Антонио Гауди — один из самых выдающихся архитекторов мира, чьи работы всегда вызывают восхищение и восторг. В его творчестве можно увидеть оригинальность и уникальность, которые делают его произведения по-настоящему восхитительными.
Одним из самых известных произведений Гауди является церковь Саграда Фамилия в Барселоне. Это удивительное здание, начатое еще в XIX веке, все еще не завершено, но уже считается одним из самых красивых и впечатляющих храмов мира.
Еще одним потрясающим произведением Гауди является парк Гуэль, где каждый уголок наполнен его удивительными идеями и фантазиями. Этот парк является настоящим шедевром ландшафтного дизайна и архитектуры.
Еще одним великолепным произведением Гауди является дом Батльо, который сочетает в себе шедевральный дизайн и функциональность. Это здание привлекает внимание своей уникальной формой и необычной отделкой.
Наконец, стоит отметить еще одно великолепное произведение Гауди — дом Мила, который известен своей фантастической архитектурой и необычной формой. Этот дом является прекрасным примером творчества великого архитектора.
Все эти произведения Гауди являются не только прекрасными архитектурными сооружениями, но и настоящими шедеврами искусства, которые восхищают и вдохновляют миллионы людей по всему миру.
Испанский архитектор Антонио Гауди хорошо известен своим уникальным архитектурным стилем, характеризующимся сочетанием готики и модерна. Главным холстом Гауди стал испанский город Барселона. Прогулка по его улицам равносильна путешествию по красочному воображению знаменитого архитектора. Читайте далее, чтобы узнать, как модерн и готический стиль, религия и природа повлияли на проекты Гауди.
Антонио Гауди: Ранняя жизнь и образование
Фотография Антонио Гауди, 1878 год, через Википедию
Антонио Гауди I Корнет (1852-1926) родился в Реусе, Каталония, автономная область Испании, расположенная в правом верхнем углу страны. Каталония расположена на побережье Средиземного моря и граничит с французским Провансом. Пока мать Гауди, Антония Корне I Бертран, сидела дома и присматривала за их пятью детьми, отец Гауди, Франсеск Гауди, работал медником. Фактически Франсеск делил мастерскую с собственным отцом, у которого он учился этому ремеслу. Оба были очень искусными мастерами, и их творения оказали значительное влияние на работу Гауди как архитектора. В детстве Гауди помогал в мастерской своей семьи.
Родители Гауди поддерживали его талант к рисованию. Помимо профессии его деда и отца, были и другие события, которые сформировали взгляды Гауди на жизнь и архитектурный дизайн. Поскольку здоровье Гауди в детстве было слабым, он был вынужден проводить периоды отдыха на даче в Риудомсе. Проводя много времени на свежем воздухе, Гауди узнал много нового о природе, которую он в итоге стал считать своим главным учителем. Другое влияние оказало его католическое происхождение.
Заявление Гауди о зачислении на факультет наук, 1871 г., через Университет Барселоны
В 1869 году Гауди переехал в Барселону. В 1874 году он был принят в Барселонскую архитектурную школу, где изучал архитектуру и инженерное дело. Во время учебы на Гауди повлияли работы архитектора Эжена Виолле-ле-Дюка, а также идеи писателя и художественного критика Джона Рёскина. Оба этих человека выступали за возвращение готического стиля в архитектуре. Гауди особенно привлекали выразительные конструкции готической архитектуры, а также широкое использование орнаментов.
В архитектуре Гауди используются различные декоративные элементы. Несмотря на различные перерывы в работе, такие как служба в армии, слабое здоровье, смерть матери и брата в 1876 году, Гауди в 1878 году окончил университет. Руководитель обучения Гауди якобы сказал: Я не знаю, присудили ли мы эту степень безумцу или гению; только время покажет.
Заявление Гауди о приеме в школу в 1875 году, через Дом Бальо
После окончания учебы Гауди сразу же начал работать под началом таких известных архитекторов, как Хосеп Фонтсере, Жоан Марторель и Франсиско де Паула дель Вильяр. В ателье Вильяра Гауди работал над проектом коллегиальной церкви Святого Сердца Иисуса в Барселоне. Однако в итоге Вильяр отказался от участия в проекте после разногласий с епископом. Вместо того чтобы уйти, Гауди фактически взял проект на себя. В 1883 году он начал работу над тем, что в итоге стало его шедевром под названием Саграда Фамилия.
Рисунок к церкви Колонна Гуэль работы Антонио Гауди, 1908-1910, Музей д’Орсэ, Париж
Помимо работы над Саграда Фамилия, были и другие аспекты жизни Гауди, которые оставались неизменными. Например, несмотря на успех Гауди, он продолжал жить так же скромно, как и его родители, и никогда не женился. Благодаря своим художественным предпочтениям и включению определенных элементов стиля в свои проекты, Гауди также стал важным участником Ренессанса. Последний представлял собой художественное возрождение движения искусств и ремесел, а также политическое возрождение каталонства. Другими словами, Ренессанс стал для каталонского народа способом освободиться от подавления со стороны центрального мадридского правительства. Собор Святого Семейства стал религиозным символом этого движения. Давайте посмотрим на некоторые из работ Гауди и узнаем, как два самых важных источника вдохновения Гауди — природа и религия — нашли свое выражение в его проектах.
1. Каса Висенс
Экстерьер дома Висенс работы Антонио Гауди, 1883-1885, via Dosde
Дом Висенс — первый важный заказ Антонио Гауди. Она легла в основу его последующих архитектурных проектов. Заказчиком был успешный биржевой и валютный брокер Манель Висенс и Монтанер, отсюда и название виллы. Висенс хотел, чтобы Гауди построил для него летний дом с садом в деревне Грасия.
В подвале первоначально находился угольный погреб. Над входом на первом этаже располагались помещения для дневного использования, такие как центральная столовая, курительная комната и фойе. На втором этаже семья Висенс могла найти две спальни, ванную комнату и гостиную. После смерти Висенса в 1895 году Дом Висенса был расширен, переделан и впоследствии разделен на четыре квартиры. В 2005 году ЮНЕСКО объявила этот дом объектом Всемирного наследия.
В 2014 году частный банк MoraBanc приобрел это здание с целью вернуть его в первоначальное состояние и превратить в музей. Реставрацией занимались два архитектурных бюро, которые сделали все возможное, чтобы бережно возродить тонкие детали. Например, стены, отделанные бумажной плиткой маше, и разноцветные гипсовые потолки в виде сот мокарабе, которые были закрашены, были тщательно восстановлены в первоначальном виде.
Интерьер дома Висенс работы Антонио Гауди, 1883-1885, по материалам журнала Architect
Дом Висенс — один из самых ранних примеров архитектуры в стиле модерн. Некоторые из стилистических элементов Каса-Висенс, которые можно отнести к ар-нуво, включают яркие цвета, асимметричные черты, природные мотивы, такие как листья, цветы и фрукты, орнаменты с замысловатой железной отделкой, керамическую плитку и декоративную каменную кладку.
Однако, помимо этих черт модерна, строение также демонстрирует уникальное сочетание мавританских черт и неоклассических форм. Например, цвета и узоры плитки, которой облицован экстерьер Casa Vicens, выглядят очень по-мавритански. Несмотря на то что здание имеет неправильную планировку, общая симметрия экстерьера — типичный неоклассический элемент. То же самое относится и к использованию колонн и фронтонов. Одним словом, Каса Висенс представляет собой эклектичную смесь различных стилей.
2. Саграда Фамилия
Экстерьер храма Святого Семейства работы Антонио Гауди, 1883 г., через Twitter
После того как Гауди был назначен новым архитектором Саграда Фамилиа, проект церкви претерпел радикальные изменения. Гауди привнес в строение свой особый стиль. В то время как проект Вильяра следовал преобладающим в то время принципам, Гауди соединил готику и модерн и включил в него инновационные инженерные решения. Он показал, что стиль модерн может быть идеальным для любого типа зданий. Гауди работал над проектом Саграда Фамилия на протяжении всей своей жизни. Он даже посвятил этому проекту последние 15 лет своей жизни. Проект Саграда Фамилия стал для Гауди свидетельством его веры и преданности католической церкви. Краеугольный камень был заложен 140 лет назад, но строительные работы продолжаются и по сей день.
Интерьер храма Святого Семейства работы Антонио Гауди, 1883 г., через сайт Храма Святого Семейства
В Соборе Святого Семейства стиль модерн проявляется в различных отсылках к природе. Вся конструкция состоит из криволинейных форм и красивых орнаментов. Интерьер церкви характеризуется плавными, похожими на деревья колоннами и сводами, напоминающими листья. Как и в доме Висенс, Гауди использовал в Саграде Фамилии много ярких и живых цветов. Например, окна выполнены из прекрасного витражного стекла, создающего калейдоскоп цветов. По замыслу Гауди, окна должны дополнять естественное освещение и создавать ощущение чуда. В то время как главный фасад покрыт скульптурами и рельефами, изображающими сцены из Библии и жизни Христа, интерьер наполнен мозаикой и плиткой.
Потолок собора Святого Семейства работы Антонио Гауди, 1883 г., через Time Out
Одним из элементов готического стиля в дизайне церкви является ее вертикальность, которой Гауди добился с помощью шпилей и башен, уходящих высоко в небо. Как и модерн, готический стиль также известен своими орнаментами. Другие готические черты в структуре Саграда Фамилия — это ребристые своды, окна-розы и летящие контрфорсы.
3. Парк Гуэль
Парк Гуэль работы Антонио Гауди, 1901 г., через Archdaily
Парк Гуэля был назван в честь графа Эусеби Гуэля, который поручил Гауди спроектировать жилой район для состоятельных семей. Идея заключалась в том, чтобы воссоздать британские кондоминиумы, состоящие из отдельных домов и общих зон. То, что в названии парка Гуэля присутствует слово park, должно было пояснить отсылку к английскому примеру. Строительство парка Гуэля началось в 1900 году и продолжалось до 1914 года.
Из шестидесяти запланированных домов, спроектированных архитектором Франсеском Беренгером, были построены только два, в одном из которых жил сам Гауди. Когда в 1914 году началась Первая мировая война, шансов продать дома здесь стало еще меньше. Вместо того чтобы продолжать строительство домов, Гуэль решил превратить парк Гуэля в большой частный сад. Вскоре после этого Гуэль решил сделать это место общедоступным. Вскоре он стал одним из самых посещаемых мест в Барселоне.
Парк Гуэль работы Антонио Гауди, 1901 г., через Archdaily
Парк Гуэля — прекрасный пример стиля и символизма Гауди. Вход в парк должен был символизировать врата рая. Войдя внутрь, вы сразу же увидите два здания, которые Гауди спроектировал для парка в своем чистом стиле. В одном из них жил привратник парка, а другое предназначалось для административных целей. Оба дома демонстрируют использование естественных, криволинейных форм, применение мозаики и ярких цветов, а также башен или шпилей.
Мозаичная саламандра в парке Гуэль работы Антонио Гауди, 1901 г., via Lonely Planet
Те же формы и цвета были применены ко всем элементам парка Гуэля, от красивой лестницы до скульптуры саламандры и скамейки, опоясывающей парк. Это место должно было создать у его жителей и посетителей ощущение продолжения мира природы и леса, который находится рядом с ним. Это должно было быть нейтральное пространство, сочетающее в себе лучшее от человека и природы.
4. Дом Бальо работы Антонио Гауди
Фасад дома Бальо работы Антонио Гауди, 1904-1905 годы, через Financial Times
Дом Бальо также был построен по заказу частного клиента, которого звали Жозеп Бальо-и-Касановас. Он был известным бизнесменом, владевшим несколькими текстильными фабриками в Барселоне. Купив оригинальное здание в 1903 году, Батльо попросил Гауди превратить его в дом, отвечающий современным стандартам. Оригинальное здание было спроектировано Эмилио Сала Кортесом, одним из профессоров архитектуры Гауди, в то время, когда еще не было электрического освещения.
Когда Батльо купил здание, он изначально хотел снести его. Однако Гауди решил, что снос не нужен, и разработал план реформирования здания. Батльо принял этот план, и в 1905-1906 годах дом Батльо был полностью реформирован и модернизирован.
Интерьер дома Бальо работы Антонио Гауди, 1904-1905 годы, через Financial Times
Гауди не только преобразовал здание, чтобы оно соответствовало современным стандартам, но и создал потрясающее произведение искусства. Как в экстерьере, так и в интерьере Гауди использовал круглые, изогнутые формы, отсылающие к природе. Кроме того, фасад покрыт мозаичной плиткой с узором, создающим ощущение движения и текстуры. Цвет плитки меняется в зависимости от освещения в течение дня. Вдохновением для создания фасада Гауди послужила легенда о Святом Георгии, покровителе Каталонии. Балконы здания напоминают черепа животных, колонны похожи на кости, а крыша выполнена в виде спины дракона, что должно символизировать убитого дракона из легенды о Святом Георгии.
Верхний этаж дома Бальо работы Антонио Гауди, 1904-1905 годы, через Financial TimesCekis
Одна из его самых примечательных особенностей — центральный световой колодец, который окружен лестницей, напоминающей позвоночник гигантского животного. Внутренние стены также часто покрыты мозаикой с красивыми узорами. Другие внутренние стены выполнены из оштукатуренного камня и дерева. Для окон и многих внутренних дверей Гауди использовал витражи мягких пастельных тонов.
Дом Бальо работы Антонио Гауди, 1904-1905, через Financial Times
В доме Бальо есть множество различных помещений, которые не только красивы, но и очень функциональны. Некоторые из них даже напоминают комнаты с открытой планировкой, которые использовались в современной архитектуре ХХ века. Если вы посетите Барселону, то теперь вы знаете, что вас ждет целый мир творений Гауди.