Гюстав Доре — французский художник романтического направления, наиболее известный своими книжными иллюстрациями, выгравированными на дереве. Его техника печати принесла ему большое признание, хотя для большинства заказов он в основном рисовал эскизы, а его команда резчиков помогала ему в этом утомительном процессе. Он создал около 10 000 иллюстраций, что помогло ему стать одним из самых плодовитых и высоко ценимых книжных иллюстраторов своего времени. Вот история его жизни, а также самые известные примеры его работ.
Биография Гюстава Доре
Гюстав Доре работы Надара, 1867, через Национальную библиотеку Франции
Доре родился в Страсбурге, Франция, в 1832 году. Его рисунки в возрасте 5 лет значительно превосходили художественный уровень других детей, а вырезать по камню он начал только в 12 лет. Его карьера в искусстве началась в 15 лет, когда он начал работать во французской газете Le journal pour rire в качестве карикатуриста. Основным методом, который он использовал в то время, была гравюра на дереве. В период с 1847 по 1854 год Доре создал несколько текстовых комиксов и начал получать заказы на иллюстрирование книг таких известных авторов, как Мильтон и Данте. Один из самых значительных заказов он получил от лорда Байрона в 1853 году.
Иллюстрации, созданные им в 1860-х годах для французской версии «Дон Кихота» Сервантеса, стали общепризнанными образцами культовых персонажей. В 1861 году он получил звание кавалера Почетного легиона — высшего французского ордена, присуждаемого правительством. Британский издатель заказал новые иллюстрации для Библии. Они были выпущены в 1866 году и приобрели бешеную популярность. В следующем году его работы были представлены на крупной персональной выставке в Лондоне. Доре прославился и своими картинами, но наибольшее внимание и признание привлекли его ксилографии и гравюры. Когда он писал картины, то в основном использовал масляные краски на холсте.
Вентворт-стрит, Уайтчепел, Гюстав Доре, 1856 г., через Infobae
В сотрудничестве с английским писателем Бланшаром Джерролдом и издательством «Грант и Ко» он создал 180 гравюр на дереве для книги «Лондон: A Pilgrimage. Некоторые критиковали его за то, что он уделял много внимания бедности Лондона, в то время как такие художники, как Винсент Ван Гог, использовали его в качестве источника вдохновения. Доре продолжал иллюстрировать книги и публиковал свои работы в «Иллюстрированных лондонских новостях». Он умер в 1883 году после непродолжительной болезни. Он так и не женился и всю жизнь прожил с матерью. Вот 4 примера его самых известных работ.
1. Иллюстрации к Библии (1866)
Гюстав Доре «Видение смерти», 1868, via Brainpick
Для французского издания Библии 1866 года Доре создал серию «Большая Библия из Тура», состоящую из 241 гравюры на дереве. Благодаря характерным для него романтическим художественным тенденциям, он хорошо подходил для выполнения этого заказа и отдавал ему предпочтение. Вдохновленные христианством темы, напоминающие об историческом, религиозном европейском искусстве, были переплетены с историями из Ветхого и Нового Завета. Работа сразу же получила высокую оценку и до сих пор остается одним из самых влиятельных его творений. В том же году Cassell & Company выпустила это иллюстрированное издание в Великобритании, и реакция была столь же положительной, что привело к его персональной выставке и открытию галереи Doré.
Видение смерти» — один из 241 рисунка, созданного им для Библии. Из-за большого количества рисунков ему помогали высококвалифицированные граверы по дереву, такие как Элиодор Пизан. На рисунке Смерть изображена как всадник Апокалипсиса с Аидом на заднем плане. Он привлекает внимание зрителя к Смерти с помощью белых пятен, которые кажутся ярким светом, что соответствует истории, рассказанной в Откровении 6:7-8. Сгущающиеся облака внизу и преобладание черного цвета изображают ночное небо, полное ужаса, что визуально передает мрачную атмосферу стиха.
Гюстав Доре «Сотворение света», 1866, via Catholic-Resources
Одна из его ветхозаветных гравюр «Сотворение света» напрямую связана с Бытием 1:3 и является одной из самых ранних иллюстраций этой серии. Визуально она кажется более простой, чем другие его работы, с меньшим количеством деталей и без человеческих или святых фигур. Однако восходящее солнце на фоне темных облаков символизирует победу над злом. По сравнению со многими другими его работами, на которых изображены хаос и безнравственность, эта несет в себе дух надежды, который передается через мастерское использование различных оттенков и тонов серого. Этот акт Бога произошел в первый день творения, поэтому решение Доре изобразить только небо и свет дает сильное ощущение того, что до этого ничего не существовало.
2. Иллюстрации к «Божественной комедии» Данте (1861-1868)
Данте и Вергилий в девятом круге ада, Гюстав Доре, 1861 г. via Wikimedia
Когда Доре впервые предложил своему издателю Луи Ашетту проект создания рисованных иллюстраций к первой части эпической поэмы Данте «Божественная комедия» под названием «Инферно» (ок. 1300-1314), ему было отказано в финансировании. Когда он решил сам финансировать первое издание, его издатель одобрил проект. Доре работал над иллюстрациями к «Божественной комедии» с 1861 по 1868 год. Подобно Библии, сочинения Данте о загробной жизни и подземном мире соответствовали драматическому художественному стилю Доре, который подходил для изображения религиозных тем. После успеха иллюстраций к «Инферно» он приступил к созданию гравюр к двум другим частям, названным «Пургаторио» и «Парадизо».
В Инферно (Ад) Данте бродит по лесу и безуспешно ищет спасения. Его находит классический римский поэт Вергилий и отправляется вместе с ним в подземный мир. Данте одет в красную мантию — его традиционное одеяние, а Вергилий носит лавровый венок. На этой картине изображен последний из девяти кругов ада, которые разделяют умерших по их грехам. Этот круг представляет собой грехи злобы. Окружающие двух пассажиров грешники в агонии застряли в ледяном озере.
3. Иллюстрации к Дон Кихоту
Дон Кихот и Санчо на прогулке, Гюстав Доре, 1863 г., через Arteebo
Дон Кихот» — революционное произведение, написанное испанским писателем Мигелем де Сервантесом в начале XVII века. Французская версия была издана в 1860-х годах с иллюстрациями Доре, которые сильно повлияли на восприятие читателями оригинального произведения и на то, как были разработаны персонажи для театральных постановок. Доре нарисовал около 200 иллюстраций, которые были переданы искусным резчикам по дереву для создания окончательной продукции для печатной книги. В готовое издание вошло 120 гравированных на дереве полностраничных изображений. Его видение в чем-то противоречило оригинальному роману, однако его способность преобразить историю с помощью своего собственного отличительного стиля привела к созданию весьма почитаемого и квинтэссенциального произведения.
Его рисунки Дон Кихота и Санчо Пансы конкурировали с иллюстрациями французских граверов Койпеля и Иоганно. Даже несмотря на преобладание уже существовавших иллюстраций, нарисованные им персонажи оказались самыми влиятельными. На этой гравюре изображено начало путешествия Дон Кихота, который мечтает о рыцарской жизни и гоняется за иллюзиями, которые никогда не воплощаются в реальность. Рядом с ним находится его приятель Санчо Панса, крестьянин, который становится оруженосцем Кихота. На гравюре Кихот выше на коне, что символизирует его обманчивую власть над Пансой. Однако лошадь и осел, который везет Пансу, изображены рядом, что подчеркивает тот факт, что сочетание необычных фантазий Кихота и здравой логики Пансы создает функциональный разум и тело.
4. Потерянный рай Иллюстрации Гюстава Доре
Падение сатаны, Гюстав Доре, 1866 г., через Amazon
Потерянный рай» — эпическая поэма, написанная английским поэтом Джоном Мильтоном в 1667 году. Даже спустя 4 столетия поэма по-прежнему считается одним из величайших произведений английской литературы. Мильтон пишет свою версию того, что последовало за величайшим грехом Адама и Евы в Эдемском саду. Благодаря неизменной популярности поэмы на протяжении многих лет, с момента ее первого выхода в свет выходят новые издания. По заказу издательства Cassell, Petter, and Galphin Доре проиллюстрировал новую версию, опубликованную в Лондоне и Нью-Йорке в 1866 году. Он создал 50 иллюстраций, которые были воплощены в 50 пластин. Централизация религиозных тем соответствовала его художественному стилю, и эта заказная работа стала еще одним примером его способности изображать библейские истории с такой мощной образностью.
Падение Сатаны иллюстрирует стих из четвертой книги поэмы и связано с библейским стихом Исаии 14:12. Сатана бродит по Эдему и пытается искусить Еву. Гравюра ссылается на цитату,
Я несчастен! В какую сторону мне лететь, Бесконечный гнев и бесконечное отчаяние? В какую сторону мне лететь — это ад; я сам — ад.
Одна из частей, которую Мильтон добавляет к оригинальной библейской истории, — это история о том, почему Сатана, падшие ангелы и другие демоны желали падения человечества, используя обман и восстание против Божьих правил. В поэме много внимания уделяется роли Сатаны в войне между раем и адом. Это одна из причин, по которой эта гравюра оказалась столь влиятельной. Светлые и темные тона белого и серого фона с контрастным темным силуэтом падающей фигуры представляют собой битву между добром и злом.