Гюстав Моро начал свою карьеру как традиционный академический живописец, выставляясь в парижских салонах. После серии негативных рецензий художник удалился от общества и не появлялся на публике в течение семи лет. Блестящие, фантастические картины, которые он показал после возвращения на парижскую художественную сцену, поразили критиков и вдохновили новое поколение художников.
«Надо мной довлеет одна вещь, — писал Моро, — непреодолимое, жгучее влечение к абстрактному». Сегодня Гюстава Моро вспоминают как одного из основателей движения символистов, и вот пять самых удивительных картин Гюстава Моро.
1. Явление (1876)
Явление Гюстава Моро, 1876, через Smart History
Провокационная картина Моро создана на основе библейской истории о Саломее. По сюжету, царь Ирод Антипа подвергается критике со стороны Иоанна Крестителя за то, что тот женился на бывшей жене своего сводного брата Иродиаде. Ирод отвечает на эту критику тем, что бросает Иоанна Крестителя в тюрьму, хотя и не желает казнить его из-за популярности этого человека.
В Книге Матфея говорится, что «в день рождения Ирода дочь Иродиады танцевала для гостей и так понравилась Ироду, что он клятвенно обещал дать ей все, что она попросит». Рассказ апостола Марка об этом представлении не менее скромен. Иродиада, злобная и много порицаемая в этой истории, давит на свою дочь, чтобы та попросила голову Иоанна Крестителя на блюде. Ирод нехотя подчиняется.
Саломея, вероятно, только-только достигла половой зрелости и состояла в кровном и брачном родстве с царем Иродом (некая комбинация племянницы и падчерицы). Тем не менее, танец Саломеи на праздновании дня рождения Ирода неоднократно изображался как откровенно сексуальный в искусстве и литературе на протяжении многих поколений, и изображение Моро не является исключением.
Моро рисует Саломею в основном обнаженной и украшенной драгоценностями. Пышная мантия ниспадает с ее плеч, удерживаемая лишь стратегически расположенным драгоценным поясом на бедрах. Она указывает на ужасающее явление перед собой: сияющую, развоплощенную голову Иоанна Крестителя, из шеи которого хлещет кровь. Окровавленный меч мужчины, стоящего справа на картине, указывает на то, что казнь уже состоялась, а голова Иоанна Крестителя — это скорее духовное проявление, чем предчувствие.
Гюстав Моро был склонен рисовать роковых женщин. Он много раз рисовал Саломею и, по сути, создал несколько версий «Явления». В большинстве из них у Саломеи черные волосы, а не светлые, а у ее ног сидит музыкант (а не пантера). Версия 1876 года является самой популярной благодаря более ярким и насыщенным акварелям.
2. Галатея (1880)
Галатея работы Гюстава Моро, 1880, через музей
Для создания этой картины Моро черпал вдохновение в греческой мифологии (в частности, в «Одиссее» Гомера), изображая Галатею, морскую нимфу, которую вожделел Полифем, циклоп и сын Посейдона. Согласно мифу, Полифем насмерть разбивает любовника Галатеи. Галатея, в свою очередь, создает реку из крови своего возлюбленного, позволяя его духу жить дальше.
На картине Полифем просто затаился, наблюдая за Галатеей в ее гроте. У циклопа классически патрицианские черты лица, и Моро посчитал нужным изобразить его с тремя глазами вместо одного. Он возвышается над Галатеей, которая, кажется, не замечает его присутствия. Она мило сидит в гроте, который является квинтэссенцией творчества Моро: темный, естественный, с драгоценными камнями, с обилием растительности (в данном случае — нежных кораллов). Среди кораллов почти скрыты морские нимфы, крошечные и полупрозрачные.
Моро представил «Галатею» вместе с картиной «Елена Троянская» на Парижский салон в 1880 году. Это был последний год участия художника в ежегодной выставке, хотя он продолжал преподавать в учреждении-спонсоре Салона, Академии изящных искусств в Париже, и продолжал писать картины до своей смерти в возрасте 72 лет.
3. Сон жителя Монголии (1881)
Сон жителя Монголии» Гюстава Моро, 1881, через журнал «Аполлон
Эта картина — одна из многих акварельных иллюстраций, созданных Моро для серии «Басни» французского писателя Жана де ла Фонтена. Лафонтен (умерший почти за два века до этого) прославился тем, что собирал традиционные басни Эзопа и азиатов и переписывал их на французский лад. Всего культовый баснописец опубликовал 12 книг, содержащих в общей сложности 234 нравоучительные истории. Эта серия считается шедевром классической французской литературы.
Моро завершил работу над многими иллюстрациями к знаменитой серии в период между выставкой на Всемирной выставке в Париже в 1878 году и Парижским салоном 1880 года. Красочный, полный воображения проект, должно быть, стал глотком свежего воздуха для художника, который — хотя его работы часто содержали намек на фантазию — рисовал в основном исторические и мифологические сцены.
В картине «Сон жительницы Монголии» по-настоящему ярко проявляется сложный золотисто-серебряный стиль Моро, а также его талант передавать великолепные ткани с богатым узором. Картина также значительно ярче и игривее, чем обычно мрачные и угрюмые сцены художника.
Предполагается, что Моро нарисовал в общей сложности 64 иллюстрации к «Басням Лафонтена», но большое их количество было утеряно во время нацистской оккупации Франции. Сохранившиеся иллюстрации теперь принадлежат частной коллекции.
4. Ангелы Содома (1890)
Ангелы Содома» Гюстава Моро, 1890, через Wikiart
Эта захватывающая дух картина примечательна тем, что резко отличается от типично яркого стиля Моро. На фоне двух ангелов, спускающихся с небес, окутанных туманом, доминирует сырой и скалистый природный пейзаж. Несмотря на то, что каждый ангел несет меч, картина отличается спокойствием и умиротворенностью.
В фильме «Ангелы Содома» изображено библейское событие, описанное в Бытие 19. По сюжету, два ангела (переодетые в мужчин) посланы Богом, чтобы спасти Лота и его семью от надвигающегося разрушения города Содома. В ту ночь, когда ангелы спят под крышей дома Лота, городские жители окружают дом и требуют, чтобы Лот позволил им изнасиловать его знатных гостей. Лот предлагает вместо них своих дочерей-девственниц; к счастью, ни одно из преступлений не происходит.
Остальная часть истории не менее тревожна. Семья Лота спасается от разрушения города, но его жена, оглянувшись на эту сцену, превращается в соляной столб. Позже обе дочери Лота спят со своим отцом, пока он находится в пьяном оцепенении, и каждая из них беременеет.
Ни одно из этих хаотичных событий нельзя было предугадать, исходя из неподвижного, затихшего момента, изображенного на прекрасно выписанной минималистской картине Моро. Хотя он часто писал религиозные сюжеты, сам Моро не был особенно набожным и писал: «Я не верю ни в то, что я трогаю, ни в то, что я вижу. Я верю только в то, чего я не вижу, и исключительно в то, что я чувствую».
5. Юпитер и Семела (1895)
Юпитер и Семела, Гюстав Моро, 1895, via Art History Project
Последний шедевр Моро изображает трагедию Юпитера и Семелы. Согласно греческой мифологии, Семела была человеческой принцессой из Фив, которая попалась на глаза Юпитеру (римское имя Зевса, царя богов). Юпитер — вечный бабник — соблазнил юную принцессу, которая забеременела.
Моро, к сожалению, однажды процитировали, что он черпал вдохновение для Саломеи и других «скучающих, фантастических» женщин, которых он рисовал, из «природы женщин в реальной жизни, которые ищут нездоровые эмоции и слишком глупы, даже чтобы понять ужас в самых ужасных ситуациях».
В этом случае ситуация действительно стала ужасающей. Когда ревнивая жена Юпитера, богиня Гера, узнала об интрижке, она решила наказать Семелу. Гера убедила смертную принцессу попросить Юпитера (который обещал исполнить любое желание Семелы) показать ей свой истинный облик.
Обязанный выполнить ее просьбу, Юпитер явил свое великолепие — постоянную бурю молний. Семела была немедленно убита. Юпитер вырвал младенца из ее чрева и зашил его в собственное бедро, пока он не был готов родиться. Младенец вырос и стал Дионисом, богом вина и единственным богом, рожденным от смертной женщины.
Портрет Гюстава Моро работы Роберта Джефферсона Бингема, 1865, через RMN Grand Palais
На картине Моро изображен украшенный драгоценностями и славой Юпитер, который напряженно смотрит вперед, а Семела с застывшим от ужаса лицом падает в обморок у него на коленях. Кровавая рана на боку говорит о том, что Семела на картине мертва; ее нерожденный ребенок уже извлечен из ее тела.
Тронный зал инкрустирован драгоценными камнями и загроможден листвой. Как и большинство картин Моро, вся сцена излучает ярко выраженную восточную эстетику. Среди множества зрителей (большинство из них с нимбами в средневековом стиле, обозначающими их как божественных) — бог Пан, сияющий цветами, и Геката, богиня колдовства. Пан, с перепончатыми ногами и рогами козла, возвышается прямо перед гигантским орлом — давним символом Зевса. Гекату можно найти в левом нижнем углу, над ее головой изображен полумесяц.
Картина размером семь на четыре фута стала потрясающим завершением 30-летней карьеры Моро, написанной всего за несколько лет до его смерти в 1898 году. Прославленный как провидец, этот художник и востребованный профессор сохранял скромность. «Никто не может меньше верить в абсолютную и окончательную важность работы, созданной человеком, — писал он, — потому что я верю, что этот мир — не более чем сон».