До изобретения фотоаппарата, около 2000 лет назад, существовал предшественник под названием камера-обскура использовалась древними греками и китайцами. Камера-обскура представляла собой темную комнату с отверстием в одной из стен. Через это отверстие изображения внешнего мира проецировались на противоположную стену. Когда в 1727 году немецкий профессор анатомии Иоганн Генрих Шульце подтвердил, что потемнение солей серебра происходит под воздействием света, он внес свой вклад в изобретение первой камеры. Первый фотоаппарат был изготовлен в 1826 году, после чего появилось множество техник съемки. Читайте далее, чтобы узнать больше о технике фотографии XIX века.
1. Самая известная техника фотографии XIX века: Дагерротип
В 1826 году Жозефу Никифору Ниепсу (1765 — 1833) удалось сделать первую проявленную фотографию с помощью техники, названной гелиографией. Метод гелиографии заключался в том, что портативную камеру-обскуру держали у окна, чтобы подвергнуть солнечным лучам оловянную пластину, покрытую битумом или асфальтом. После этого успешного эксперимента Ниепсе начал сотрудничать с французским художником и химиком Луи-Жакку-Манде Дагером (1787-1851). Дагер работал профессиональным художником в театре, используя для рисования технику камеры-обскуры. Тот факт, что он интересовался съемкой отражений, свел его с Ниепсом.
После смерти Ньепса в 1833 году Дагер продолжил их работу, взяв за основу ранние эксперименты Ньепса. В 1839 году Дагер совершил прорыв и разработал новаторскую технику. Так появился дагерротип и первый коммерчески успешный фотографический процесс. Дагер представил свою технику Французской академии и Академии изящных искусств. Это событие позже назвали рождением фотографии.
Техника дагерротипии заключалась в том, что посеребренный медный лист сначала полировался до получения зеркальной поверхности. После полировки медную пластину держали в темной комнате, где она подвергалась воздействию паров йода, брома и хлора для образования светочувствительного слоя йодистого серебра. Затем пластину помещали в фотоаппарат, после чего она подвергалась воздействию света в течение короткого или длительного периода времени, в зависимости от того, насколько светлой должна была быть фотография. Чем дольше она экспонировалась, тем светлее получался результат.
После экспозиции пластину вынимали из камеры, чтобы дать изображению проявиться под воздействием паров ртути. После проявки пластину купали в солевом растворе, который удалял проявляющий состав. Чтобы защитить изображение, пластину покрывали хлорным золотом, а затем закрывали стеклянным листом и помещали в рамку.
У техники дагерротипии был и недостаток. Она позволяла получить только одну копию изображения. Создание дополнительных копий было невозможно. Кроме того, созданная копия представляла собой зеркальное отражение изображенного человека. Дагерротипист мог установить перед объективом зеркало или отражающую призму, чтобы получить нужный результат. Однако на практике это делалось нечасто.
Кроме того, чтобы результат дагерротипной фотографии был резким по окончании длительной выдержки, важно было, чтобы позирующий человек сидел очень неподвижно. В связи с этим некоторые дагерротиписты использовали приспособление для поддержки головы, которое обеспечивало неизменное положение головы человека. Однако, учитывая, что дагерротипия стала первой коммерчески успешной фотографической техникой, эти аспекты ее процесса были лишь незначительными недостатками.
Помимо самого Дагера, в 1840-1950-е годы появилось большое количество дагеротипистов. Среди них были французы Андре-Адольф-Эжен Дисдери и Жюль Итье, швейцарец Иоганн Баптист Изенринг, англичане Ричард Бирд, Антуан Клоде (француз, работавший в Лондоне) и Томас Ричард Уильямс. В Соединенных Штатах также было немало дагеротипистов. Среди них были Джеймс Пресли Болл, Сэмюэл Бемис, Абрахам Богардус, Мэтью Брейди, Джеремайя Гурни, Альберт Саутворт, Огастус Вашингтон и Джон Адамс Уиппл.
В большинстве случаев дагерротиписты работали как портретисты, хотя некоторые из них также фотографировали пейзажи и города. Виппл даже занимался астрофотографией. Поскольку камеры для дагерротипии были большими, а процесс их изготовления долгим и дорогим, выходить с ними на улицу было не очень практично. Однако некоторые все равно делали это, и в результате получались прекрасные снимки.
Наконец, на смену дагерротипу пришла техника мокрой коллодионной пластины. Несмотря на то, что многие фотографы перешли на новые техники, некоторые продолжали работать с дагерротипом. Даже сегодня есть художники, которые продолжают экспериментировать с этой техникой. К ним относятся Джерри Спаньоли, Адам Фусс, Патрик Байи-Мотер-Гран и Чак Клоуз.
2. Калотипия
Уильям Генри Фокс Тальбот (1800 — 1877) получил образование в Хэрроу и Тринити-колледже в Кембридже. Он опубликовал множество статей в области математики, астрономии и физики. Он также работал как химик, лингвист и археолог. С 1833 по 1834 год он даже недолго заседал в парламенте, а затем стал известен благодаря своей фотографической технике. В 1835 году Тальбот сделал свой первый фотографический негатив и написал статью, в которой задокументировал это открытие. Однако на некоторое время он забросил свои эксперименты и оставил свои фотографические работы без внимания.
Несколько лет спустя Тальбот получил известие о французском дагерротипе, что вдохновило его на продолжение собственных исследований. К счастью, в ходе своих новых экспериментов Тальбот обнаружил, что химическое вещество галловая кислота, получаемая из галлов и коры деревьев, повышает чувствительность подготовленной бумаги и создает скрытое изображение. Другими словами, скрытое изображение — это изображение, сделанное на фотопленке или бумаге, которое остается невидимым до тех пор, пока его не обработают химическим способом.
Это был первый процесс, который позволил фотографам создавать негатив — изображение, в котором светлые и темные оттенки были изменены на противоположные, с которого можно было сделать несколько позитивных отпечатков. Кроме того, галловая кислота ускоряла процесс проявки с одного часа до одной минуты. Тальбот назвал это новое изобретение калотипом, отталкиваясь от греческого слова, означающего красивое изображение. В 1841 году Тальбот запатентовал калотипию — иногда ее также называют тальботипией — и в 1842 году получил за нее медаль от Британского королевского общества.
Если говорить о техническом процессе, то процесс калотипии включает в себя пять этапов. Первый из них — йодирование высококачественного листа бумаги путем нанесения на него при свете свечи растворов светочувствительного нитрата серебра и йодида калия. Проще говоря, бумага обрабатывалась растворами определенных солей и металлов. После первого этапа бумага промывалась и высушивалась, а затем ее поверхность сенсибилизировалась с помощью другого химического раствора. На третьем этапе лист бумаги помещался в камеру и подвергался воздействию света.
После того как нужное изображение было получено, бумагу можно было удалить. Затем необходимо было обработать ее тем же сенсибилизирующим химическим раствором, чтобы довести невидимое изображение до нужной плотности. После этого проявленный негатив промывали водой, а затем снова промывали раствором бромистого калия и раскладывали на просушку. Промывка была очень важна, так как она удаляла остатки серебра и закрепляла изображение.
Теперь, когда негатив был готов, можно было сделать позитивные отпечатки изображения с помощью так называемого процесса печати на соленой бумаге. Во время этого процесса полупрозрачный негатив покрывался новым, подготовленным листом бумаги, который реагировал на свет. Затем этот лист помещался в печатную раму, которая затем выносилась на улицу для воздействия света. Затем свет проходил через светлые части негатива, заставляя их темнеть в позитивном изображении. В результате получалось красивое, теплое изображение цвета сепии.
Несмотря на гибкость и простоту изготовления калотипических фотографий, эта техника не заменила дагерротипию. Качество калотипического изображения было не таким тонким и четким, как у дагерротипа. Основное различие в качестве между этими видами фотографических техник было вызвано разницей в материале негатива. В калотипе были видны текстура и волокна бумаги, что делало изображение слегка зернистым или нечетким. В дагерротипных фотографиях эта проблема была менее актуальна благодаря использованию полированных медных листов. Несмотря на это, калотипия оставалась популярной в Англии и континентальной Европе. Во Франции, родной стране Дагера, а также в США калотипия была не столь популярна.
Одними из самых известных калотипистов были шотландский фотограф Роберт Адамсон и художник-пейзажист Дэвид Октавиус Хилл. Поскольку Шотландия была освобождена от патента Тальбота, люди могли свободно использовать калотипию здесь. Партнерство между Хиллом и Адамсоном образовалось в 1843 году. В этом году Хилл получил заказ на групповой портрет более четырехсот священнослужителей Свободной церкви Шотландии. Поскольку нужно было нарисовать так много людей, сэр Дэвид Брюстер, врач, узнавший о процессе калотипии от самого Тальбота, предложил Хиллу фотографию. Затем Хилл обратился к Адамсону, и началось их сотрудничество. Более того, они сфотографировали священнослужителей и многих других людей, а также несколько городских пейзажей.
3. Мокрая пластина коллодиона
Процесс коллодионной фотографии на мокрой пластинке часто упоминается как техника, которая произвела революцию в фотографии. Его разработал англичанин Фредерик Скотт Арчер (1813-1857) в 1851 году. Арчер был сыном мясника и начал свою карьеру в качестве подмастерья серебряных дел мастера в Лондоне. Однако в итоге он стал работать портретным скульптором. Создавая скульптуры, Арчер начал использовать технику калотипии. Однако Арчер не был удовлетворен результатом калотипии, поэтому он начал экспериментировать с различными растворами и поверхностями, пока не открыл для себя коллодионный процесс Wet Plate.
Процесс мокрого коллодирования включал в себя добавление растворимого йодида (соли) в раствор коллодиона, который был создан из нитрата целлюлозы, легко воспламеняющегося соединения. Затем эта смесь наносилась на стеклянную пластину, после чего ее окунали в нитрат серебра, чтобы получить йодистое серебро. Из-за того, что нитрат серебра создавал светочувствительный слой, окунание происходило в темной комнате. Только так пластина оставалась неразвитой. Кроме того, важно было, чтобы пластина оставалась влажной, когда ее помещали в камеру и подвергали воздействию света.
После завершения экспозиции стеклянную пластину окунали в пирогалловую кислоту — вещество, полученное из галловой кислоты, которую Тальбот использовал для калотипии. Наконец, изображение фиксировалось раствором тиосульфата натрия. Важно было сразу же проявить и зафиксировать обработанную стеклянную пластину, поскольку после высыхания коллодионной пленки она становилась водонепроницаемой и непроницаемой для растворов реактивов.
В результате описанного процесса получался негатив, который впоследствии можно было использовать для печати бумажных позитивов. В основном для этого использовалась альбуминовая бумага, которую изобрел француз Луи-Дезире Бланкарт-Эврар в 1850 году. Альбумин (яичный белок) смешивался с хлоридом аммония и наносился на лист бумаги. Фотографы могли купить эту готовую бумагу за небольшие деньги и хранить ее до тех пор, пока она не будет готова к использованию. При использовании бумаги нужно было только сенсибилизировать ее нитратом серебра, а затем поместить на негатив и экспонировать. Мокрые коллодийные фотографии, напечатанные на этой бумаге, также назывались отпечатками, сделанными с использованием альбуминового серебра.
Позже Арчер придумал модификацию, которая удешевила и упростила коллодионный процесс. Вместо того чтобы печатать позитивы, недоэкспонированный негатив подкладывали черную бумагу или бархат, чтобы он казался позитивным. Эта модификация стала известна как амбротипия и была очень популярным стилем фотографии в середине и конце девятнадцатого века. То же самое относится и к варианту коллодионной пластины Wet Plate Collodion под названием Tintype или Ferrotype, в котором основой служил черный лакированный металл, а не стекло.
В целом коллодионные фотографии Wet Plate Collodion ценились за их четкость и богатство деталей. Таким образом, эта новая техника сочетала в себе лучшие черты дагерротипа и калотипа: четкость и воспроизводимость. Недостатком этой техники было то, что для съемки на открытом воздухе требовалась палатка и переносная лаборатория. В противном случае отпечаток не удавалось сохранить в темноте и влажности. Однако, несмотря на это, коллодионная пластина Wet Plate Collodion доминировала в мире фотографии около двух десятилетий. Она использовалась для тинтипных портретов и в полиграфической промышленности вплоть до 1900-х годов.
В результате коллодионного процесса Wet Plate Collodion получались великолепно четкие изображения, которые были либо черно-белыми, либо мягкого бежевого или таупового цвета. Примерами известных фотографов XIX века, использовавших коллодионную технику Wet Plate Collodion, были английский портретист Джулия Маргарет Камерон, французский фотограф Гюстав ле Грей, французский фотограф Феликс Надар, фотограф времен Гражданской войны и пейзажей Тимоти О’Салливан, фотограф западноамериканских пейзажей Карлетон Уоткинс, британский военный фотограф Роджер Фентон и французский фотограф-портретист Шарль Негре. Техника Wet Plate Collodion использовалась для большего количества жанров, чем дагерротип и калотип. В 1860-е годы фотография впервые приобрела документальную и журналистскую функцию.
4. Техника фотографии 19 века называется Желатиновый сухой пластинчатый стеклянный негатив
Процесс коллодионной печати на мокрой пластинке предполагал использование большого количества химикатов и требовал особых условий для успешной работы. Например, стеклянную пластину перед использованием нужно было держать в темноте. Кроме того, она должна быть влажной после попадания на нее света. Это заставляло фотографов работать очень быстро. В ответ на то, что можно назвать недостатками коллодионного процесса, в 1860-1870-х годах начались эксперименты с другими возможными фототехнологиями.
Главной целью этих экспериментов было найти сухую замену мокрому коллодиону, которая позволила бы готовить пластины заранее и проявлять их через длительное время после экспонирования. В свою очередь, это освободило бы фотографов от необходимости готовить пластины самостоятельно и избавило бы их от необходимости иметь портативную фотолабораторию. В 1871 году английский врач Ричард Лич Мэддокс (1816-1902) выдвинул идею суспендировать бромид серебра в желатиновой эмульсии. Это предложение стало ключом к разработке метода Gelatine Dry-Plate.
В отличие от коллодионных пластин, бромисто-желатиновое покрытие высыхало на стеклянной пластине, после чего она оставалась сухой во время и после экспозиции. Для фотографов это означало, что они могли просто вставить пластину в камеру, чтобы сделать снимок, и что после этого им не нужно было обрабатывать пластину никакими химическими веществами. Тот факт, что сухие пластины можно было подготовить заранее, привел к появлению в 1878 году сухих пластин фабричного производства. Эти сухие стеклянные пластины были покрыты желатином, содержащим соли серебра. Впоследствии фотографы могли покупать эти коммерчески подготовленные пластины оптом. Массовое производство стало возможным, начиная с 1850-х годов, благодаря индустриализации. Массовое производство сделало фотографию дешевле и, следовательно, доступной для большего числа людей.
Кроме того, желатиновые пластины были в шестьдесят раз чувствительнее коллодионных. Последние ускоряли процесс съемки, что, в свою очередь, освобождало камеру от штатива и позволяло выпускать более компактные ручные фотоаппараты. Камера Kodak — хороший тому пример. Она была представлена Джорджем Истменом в 1888 году. Благодаря ручным камерам фотографы могли более свободно передвигаться, что облегчало съемку определенных объектов и мест. Кроме того, людям больше не нужно было самим проявлять негативы. Компания Kodak, например, предлагала услуги по проявке. Они рекламировали свои услуги с помощью слогана: Вы нажимаете кнопку, мы делаем все остальное. Это привело к росту любительской фотографии. Техника сухой пластинки оставалась популярной до начала 1900-х годов.
Результатом применения техники Gelatine Dry-Plate стали снимки с более широким тональным диапазоном и улучшенным качеством изображения. Как правило, фотографии получались красивыми, мягкими, черно-белыми или с оттенками сепии. Среди известных фотографов, работавших в технике Gelatine Dry-Plate, были Эдвард Штайхен, Альфред Штиглиц, Гертруда Кезебье, Сара Анджелина Акланд, а также основатель движения Photo-Secession Кларенс Хадсон Уайт.
В 1860-х годах появились первые документальные и журналистские фотографии, но после изобретения техники сухих пластинок из желатина фотография стала все чаще использоваться в коммерческих целях. В то же время активно обсуждался вопрос о том, является ли фотография видом искусства или нет. В результате в конце XIX века возникло международное движение под названием пикториализм. Пикториализм не только представлял определенную эстетику, но и сформулировал несколько принципов о роли фотографии как искусства. Такие пикториалисты, как Альфред Штиглиц, считали, что фотографию следует понимать как средство самовыражения личности, которое не менее важно, чем другие виды изобразительного искусства.