Сальвадор Дали – известный испанский художник-сюрреалист, чьи работы мир известился своими сложными и захватывающими образами. В работах Дали можно найти множество навязчивых мотивов, отражающих его уникальное видение мира.
Первым и, пожалуй, наиболее известным мотивом в работах Сальвадора Дали является часы, таящиеся в пустоте. Этот образ стал символом нестабильности времени и неуловимости реальности. Часы, искривленные и растекающиеся, напоминают нам о том, что время – это относительное понятие, которое можно изменить и исказить.
Вторым навязчивым мотивом в творчестве Дали является образ лиц с раскрывающимися головами. Эти фигуры, часто представленные в виде ангелов или других сверхъестественных существ, символизируют раздвоенность человеческого сознания и бесконечные возможности его развития.
Третьим мотивом, который присутствует в работах Дали, является образ морской темы. Открывшийся пейзаж, сюрреалистический город под водой или искаженные образы рыб и морских созданий – все это отражает чувство непостижимости морского мира и его таинственности.
Четвертым мотивом, который можно найти в творчестве художника, является образ ужасающей машины. Эти машины, соединяющие в себе элементы человека и механизма, символизируют опасности технического прогресса и бесконечные возможности его использования как для блага, так и для зла.
И, наконец, пятый навязчивый мотив в работах Сальвадора Дали – это образ обнаженной фигуры, часто искаженной и трансформированной в нечто абстрактное. Этот образ символизирует личностную трансформацию и поиск истинного «я» в бесконечном потоке времени и пространства.
В целом, работы Сальвадора Дали поражают своей многогранностью и богатством визуальных образов. Его навязчивые мотивы привлекают внимание зрителя и вызывают восторг и изучение таинственного и загадочного мира художника-сюрреалиста.
Сальвадор Фелипе Хасинто Дали I Доменеч, известный в народе как Сальвадор Дали, — каталонский художник, прославившийся своими сюрреалистическими, иррациональными и эротическими картинами. Он родился в 1904 году в Фигерасе, небольшой деревне на севере Каталонии. Семья поддерживала его творчество и любовь к искусству и отправила его в Мадрид учиться в Академии художеств, где он познакомился с такими известными художниками, как Федерико Гарсия Лорка и Луис Бунюэль.
Каковы основные мотивы в творчестве Сальвадора Дали?
Сальвадор Дали и Гала, через The Economist
В 1920-х годах Дали переехал из Мадрида в Париж, где познакомился с такими художниками, как Рене Магритт, Пабло Пикассо и Жоан Миро. Эти художники оказали большое влияние на его творчество. Во время своего пребывания в Париже он также встретил Галу Элюар, на которой женился в 1934 году. Многие из его картин показывают его любовь к Гале, которая быстро стала его музой. Дали стал наиболее известен как художник-сюрреалист, но он также работал как дизайнер, писатель и скульптор.
Сальвадор Дали, через Википедию
Трудно раскрыть настоящую личность Сальвадора Дали. Он контролировал каждый текст и каждое интервью, опубликованное о нем при жизни, и очень заботился о своей публичной персоне. Ни один текст не мог быть опубликован без его рецензии. Он даже написал автобиографию под названием «Тайная жизнь Сальвадора Дали», в которой поделился историями из своей жизни. Однако мы никогда не можем быть уверены, что все написанное в ней было полной правдой. Некоторые историки считают, что Дали мог пытаться усилить свою творческую личность, чтобы привлечь к себе больше внимания.
Мы знаем, что у Дали было много страхов. Он боялся краснеть, отцовства, женщин, женской сексуальности, путешествий, старения, смерти, кузнечиков и муравьев. Существует множество навязчивых мотивов, которые этот художник постоянно повторял в своих картинах. Основной идеей сюрреалистического искусства было исследование бессознательного разума — Дали часто исследовал свои страхи. Можно бесконечно долго искать каждый навязчивый и фетишистский мотив в работах художника. Давайте рассмотрим некоторые из них.
1. Муравьи
Сцена из фильма «Маленький андалу», 1929 г., с сайта Tumblr
Муравьи — один из распространенных элементов, встречающихся на картинах Дали. Когда художнику было пять лет, он увидел мертвое насекомое, которое поедала куча муравьев. С этого момента муравьи якобы стали постоянно присутствовать в его мыслях. В работах Дали муравьи олицетворяют смерть и разложение. Они служат напоминанием о человеческой смертности и вездесущей быстротечности. Муравьи также появляются в фильме «Один мальчик андалу» (1929), который Дали снял вместе с Луисом Бунюэлем. В известной сцене из фильма муравьи вылетают из рукава одного из мужчин и наводняют его руку.
Сальвадор Дали, 1931 г. «Постоянство памяти» (The Persistence of Memory), через MoMA, Нью-Йорк
Муравьи появляются на одной из самых известных картин Дали под названием «Постоянство памяти». В центре работы мы видим деформированную голову с плавящимися часами на вершине. Деформированные головы и тающие часы также часто встречаются в его работах.
2. Искаженные головы
Сальвадор Дали, 1929 г. «Лугубрийская игра», via Wikimedia
Следующий навязчивый мотив, встречающийся в картинах Дали, — это большая деформированная голова. На его картине «Люгубрийская игра», которую Дали написал в Кадакесе во время подготовки к своей первой персональной выставке в Париже, изображена деформированная голова. Справа мы видим голову в профиль, которая может быть портретом самого художника. Кажется, что он спит. Во рту у него сидит кузнечик — существо, которого он иррационально боялся. Картина показывает сексуальные страхи и неуверенность художника.
Великий мастурбатор», Сальвадор Дали, 1929 г., через Национальный центр искусств Рейны Софии, Мадрид
Картина «Великий мастурбатор» была написана в 1929 году, когда Дали было всего 25 лет. Здесь мы видим деформированную голову, изображенную в профиль, как своеобразный автопортрет художника в центре. Большой кузнечик сосет голову художника, а муравьи ползают по его щеке. Мы также видим мужскую и женскую фигуры, выходящие из головы, что отсылает нас к сексуальной сцене.
На этой картине есть еще один автопортрет Дали, заметный в виде маленькой фигурки, занимающейся любовью со скалой в форме женщины. Великий мастурбатор» представляет собой трансформацию, через которую прошел художник, встретив Галу, женщину своей мечты, которая спасла его от страхов. В этой картине испанский художник выразил свои тревоги, страхи, фантазии и навязчивые идеи. Голова в виде скалы, как на картине, — один из мотивов, который еще не раз появится в творчестве Дали.
Энигма желания: Моя мать, моя мать, моя мать», Сальвадор Дали, 1929 г., via Artsy
В том же году Дали написал еще одну картину с тем же мотивом, что и две предыдущие, под названием «Загадка желания: моя мать, моя мать, моя мать». Деформированная голова, которая изображена спящей и видящей сны, на этой картине снова представляет собой автопортрет художника. Некоторые искусствоведы считают, что на написание голов такой формы Дали вдохновило созерцание скал на побережье Кадакеса.
Однако голова, изображенная на этой картине, несколько отличается от предыдущих. Она маленькая, тонкая и полна отделений. В этой работе также появляются муравьи и кузнечики.
Сон, Сальвадор Дали, 1937, via DaliPaintings.com
Деформированная голова также представлена в работе под названием The Persistence of Memory. Этот мотив чаще всего использовался Дали примерно в 1930 году, после чего он на некоторое время перестал его рисовать. Примерно семь лет спустя он снова начал уделять ему внимание. На картине под названием «Сон» голова — это не изображение самого себя, а олицетворение сна. Костыли поддерживают голову спящего, отсылая к беспокойству людей во сне. В этой работе все выглядит неустойчивым. Даже собака, изображенная на заднем плане, нуждается в поддержке. Голубоватый свет, заливающий всю поверхность изображения, также вносит свой вклад в сюрреалистическую атмосферу работы.
3. Тающие часы
Дезинтеграция «Постоянства памяти» Сальвадора Дали, 1952-1954, via Medium
Тающие часы — мотив, который часто встречается в картинах Дали. С 1952 по 1954 год Дали работал над картиной «Дезинтеграция стойкости памяти». Здесь часы показаны полностью разваливающимися, а остальной мир, изображенный на картине, распадается на геометрические блоки. Деформированная голова теперь едва заметна на фоне всего остального, что происходит на картине.
4. Женские фигуры, изображенные со спины
Фигура у окна, Сальвадор Дали, 1925 г., Национальный музей искусств королевы Софии, Мадрид; рядом с Женщина у окна в Фигерасе, Сальвадор Дали, 1926 г., via Pinterest
Дали постоянно изображал женские фигуры со спины. Одна из первых картин с этим мотивом известна как «Фигура у окна». Около 1925 года Дали написал множество работ с этим мотивом. На картине «Женщина у окна в Фигерасе» мы видим очаровательную женщину, которая сидит у окна и вяжет. Она изображена в Фигерасе, на родине Дали.
Девушка из Ампурдана, Сальвадор Дали, 1926 г., через Wikiart
На картине «Девушка из Ампурдана» художник сделал акцент на ягодицах и бедрах неизвестной женщины. После 1929 года этот женский мотив по-прежнему появляется в картинах Дали, но уже с Галой в главной роли.
Портрет Галы работы Сальвадора Дали, 1935 г., через MoMA, Нью-Йорк; рядом Гала, обнаженная со спины, работы Сальвадора Дали, 1960 г., через Mutualart
Портрет Галы представляет любимую жену и музу Дали. За ее головой мы видим картину Милле «Анжелюс». Дали всегда рисовал Галу молодой женщиной. Другую работу, изображающую его музу, под названием «Обнаженная Гала со спины», часто сравнивают с картиной Ингреса «Баиньки из Вальпинсона».
5. Телефоны Сальвадора Дали
Горное озеро, Сальвадор Дали, 1938, через Тейт Модерн, Лондон
Когда Дали был молод, телефоны были относительно новым изобретением, которым могли пользоваться лишь немногие. Дали говорил, что темой его картины «Горное озеро» был разговор между премьер-министром Великобритании Невиллом Чемберленом и Адольфом Гитлером. Телефон, изображенный на картине, опирается на костыли, что может символизировать неустойчивость телефонной связи. Оборванная телефонная линия также способствует ощущению нестабильности.
Энигма Гитлера» Сальвадора Дали, 1939 г., через Национальный центр искусств королевы Софии, Мадрид
Год спустя Дали создал еще одну скандальную картину под названием «Загадка Гитлера». Телефон, изображенный на ней, снова представляет носителя новостей. Он расположен над тарелкой, символизируя страх и ожидание, которые присутствовали в то время.
Телефон-лобстер, Сальвадор Дали, 1936 г., через Музей Тейт Модерн, Лондон
В 1936 году Дали создал знаменитый телефон «Лобстер». Лобстеры были еще одним животным, часто встречающимся в творчестве Дали. Для художника омары олицетворяли нечто эротическое и чувственное.