В общепринятую эпоху греческий термин мифос стало означать «басня, или вымысел», а не его первоначальное определение: «сообщение, повествование или рассказ с историческим субстратом». В результате историки на протяжении всей истории использовали термин «миф» в значении «басня». Таким образом, традиционное греко-римское употребление слова «миф» является пренебрежительным, а словосочетание «греческая мифология», используемое сегодня в академическом дискурсе, может ошибочно означать, что все древние сказания являются именно такими. Однако все эти сказания имели хоть какую-то связь с реальным миром, в котором жили древние. Мифы часто использовались для осмысления мира, углубляя связь людей с окружающим миром и способствуя формированию чувства общей идентичности, уходящей корнями в мифы и легенды. Вот четыре реальных места из греческой мифологии.
1. Минотавр и дворец царя Миноса в греческой мифологии
Краснофигурный кубок с изображением Тесея, убивающего Минотавра, работа Дуриса, 485 г. до н. э. — 480 г. до н. э., через Британский музей, ЛондонТесей и Минотавр — одна из самых известных диад в греческой мифологии, и не зря. Неестественный отпрыск царицы Пасифаи — жены критского царя Миноса — и быка, посланного Зевсом, Минотавр был гибридом получеловека и полубыка, наводившим ужас на афинян. Но как появилась эта страшная история?
Смущенный зрелищем того, как его жена рожает столь ужасное чудовище, Минос поручил Дедалу, легендарному мастеру, построить в Кносском дворце непреодолимый лабиринт и поместить в него Минотавра. Вместо того чтобы убить существо, Минос нашел ему дьявольское применение, поместив в лабиринт своих заключенных врагов и заставив их встретиться лицом к лицу с ужасом, которым был Минотавр. Использование Миносом Минотавра только усугубилось после смерти его сына Андрогея от быка в Афинах. Требуя возмездия, Минос потребовал от афинского царя Эгея принести семь мужчин и женщин в жертву Минотавру в лабиринте. На третий год ежегодных жертвоприношений Тесей, сын Эгея, вызвался добровольцем с полным намерением раз и навсегда убить Минотавра.
Тесею удалось не только убить Минотавра, но и выбраться из лабиринта с помощью клубка пряжи (подаренного ему принцессой Ариадной). Победив Минотавра и спасши афинян, Тесей отплыл обратно в Афины с Ариадной на руках. Так есть ли правда за странной историей о Тесее и плотоядном Минотавре?
Более чем за тысячелетие до первой истории о Минотавре на острове Крит существовала цивилизация бронзового века. В 1899 году, после открытия сэром Артуром Эвансом Кносского дворца на Крите, эти люди получили название — минойцы.
Хотя реконструкция археологических раскопок Эванса вызывает споры, это место действительно находилось в центре цивилизации, которая глубоко почитала быка, и его часто считают первым периодом европейской цивилизации. Минойцы, названные так в честь царя Миноса, доминировали в Эгейском и Средиземноморском морях с точки зрения искусства, экономики, архитектуры и религии с 3000 до 1100 года до нашей эры. Одним из наиболее интересных религиозных аспектов минойской цивилизации и, возможно, источником вдохновения для Минотавра была практика прыжков на быках.
Хотя сегодня для ученых эта практика остается загадочной, минойские быки и прыжки на быках были значимыми иконами в минойском обществе, о чем свидетельствуют блестящие артефакты, святыни и фрески. Хотя о существовании Тесея и царя Миноса до сих пор строятся догадки, есть четыре минойских дворца, которые можно посетить и сегодня: Кносс, Фестос, Малия и Като Закрос.
2. Падение Трои и Генрих Шлиман
Прежде чем быть записанным в гомеровских Илиада между концом VIII или началом VII века до н. э. история Трои уже была сказкой, стоящей в авангарде долгой устной традиции. Повесть, которая начинается в конце десятилетней войны. Илиада повествует о важнейшем периоде Троянской войны — противостоянии города Трои и его союзников с конфедерацией греческих городов, известных под общим названием ахейцы.
Троянская война началась, когда Парис, сын троянского царя Приама, отнял у ахейского царя Менелая Елену, самую красивую женщину в мире. Гордый и кровожадный, Менелай собрал колоссальную армию, и они отплыли в Трою, решив вернуть себе Елену и войти в историю. После многих лет войн, моров, вмешательства богов и амазонок война была проиграна, и Троя пала, несмотря на все усилия противостоять воюющим ахейцам.
Несмотря на трагическую развязку и гибель многих героев, в Илиада не только дала древним грекам чувство идентичности, но и преподнесла вечные уроки единства, гордости, горя и гнева. Хотя многие ученые сомневались в достоверности Илиада и считали ее чистым вымыслом, но были и такие, кто верил, что в мифе есть доля правды и ее просто необходимо раскопать.
Следуя подсказкам из ИлиадаФрэнк Калверт, археолог-любитель, прибыл в Чанаккале (Турция) и познакомился с шотландским журналистом и геологом Чарльзом Маклареном около 1847 года. Посоветовавшись с Маклареном, Калверт начал пробные раскопки в 1863 году на Хисарлыке, кургане высотой 32 метра (105 футов), который Макларен предположил, что это место Трои. Однако усилия Калверта не увенчались успехом из-за нехватки средств.
Генрих Шлиман, богатый бизнесмен, приглашенный Калвертом на место раскопок, взял на себя инициативу и начал раскопки в 1868 году. Считая, что он нашел Трою после того, как в 1873 году было обнаружено множество великолепных артефактов, Шлиман попал в заголовки газет и намеренно затмил первоначальные усилия Калверта. К сожалению, из-за ускоренных и небрежных раскопок верхних уровней Шлиман, скорее всего, уничтожил тот самый город, который он искал (Шлиман полагал, что Троя находится в более глубоких подуровнях). Вместо этого артефакты, обнаруженные Шлиманом, датируются примерно 2400 годом до нашей эры, что более чем на тысячу лет раньше гомеровской Трои. Позднее археологи определили не менее девяти городов, которые находились на территории кургана в тот или иной период времени, и впоследствии назвали их Троя I — IX.
Шлиман раскопал артефакты из подуровня Трои II, но Троя VII — это подуровень, который соответствует микенской эпохе и несет следы насильственного завершения (подобающего Илиада). Вскоре Шлиман разрушил еще большую часть археологического памятника из-за неправильных процедур раскопок. Несмотря на то, что Троя подверглась жестокому обращению со стороны Шлимана, объект ЮНЕСКО все еще виден сегодня и, возможно, когда-то хранил артефакты, которые могли бы стереть все сомнения относительно легитимности Илиада.
3. Медуза и афинский Акрополь
До того как Медуза потеряла голову от удара арфы Персея, она не всегда была той горгоной, которую мы знаем. Согласно Овидию, римскому поэту, Медуза была прекрасной жрицей Афины, которая, к сожалению, привлекла внимание похотливого морского бога Посейдона. Находясь на афинском Акрополе, Посейдон, по преданию, изнасиловал Медузу и разгневал Афину, богиню мудрости и войны, за столь святотатственный поступок.
Примечательно, что пересказ Овидия вызывает споры из-за того, что ни один из оригинальных греческих источников не упоминает об изнасиловании. Каким бы двусмысленным ни было взаимодействие, Афина была разгневана и жаждала мести. Нацелившись на беззащитную деву, Афина превратила Медузу в существо, способное превратить в камень любого, кто взглянет на нее, а ее волосы — в ядовитых змей. Медуза бежала на остров Сарпедон и в конце концов стала объектом бесчисленных охот знаменитых воинов за призами, все из которых погибли ужасной смертью. Можно считать, что Афина достаточно наказала Медузу, но это было бы неверно. Когда царь Серифоса Полидектес поручил Персею принести ему голову Медузы, Афина с радостью согласилась помочь. После обезглавливания Медузы и приключений Персея Афина приобрела голову горгоны и поместила ее на свой щит или доспехи как бессмертную эмблему своего гнева.
Хотя Медуза была ненастоящей, Афинский Акрополь — это реальное место. На афинском Акрополе находится множество памятников — храм Афины Никеи, Пропилеи, Эрехтейон и Парфенон. Плато, на котором расположен Афинский Акрополь, изначально использовалось для религиозных посвящений Афине Полиас еще в микенскую эпоху (1600 — 1100 гг. до н.э.) и было священным местом на протяжении более 3600 лет.
Во время Персидских войн в 480 году до н. э. царь Ксеркс I разрушил Афины до основания, включая Старый Парфенон и другие памятники, находившиеся на Акрополе. Разгневанный Кимон, афинский политик и полководец, запретил любые формы реконструкции как напоминание о разрушениях, причиненных захватчиками. Несмотря на то, что Кимон был настроен решительно, его запрет продержался всего год. После победы афинян при Марафоне в 479 году до н. э. началась реконструкция Акрополя в соответствии с генеральным планом Перикла. Первым этапом этого плана стало строительство Парфенона в 447 году до н. э., которое было завершено только в 432 году до н. э. Хотя он так и остался недостроенным, в 437-431 гг. до н. э. у входа в Парфенон была возведена Пропилея (Пелопоннесская война остановила работы, и они так и не возобновились). После десяти нестабильных лет в 421 году до н. э. был закончен храм Афины Никеи, а в 406 году до н. э. — Эрехтейон.
Раз в четыре года на Акрополе проходил фестиваль, известный как Великая Панафинея, сравнимый с Олимпийскими играми. Во время Великой Панафинеи процессия проходила через весь город по Панафинейскому пути и заканчивалась на Акрополе, где на статую Афины Полиас или статую Афины Парфенос надевали новый пеплос (одежда длиной до тела, которую носили женщины в Греции). Размещение пеплоса зависело от того, была ли это Малая Пантенея или Большая Панафинея. Помимо шествия, проводились атлетические, музыкальные и рапсодические состязания с множеством достойных призов. Хотя Акрополь — священное место для поклонения Афине, за его дорической и ионической архитектурой скрывается зловещий аспект. Афинский Акрополь, украшенный антефиксами горгон, рельефами и скульптурами, также служил напоминанием о неумолимой и мстительной природе олимпийских богов в Древней Греции.
4. Дельфийский оракул и храм Аполлона в греческой мифологии
Получая пророчества от Аполлона в фантасмагорическом трансе, Пифия (или Дельфийский оракул) была одной из самых могущественных фигур в Греции, и на то были веские причины. Чтобы получить эти пророчества от Аполлона, пифия должна была выполнить обширный мистический ритуал. Сначала пифия купалась в Касталийском источнике, чтобы очиститься, затем приносила в жертву козла, которого ее помощники использовали для определения предзнаменований. Затем пифия спускалась под храм Аполлона в окуренную ячменем и лавровыми листьями камеру, называемую Адитон.
Заняв место на крытом треножнике в центре храма, она Омфалос, она начинала свое трансцендентное состояние с того, что трясла лавровыми ветвями и обращалась к Аполлону. Чтобы получить совет Аполлона и пифии, нужно было принести в жертву лавровые ветви, деньги, а часто и черного барана. Хотя по всей Греции существовало множество оракулов, пифия была самой известной и уважаемой из них. Все, кто мог позволить себе консультацию с пифией, начиная с ключевых членов городов-государств и заканчивая царями. Среди этих многочисленных посетителей были Ликург из Спарты и Солон из Афин — личности, сформировавшие древнегреческий мир таким, каким мы его знаем.
Хотя методы пифии могут показаться экстравагантными по своей природе, пифия была законной и влиятельной фигурой в греческом обществе. Хотя об отдельных пифиях известно немного, все, кто занимал эту должность, были целомудренными женщинами, которые носили титул пифии до конца своей жизни. Сама по себе загадка (у большинства мужских божеств были жрецы-мужчины, а у женских — жрицы), пифия была поистине удивительной фигурой даже для древнего мира.
Получив помещения в пределах Дельф, пифии могли с относительной легкостью и роскошью посвятить себя пожизненному рабству. Почему именно Дельфы стали местом расположения столь важного религиозного объекта? До возведения храмов, посвященных Аполлону, это место было посвящено Гее, богине земли, матери всего живого. Однако со временем Аполлон похитил Пифию после победы над Пифоном, покровителем Пифии и ребенком Геи. Кроме того, Дельфы были объявлены центром мира (или Омфалос) Зевсом, и в Археологическом музее Дельф даже есть артефакт в память о его решении.
Храм Аполлона, расположенный на горе Парнас и возвышающийся над долиной Фокиса, сохранился до наших дней. Однако прежде чем добраться до храма Аполлона, нужно пройти по Священному пути и миновать остатки древних сокровищниц, принадлежавших сицилийцам, фиванцам, киренаикам, мегарянам, массалиотам, сифнийцам и афинянам, что свидетельствует о том, насколько уважаемым было это место.