Василий Кандинский, один из величайших художников абстракционизма, оставил неизгладимый след в истории искусства своими уникальными и выразительными работами. Вот пять знаковых произведений этого творца, которые воплотили в себе его визию и влияние на мировое искусство.
- «Синяя верхушка» (1908 год) — это одно из самых ранних произведений Кандинского, где начинают прослеживаться элементы абстракции. Хотя на картине изображена лесная местность, она наполнена яркими и глубокими синими оттенками, которые подчеркивают эмоциональное состояние художника.
- «Композиция VII» (1913 год) — это одна из самых известных и значимых работ Кандинского, представляющая абстрактную симфонию цвета и формы. В этой картинах он проникается духовными идеями и стремится к объединению искусства и музыки.
- «Желтый-красный-синий» (1925 год) — это символ абстракционизма и одна из самых узнаваемых работ Кандинского. В этой картины он исследует взаимодействие цвета и формы, создавая мощное впечатление и глубокий эмоциональный заряд.
- «Черный линейный» (1923 год) — это пример экспериментов Кандинского с линиями и геометрическими формами. На этой картине он использует черные контуры, чтобы выразить движение и энергию, что делает ее одной из самых динамичных работ художника.
- «Композиция X» (1939-1940 годы) — это последняя крупная работа Кандинского, которая воплощает его мудрость и глубокое понимание искусства. В этой картинах он продолжает исследовать абстрактные формы и цвета, создавая образ, который вдохновляет и волнует зрителя.
Эти пять знаковых работ Василия Кандинского являются лишь малой частью его творчества, но они навсегда останутся в сердцах и умах любителей искусства, продолжая вдохновлять новые поколения художников и зрителей.
Вплоть до эпохи модерна искусство было сосредоточено вокруг натуралистического изображения фигур или пейзажей. Линейным мазком кисти художник должен был создать окно в мир, вдохновляясь традиционными сюжетами истории, мифологии и Библии. Считалось, что такие художники, как Микеланджело, Караваджо или Вермеер, представляют собой именно то, каким должно быть искусство. В середине 1800-х годов в мире искусства произошел резкий сдвиг, и наступила новая эпоха, отмеченная масштабным отказом от академических стандартов. Произведения искусства стали менее формальными и более абстрактными. Одной из ведущих фигур абстракции был немецко-французский гражданин русского происхождения, который сделал беспредметность ведущей силой в искусстве, какой она является сегодня. Знакомьтесь: Василий Кандинский.
Кем был Василий Кандинский?
Василий Кандинский. Источник: Библиотека Кандинского
Василий Васильевич Кандинский (1866-1944), иногда стилизованный под Василия или Василия, родился в Москве 16 декабря. Кандинский вырос в Одессе на территории современной Украины, был сыном торговца чаем и, несмотря на свою сегодняшнюю известность, начал заниматься живописью только в 30 лет. Тем не менее, он выбрал для себя художественный стиль жизни, вдохновленный музыкальным образованием, которое он получил в детстве. Этот опыт сыграл важную роль в его творчестве.
Портрет Василия Кандинского, Габриэле Мюнтер, 1906 год. Источник: Шлоссмузей Мурнау
Окончив Московский университет в возрасте 26 лет со степенями юриста и экономиста, Кандинский преподавал римское право в Дерптском университете в Эстонии. Несмотря на многообещающую карьеру в юриспруденции, Кандинский быстро переключился на мир искусства, вдохновленный в детстве впечатлениями от музыки и цвета. В 1897 году он переехал в Германию и учился у Антона Азбе, словенского художника-реалиста. Затем он учился у символиста Франца фон Штука в Кунстакадемии в Мюнхене. В этот период Кандинский начал проявлять огромные способности как в искусстве, так и в теоретической работе.
1. Голубая гора, 1908-09 гг.
Синяя гора, Василий Кандинский, 1908-09. Источник: Музей Соломона Р. Гуггенхайма.
Завершив свое художественное образование, Кандинский в 1901 году вернулся к преподаванию. Сначала он преподавал искусство в качестве директора Школы живописи «Фаланга», художественной группы, созданной им самим и тремя другими художниками. Хотя эта группа просуществовала недолго, она зародила интерес Кандинкси к преподаванию искусства. Попутешествовав несколько лет, он вернулся в Мюнхен, где стал президентом Мюнхенской ассоциации новых художников. Вскоре ему надоела традиционность группы, он не соглашался со многими ее членами и покинул свой пост в 1911 году. Он переключил свое внимание на создание собственной группы, которая стала примером его обращения к абстракции.
Голубая гора» представляет собой поворот от линейности, отмеченный видимыми мазками кисти, подобно художникам-импрессионистам и постимпрессионистам, таким как Моне или Ван Гог. Кандинский фактически обращается к опыту просмотра серии «Стог сена» Моне и очаровывается использованием цвета и света. Его ранние работы отражают импрессионизм, но многие из них еще репрезентативны. Здесь зритель видит двух всадников на лошадях — общая тема в работах Кандинского. Основное внимание в этой работе уделено первичным цветам: желтые и красные деревья обрамляют голубую гору. Хотя это изображение далеко от реализма, оно также далеко от более поздних абстракций Кандинского.
2. Синий всадник, 1903.
Синий всадник, Василий Кандинский, 1903. Источник: Wikimedia
Группа Der Blaue Reiter была создана около 1912 года, когда был опубликован альманах группы. В нем Кандинский и его коллега художник Франц Марк составили сборник эссе, написанных ими самими, а также композиторами и критиками. Большинство работ, представленных в Альманахе, представляли собой резкий отказ от европейских художественных условностей и черпали вдохновение в «примитивном» искусстве. Название как группы, так и альманаха, переведенное как «Синий всадник», было обусловлено любовью Марка к лошадям и увлечением Кандинского синим цветом. Некоторые утверждают, что название группы произошло от этой картины Кандинского 1903 года.
В его работе «Синий всадник» наблюдается явный отход от традиционных представлений в искусстве. Как и «Голубая гора», эта работа все еще фигуративна (это видно по всаднику в правой половине холста), но она начинает склоняться к абстракции благодаря толстым, широким мазкам. Эта стилистическая форма линии хорошо сочетается с движением объекта, а мазки символизируют скорость лошади. Тем не менее, линеарные работы также вносят некоторую путаницу. Лошадь и деревья хорошо видны, но слева есть несколько белых фигур, которые неясны. Хотя эта работа немного более натуралистична и менее абстрактна, чем «Голубая гора», влияние импрессионизма все же очевидно.
3. Исследование цвета: Квадраты с концентрическими кругами, 1913.
Цветовой этюд: Квадраты с концентрическими кругами, Василий Кандинский, 1913 г. Источник: Ленбаххаус.
С началом Первой мировой войны Кандинский переехал в Москву, где продолжил свою творческую карьеру. К этому времени «Der Blaue Reiter» была распущена, но он оставался движущей силой в мире искусства. Публикация книги «О духовном в искусстве» в 1910 году положила начало его погружению в теорию искусства и принесла ему мировое признание. Он был большим сторонником развития художественного образования в России, помогая основать Музей культуры живописи и Институт художественной культуры. В этот период Кандинский оттачивал свое мастерство в России, все дальше уходя от объективности в каждой созданной им картине. Его во многом вдохновлял русский авангард с такими художниками-супрематистами, как Малевич, Родченко и Попова.
Как подробно описано в книге «О духовном в искусстве», самым важным аспектом живописи для Кандинского было использование цвета. В рамках своей теории он каталогизировал оттенки цвета и объяснил их «психическое» воздействие. В «Квадратах с концентрическими кругами» Кандинский создал этюд акварелью, чтобы проследить, как разные цвета играют друг с другом. Дополняющие друг друга красные и синие цвета сопоставляются, а холодные зеленые и фиолетовые отражаются друг от друга, создавая смесь оттенков. Некоторые из теплых цветов направлены к зрителю, в то время как холодные тона уходят вглубь холста, заставляя зрителя почувствовать движение, несмотря на застывшие формы. Благодаря своей абстракции Кандинский смог разложить искусство на абсолютные основы, оставив бесконечное пространство для интерпретации.
4. Композиция VIII, 1923.
Композиция VIII, Василий Кандинский, 1923. Источник: Музей Соломона Р. Гуггенхайма.
После войны Кандинский вернулся в Мюнхен, где в 1922 году начал преподавать в художественной школе Баухауз. Тогда же были созданы некоторые из его самых известных работ, в том числе серия «Композиция». Название «Композиция» также обращено к еще одному из самых больших вдохновений Кандинского — музыке. Подобно тому, как он увидел выставку Моне, в начале своей жизни он сильно преобразился после того, как стал свидетелем исполнения «Лоэнгрина» Рихарда Вагнера. Считается, что Кандинский испытал неврологическое ощущение, называемое синестезией, которое определяется как смешение чувств.
Когда он слышал музыку, Кандинский видел определенные цвета, а когда наблюдал цвет, то слышал специализированный инструмент. В Композиции VIII Кандинский создает какофонию форм, представляя бурные послевоенные условия Европы, особенно Веймарской республики. Если попытаться прочесть эту работу как музыкальное произведение, то по холсту рассыпается симфония диссонансов. Нависший светящийся круг в левом верхнем углу навевает тревогу, а хаос фигур внизу напоминает поле боя. Сферы отскакивают от линий, которые прорезают треугольники, атакуя квадраты. Однако успокаивающий белый фон может создать у зрителя иное впечатление от этой сцены.
5. Композиция X, 1939.
Композиция X, Василий Кандинский, 1939. Источник: Викимедиа
Кандинский добился большого успеха в 1920-е годы. Группа Die Blaue Vier («Голубая четверка») была основана четырьмя экспрессионистами, включая Кандинского, Файнингера, Клее и Явленского. Целью этой группы была совместная продажа всех своих работ за границу в Соединенные Штаты. Кандинский провел свою первую персональную американскую выставку в Société Anonyme в 1925 году. Эта группа принесла ему еще большее международное признание. Однако, когда на горизонте замаячила Вторая мировая война, а также возраст взял свое, Кандинский замедлил работу, но не раньше, чем завершил свою самую известную серию.
Одна из последних созданных им картин — «Композиция X», заключительная часть его серии «Композиция». Завершая серию, эта работа находится на фоне сурового черного цвета, относительно редкого для его канона. Согласно духовным интонациям цвета из его теории, этот черный может представлять собой закрытие. Бросается в глаза отсутствие контуров на этих фигурах, что нехарактерно даже для Кандинского. Цвета яркие, но менее насыщенные, чем в его обычной цветовой палитре. Очевидно, что эта работа символизирует конец всего сущего, поскольку фигуры плавают в бесконечной бездне.
Последние дни Василия Кандинского
Портрет Василия Кандинского работы Хуго Эрфурта. Источник: Google Искусство и культура
Кандинский переехал в Баухауз в Дессау в 1925 году и продолжал преподавать там вплоть до закрытия Баухауза нацистами в 1933 году. Часть его работ была украдена и либо уничтожена, либо продана во время нацистских конфискаций произведений искусства. Такие художники, как Кандинский, считались дегенератами из-за своего абстрактного стиля. Это, к сожалению, оставляет ученых в неведении относительно части жизни Кандинского. Незадолго до начала войны Кандинский переехал в Нейи-сюр-Сен, Франция. Здесь он создаст несколько своих последних шедевров. Он умер 18 декабря 1944 года, всего за несколько дней до своего 78-летия.
При взгляде на многие работы Кандинского зрителю очень легко растеряться. Можно разочароваться в отсутствии очевидного смысла, запутаться во всех этих формах и цветах, бросающихся в глаза. Самая важная идея, которую следует иметь в виду, изучая его работы, заключается в том, что у всех будут разные интерпретации и что нет правильного или неправильного способа анализировать эти произведения. Смысл его работ лучше всего выразил художник Диего Ривера, который сказал, что картина Кандинского не дает изображения земной жизни, это сама жизнь.