Акрополя.
В память о ней афиняне устраивали ежегодный фестиваль под названием Агаурея. Во время него афинская молодежь надевала доспехи и клялась защищать город перед святилищем Аглауры.
5. Великое шествие ознаменовало окончание величайшего афинского праздника
Каждые четыре года, в месяц Гекатомбайон аттического календаря (июль-август), афиняне собирались, чтобы отпраздновать свой самый важный праздник — Великую Панафинею. Это было религиозное мероприятие в честь богини Афины, которое также включало в себя ряд соревнований. В программу Панафиней входили атлетические игры, подобные тем, что проходили в Олимпии (Олимпийские игры), а также состязания в поэзии и музыке.
Кульминацией фестиваля была впечатляющая процессия, которая проходила в последний день. Весь город собирался, чтобы посмотреть, как более тысячи человек проходят от кладбища Керамейкос до алтаря Афины на Акрополе. Возглавляла процессию верховная жрица Афины. Достигнув Акрополя, процессия доходила до Эрехтейона, где хранилось священное деревянное культовое изображение (ксоанон) Афины. Затем статую облачали в священный пеплос — одежду, которую ткали аррефоры, девочки в возрасте от 7 до 11 лет. Для Малой Панафинеи, ежегодного праздника меньшей важности, готовили менее впечатляющий пеплос. После этого процессия доходила до алтаря Афины, где в жертву приносилось не менее 100 овец и коров, которые затем съедались. Считается, что панафинейская процессия также изображена на фризе Парфенона.
4. Парфенон был христианской церковью и мечетью
Сейчас Парфенон в Акрополе известен как храм богини Афины, но за свою долгую жизнь в 2 500 лет храм много раз переходил из рук в руки. После четвертого века нашей эры старая языческая религия начала угасать перед христианством. Христианизированная поздняя Римская империя и ее продолжение, известное как Византийская империя, гарантировали, что новая догма не встретит конкуренции. В 435 году император Феодосий II закрыл все языческие храмы. К концу шестого века Парфенон был превращен в христианскую церковь. Новая церковь была посвящена Парфенос Марии (Деве Марии), очевидной замене Парфенос Афины.
В 1204 году четвертый крестовый поход вышел за пределы своего курса, чтобы уничтожить христианский остаток Восточной империи, известный как Византия. Афины стали латинской Голландией, а Парфенон — католической церковью примерно на 250 лет. В 1458 году османы захватили Афины и превратили Парфенон в мечеть с минаретом.
Следующая глава в истории памятника наступила после Греческой революции (1821-1832), в результате которой было создано современное греческое государство. С тех пор Парфенон является историческим объектом, а с 1933 года было осуществлено девять реставрационных проектов.
3. Парфенон пережил множество разрушений
Первое крупное разрушение произошло в третьем веке нашей эры, когда пожар уничтожил крышу храма. В 276 году германское племя герулов разграбило Афины и разрушило Парфенон, который вскоре был восстановлен.
Парфенон пострадал во время многочисленных трансформаций из языческого в ортодоксальный христианский храм и из римско-католической церкви в мечеть. Кроме того, монументальная статуя Афины была перевезена в Константинополь. Тем не менее, благодаря такому постоянному использованию Парфенона, здание хорошо сохранилось.
Все изменилось в 1687 году, когда венецианские войска под командованием генерала Моросини осадили Афины. Тогда османская гвардия укрепила Акрополь и использовала Парфенон в качестве порохового склада. Узнав, что османы хранят порох в Парфеноне, Моросини выбрал храм в качестве мишени. Одного пушечного ядра хватило, чтобы разрушить храм и убить 300 человек.
После взрыва из четырех стен Парфенона уцелела только одна. Более половины фриза обрушилось, крыша исчезла, а восточный портик теперь представлял собой единственную колонну. Парфенон так и не смог оправиться от этого разрушения.
Тем не менее, спустя столетие, в 1801 году, Томас Брюс, 7-й граф Элгин и британский посол, поставил последнюю точку в симфонии разрушения. Элгин снял значительную часть фриза и фронтонов храма, а также кариатиду из Эрехтейона и части из храма Афины Ники.
Груз попал в Британский музей после долгого и мучительного путешествия. Стоит отметить, что корабль, перевозивший мрамор, затонул вскоре после отплытия из Афин, и группа греческих дайверов помогла извлечь ящики с мрамором.
2. Баварский король задумал построить здесь свой дворец
В 1832 году Греция стала независимым государством под покровительством крупнейших европейских держав (Англии, Франции, России). Во времена, когда действовал Священный союз, а идея демократии казалась еретической, европейцы не могли допустить существования нового государства без абсолютного монарха. В итоге европейские державы посадили на трон новообретенного королевства баварского принца Отто Фридриха Людвига.
Вскоре после прибытия в новую столицу Афины Оттон столкнулся с проблемой: здесь не было подходящего королевского дворца. Карл Фридрих Шинкель, знаменитый художник и архитектор, предложил новаторское решение.
Он предложил, чтобы дворец нового монарха располагался на вершине Акрополя. Его планы по строительству дворца были направлены на создание монументального царского комплекса. К счастью для будущих археологов, король отказался от этой идеи как от неосуществимой. Тем не менее, изображения планов, нарисованные Карлом Фридрихом Шинкелем, дают очаровательное представление об альтернативной реальности.
1. Акт сопротивления нацизму произошел на Акрополе
В апреле 1941 года Афины перешли под власть Гитлера. На холме Акрополя вместо флага Греческого королевства развевалась свастика.
30 мая 1941 года два студента греческого университета по имени Манолис Глезос и Апостолос Сантас тайно поднялись на Акрополь через пещеру Пандросейон. Избежав немецкого охранника, который напивался возле Пропилеи, они сняли свастику и ушли незамеченными. Жители Афин проснулись и увидели Акрополь, свободный от символа завоевателя. Это был первый акт сопротивления в Греции и один из первых в Европе. Эта новость подняла настроение оккупированных европейских стран, как символическая победа над фашизмом.