Ханна Уилки родилась в 1940 году в Нью-Йорке под именем Арлин Ханна Баттер. Она проявила интерес к искусству, когда училась в шестом классе. Позже Уилки изучала изобразительное искусство в Школе искусств Тайлера в Филадельфии. Художница известна своим вкладом в феминистское искусство. Ее видео- и перформансы часто вращаются вокруг собственного тела, за что Уилки подвергалась критике со стороны других феминисток. Уилки продолжала использовать свое тело в искусстве, документируя свою борьбу с раком. Вот 5 важных примеров видео и перформансов Ханны Уилки.
1. S.O.S. Ханны Уилки — Серия объектов звездообразования (1974-82)
S.O.S. — Starification Object Series by Hannah Wilke, 1974-82, © Marsie, Emanuelle, Damon, and Andrew Scharlatt, Hannah Wilke Collection & Archive, Los Angeles/VAGA at Artists Rights Society (ARS), New York.
Серия Ханны Вильке «S.O.S. — Starification Object Series» была впервые публично представлена в 1975 году в парижской Galerie Gerald Piltzer. Кусочки цветной жвачки раздавались зрителям, которых просили вернуть жевательную резинку художнице. Затем Вильке слепила из жевательной резинки крошечные скульптуры в форме вульвы, которые, сняв рубашку, поместила на свою обнаженную кожу. По словам Уилки, жевательная резинка послужила метафорой эксплуатации людей, особенно женщин, которые часто рассматриваются обществом как легко заменимые.
Другая часть ее работы S.O.S. — Starification Object Series состоит из фотографий, на которых Вильке изображена в различных позах, покрытых кусочками жвачки, которые художница назвала пиздами. Уилки назвала эти фотографии перформалистскими автопортретами. Для создания снимков в своем лофте она наняла фотографа Леса Воллама. С помощью реквизита — ковбойских шляп, солнцезащитных очков и игрушечных пистолетов — Ханна Уилки имитировала изображение женщин в модных журналах или желанных кинозвезд. Намекая на шрамы, жевательная резинка нарушала манящие и привлекательные фотографии, сделанные Уилки. Воссоздавая сексуализированные образы, которые используются для изображения женщин-кинозвезд или модных моделей, звездообразование также часто интерпретируется как шрамирование. Жвачка в виде шрама подчеркивает негативные последствия объективизации женщин.
2. Жесты (1974)
Жесты Ханны Уилки, 1974, © Марси, Эмануэль, Дэймон и Эндрю Шарлатт, Коллекция и архив Ханны Уилки, Лос-Анджелес/ ВАГА в Обществе прав художников (ARS), Нью-Йорк.
В своей видеоработе под названием «Жесты» Ханна Вильке выполняет различные жесты и выражения руками и лицом. Видео длится около получаса, в течение которых Уилки натягивает кожу, разминает ее и гладит лицо повторяющимися движениями. Разминание кожи сравнивают с разминанием материала при создании скульптуры. Подобно тому, как Ханна Уилки растягивала и сжимала жевательную резинку в маленькие вульвы, она выполняла аналогичные движения на своей коже в «Жестах». Перформанс Уилки также включает в себя демонстрацию различных эмоциональных состояний, глупых выражений лица и, казалось бы, агрессивного поведения. В других частях видео мимика художницы напоминает стереотипные изображения женщин в рекламе.
3. Супер-т-арт (1974)
Супер-т-арт Ханны Уилки, 1974, через Christie’s
Супер-арт Ханны Уилки был представлен на Кухне, некоммерческом пространстве в Нью-Йорке, где демонстрируются работы разных художников. Перформанс Уилки был частью мероприятия Жана Дюпюи под названием Soup & Tart. В рецензии на это мероприятие, опубликованной в New York Times, оно было описано как авангардный званый ужин, во время которого людям подавали доступный обед, включающий суп, хлеб, вино и яблочные пирожные. Развлекательная часть мероприятия состояла из нескольких выступлений разных артистов продолжительностью около трех-четырех минут.
Более тридцати художников представили свои работы, в том числе Джоан Джонас, Ричард Серра и Нам Джун Пайк. Некоторые из перформансов, признанные особенно примечательными, были упомянуты в обзоре New York Times. Один из них — Super-t-art Ханны Уилки, который был описан как классически статное и не совсем пародийное воссоздание полуобнаженных викторианских эротических tableaux vivants.
Во время выступления Вильке была одета только в белую ткань, которая сначала была на ней как тога, и туфли на четырехдюймовых каблуках. Стоя на пьедестале с точечным освещением, она изменила форму белой ткани и жесты. Драпированная ткань превратилась из тоги в набедренную повязку, обнажив обнаженную верхнюю часть тела. Меняя позы, Уилки перешла от подражания изображениям Марии Магдалины к Христу и распятию, показав ее в одной лишь набедренной повязке с вытянутыми в обе стороны руками.
Фото сделано во время мероприятия «Суп и тарт» Кэти Ландман, 1974 г., через The Kitchen, Нью-Йорк
Часть, предшествующая распятию Вильке, характеризовалась серией чувственных и эротичных поз. Перформанс должен был продемонстрировать метафорическое распятие женщин, публично демонстрирующих свою сексуальность и тело. Название перформанса Super-t-art было не только каламбуром на название мероприятия Soup & Tart, но и отсылало к понятию super tart, а tart означало секс-работников или распутных женщин. Помимо универсального политического и социального посыла, перформанс имел и личное значение для Уилки. Другие феминистки критиковали художницу за то, что она выставляет напоказ свое условно привлекательное тело в своем искусстве. В одном из интервью Уилки сказала, что она не вписывается в общество и ее распинают за внешность. Именно поэтому она создала картину Hannah Wilke Super-t-Art, которую назвала женским распятием.
Перформанс критикует проблематичные взгляды на женскую сексуальность, обращаясь к дихотомии «мадонна/шлюха». Во время первых нескольких поз тело Вильке было скромно прикрыто белой тогой, напоминающей о Деве Марии или Марии Магдалине. Однако по мере развития перформанса позы художницы становились все более и более сексуальными, что в итоге привело к ее распятию. Еще один феминистский аспект работы связан со сравнением женских тел с едой, которую можно съесть. Название работы, выполненной на мероприятии, где еда играла важную роль, также намекает на сравнение женских тел с едой.
4. Сквозь большое стекло (1976)
Hannah Wilke Through the Large Glass by Hannah Wilke, 1976, © Marsie, Emanuelle, Damon, and Andrew Scharlatt, Hannah Wilke Collection & Archive, Los Angeles/VAGA at Artists Rights Society (ARS), New York.
В свое видео под названием Hannah Wilke Through the Large Glass художница интегрировала знаменитую работу Марселя Дюшана. В видеоролике Уилки в Филадельфийском музее искусств исполняет стриптиз в шляпе и белом костюме перед картиной Марселя Дюшана «Невеста, раздетая догола своими холостяками, даже» (1915-1923), которая также известна под названием «Большое стекло». Как и невеста в названии работы Дюшана, Вильке раздевается догола. Как и во многих других своих работах, Вильке, кажется, имитирует позы модной фотографии.
Работа Дюшана состоит из двух стеклянных панелей. Невеста находится в верхней панели и, таким образом, отделена от девяти холостяков в нижней панели. Трещины в стекле, видимые в исполнении Вильке, были вызваны несчастным случаем, но Дюшан решил их оставить. Как и невеста от холостяка, Вильке отделена от зрителей не только через видео, но и через стекло. Мы можем видеть Вильке через стекло, и ее тело становится доступным для зрителя, но трещины в стекле нарушают эту доступность и наш взгляд. Разбитое стекло словно образует барьер, ставя под сомнение сексуализацию женщин в искусстве, медиа, кино и модной фотографии.
5. Intra-Venus-Tapes Ханны Вильке (1990-1993)
Пленки внутри Венеры (деталь), Ханна Уилки, 1990-1993, галерея Рональда Фельдмана
Ханна Уилки умерла от лимфомы в 1993 году в возрасте всего 52 лет. Она запечатлела последствия болезни и химиотерапии на фотографиях в своей серии Intra-Venus, название которой является игрой слов о внутривенном лечении. Художница без прикрас рассказала о своей болезни. Она показала ухудшение состояния своего тела, лысую голову, лечение в больнице и моменты лежания в постели, часто изможденного.
Проходя курс химиотерапии, Уилки сделала еще одну серию под названием «Мазки кистью» (Brushstrokes). Она прикрепляла свои волосы к листам бумаги после того, как они выпали. Название относится к тому, как волосы попадали в ее кисти во время выпадения.
Уилки критиковали за то, что некоторые люди считали нарциссической демонстрацией своего привлекательного тела в ее раннем творчестве. Ее серия Intra-Venus, однако, показала ужасающие последствия болезни для ее тела. Уилки ответила критикам, сказав: Люди часто говорят мне: «Что бы ты делала, если бы не была такой красавицей?». Какая разница? . . Великолепные люди умирают, как и стереотипные «уродливые». Все умирают.
Серия «Внутри Венеры» № 4 Ханны Уилки, 26 июля и 19 февраля 1992 г., © Марси Шарлатт, попечитель коллекции и архива Ханны Уилки, Лос-Анджелес
Книга Вильке «Intra-Venus-Tapes» содержит более 30 часов видеоматериала. Пленки документируют последние годы жизни художницы. В съемках принимали участие ее муж Дональд Годдард, сама Уилки и другие. Уилки с самого начала знала, что хочет представить эти ленты в виде видеоинсталляции, и разработала планы ее реализации. Работа была завершена в 2007 году, то есть через 14 лет после смерти Уилки. Записи, на которых запечатлены личные моменты жизни художницы, были представлены в видеоинсталляции, состоящей из 16 мониторов. Они сопровождались тремя саундтреками, так что зрители могли слышать только отдельные фрагменты разговоров.
На кадрах запечатлены поездки Уилки и ее мужа Годдарда на восточную часть Лонг-Айленда и посещение родителей Годдарда на Юго-Западе. На кадрах также видно, как Уилки работает над своим творчеством, спит в больнице, расчесывает волосы, поет перед зеркалом песню I Feel Pretty и выходит замуж за Годдарда. На работах изображены не только последствия ее болезни и лечения, но и ее семья, а также повседневные обыденные моменты, такие как еда, плавание и разговоры. Уилки даже сказал, что из-за своей правдивости обычные вещи иногда действительно оказываются самыми необычными.