Кубизм – это одно из наиболее важных и влиятельных направлений в истории искусства. Он был создан в начале XX века и представляет собой уникальный стиль, характеризующийся разрушением привычных форм и перспектив.
Знаменитые художники-кубисты внесли свой вклад в развитие этого направления и достигли величия в мире искусства. Ниже представлены семь известных художников-кубистов:
1. Пабло Пикассо – считается одним из основателей кубизма и одним из самых известных художников в мире.
2. Джордж Брак – английский художник, известный своими абстрактными и кубистическими работами.
3. Фернанд Лежер – французский художник, известный своим ярким стилем и использованием кубистических приемов.
4. Хуан Грис – испанский художник, работавший в стиле кубизма и считающийся одним из его великих мастеров.
5. Альбер Глез – французский художник, создавший множество кубистических произведений и придавший им особую глубину и значимость.
6. Робер Делинь – французский художник, известный своей работой в области абстракции и кубизма.
7. Франсис Пикабия – французский художник, чьи работы отличаются своеобразным стилем и экспериментами с кубистическими формами.
Эти знаменитые художники-кубисты сделали невероятный вклад в развитие искусства и оставили незабываемое наследие, которое продолжает вдохновлять художников и ценителей искусства по всему миру.
Кубизм — одно из самых радикальных художественных движений, перевернувшее историю искусства. Являясь продуктом плодовитого художественного мира Парижа начала XX века, кубизм был влиятельным и полярным, не оставляя никого равнодушным. Существует два типа работ кубистов: аналитические и синтетические. Читайте далее, чтобы узнать о величайших художниках-кубистах, совершивших революцию в живописи, и об их удивительных работах.
1. Пабло Пикассо, легендарный художник-кубист (1881-1973)
Авиньонские демуазели, Пабло Пикассо, 1907 год. Источник: MoMA, Нью-ЙоркПабло Пикассо — несомненный герой кубизма и современного искусства. Переходя от жанра к жанру, от одной философии к другой, Пикассо пытался искать вдохновение за пределами традиционных областей, обращаясь к незападному искусству и доисторическим артефактам. Путь Пикассо к новому визуальному языку не был простым и требовал сомнительных, а иногда и незаконных действий.
В 1907 году Пикассо и его друг, знаменитый поэт Гийом Аполлинер, организовали ограбление музея. Знакомый Аполлинера Жозеф Жери Пьери украл из Лувра две доисторические иберийские скульптуры. Смысл ограбления заключался не в финансовой выгоде, а в желании Пикассо досконально изучить скульптуры и раскрыть секрет их уникальных пропорций. Как бы ни был сомнителен и аморален этот метод, он оказался эффективным, и вскоре Пикассо представил свою новаторскую работу Авиньонские демуазели. На обнаженные женские фигуры, состоящие из плоских цветовых плоскостей, повлияли африканские маски и украденные иберийские бюсты.
Тем не менее, преступление, совершенное художником и его друзьями, настигло его несколько лет спустя. В 1911 году Лувр лишился своих драгоценных Мона Лиза когда кто-то проник в музей под видом сотрудника и украл картину. В течение нескольких месяцев Пикассо и Аполлинер были главными подозреваемыми, пока настоящий преступник не раскрыл себя.
2. Жорж Брак (1882-1963)
Один из самых близких друзей Пикассо и Аполлинера, Жорж Брак был одной из важнейших фигур в генезисе кубизма. Его работы стали важной основой для написания Аполлинером теории кубистского искусства, выражающей его принципы и цели. Самые радикальные и новаторские работы Брака относятся к периоду до его службы в Первой мировой войне. В бою он получил душевную и физическую травму, временно потерял зрение. Хотя он оставался преданным кубистом и даже критиковал Пикассо за то, что тот оставил это движение, его работы стали более эмоциональными и философскими, иногда даже с экзистенциальным подтекстом.
Рассуждая о наследии кубизма, искусствоведы обычно делят его на несколько этапов, различающихся эстетическими и философскими принципами. Первым этапом, проявившимся в творчестве Брака, стал аналитический кубизм. Свое название он получил благодаря методичному и длительному расчленению реальности, превращавшему трехмерные объекты в скопления плоских плоскостей и точек зрения. Заботясь о геометрии, аналитический кубизм уделял минимальное внимание цвету, намеренно ограничивая палитру серым и коричневым.
3. Тамара де Лемпика (1898-1980)
Тамара де Лемпика была ученицей двух великих художников: Андре Льота, еще одного кубиста, и Мориса Дени, знаменитого постимпрессиониста. От Дени она унаследовала декоративность искусства: холсты были покрыты орнаментами и деталями. В то же время Лхоте научил ее превращать агрессивные кубистские линии в нечто более плавное и романтичное, несущее в себе дух ар-деко.
Тамара де Лемпика обратилась к искусству как к средству спасения своей семьи от финансовой катастрофы. Лемпика и ее муж были вынуждены бежать из Российской империи во время революции. Они поселились в Париже, не имея почти никаких сбережений и связей. Отчасти артистическая привлекательность Лемпицкой заключалась в ее тщательно сфабрикованной личности богатой либертинской светской львицы. Ее публичные выступления и любовные романы были почти такими же скандальными, как и ее картины.
Однако в ее активной светской жизни почти не оставалось места для семьи. Одной из самых любимых моделей Лемпики была ее дочь Кизетта, которая, тем не менее, никогда не получала внимания за свой художественный вклад. Представляя публике свои портреты, Лемпика утверждала, что ребенок — это случайная модель, найденная на улице, а не ее собственная дочь.
4. Мари Лоренсин (1883-1956)
Мари Лоренсин была одной из редких женщин, связанных с движением кубизма. Агрессивная мужская эстетика и строгая геометрия редко ассоциировались с женским искусство, однако Лоренсин была одной из немногих радикалов, которые пошли на нарушение правил. Она изучала искусство вместе с Жоржем Браком и была единственной женщиной, включенной в экспозицию выставки 1912 года. La Maison Cubiste. Помимо авангардных достижений, она была плодовитым поэтом, театральным декоратором и книжным иллюстратором. Она иллюстрировала произведения Жана Кокто и Эдгара Аллана По.
Искусство Лоренсина не было полностью кубистским, но широко включало в себя его элементы, в основном через композицию и детали фона. Одна из самых известных картин Лоренсина под названием Молодые девушки, как ни странно, похожа на новаторские работы Пикассо, но при этом выглядит значительно менее угрожающе и более поэтично. Кубистский пейзаж на заднем плане не подавляет изящные фигуры. В отличие от устрашающих масок Авиньонские демуазелиОни спокойны и грациозны, но при этом отсылают к античным скульптурам и незападному искусству.
5. Хуан Грис (1887-1927)
Художник испанского происхождения Хуан Грис, суперзвезда движения кубизма, заметно отличался от своих коллег. В юности он изучал механическое рисование, и, возможно, строгая геометрия и точность впоследствии повлияли на его авангардные эксперименты. Художественная цель Гриса заключалась не только в том, чтобы шокировать зрителей и бросить вызов традиционным представлениям о живописи, но и в том, чтобы сделать свои работы эстетически привлекательными. Под влиянием своего близкого друга Анри Матисса он использовал смелые цветовые сочетания, ставя эмоции выше жестких правил и барьеров. По словам знаменитого коллекционера искусства Гертруды Стайн, Грис был единственным художником, способным запугать Пикассо своим талантом и смелостью.
Значительная часть творчества Хуана Гриса относится к поджанру синтетического кубизма, в котором живопись сочеталась с коллажем. Помимо традиционных красок и холста, художники стали использовать газетные вырезки, обои и найденные предметы. К сожалению, у Гриса не было много времени для дальнейшего развития своих художественных экспериментов. В 1927 году он скончался от почечной недостаточности, но оставил после себя замечательное и долговечное наследие. В длинный список художников, вдохновленных смелыми экспериментами Хуана Гриса, входят Диего Ривера, Сальвадор Дали и Энди Уорхол.
6. Джино Северини (1883-1966)
Итальянский художник Джино Северини наиболее известен своим участием в футуристическом движении, однако после Первой мировой войны он отошел от него в пользу собственных художественных экспериментов. Первоначально футуристы выбрали стиль кубизма в качестве своего оружия против старого искусства и морали. Однако вскоре они поняли, что, несмотря на свой скандальный потенциал, кубизм был жестким, лишенным динамизма и опирался на классические сюжеты, такие как натюрморты и пейзажи. Чтобы бороться с этой жесткостью, они решили сосредоточиться на движении и скорости, отражая не объекты, а пространство вокруг них, на которое влияет их присутствие.
Джино Северини провел большую часть своей жизни в Париже и сумел подружиться с важными людьми, несмотря на ограниченное знание французского языка. Он был частым гостем на вечеринках, которые устраивала Сюзанна Валадон, часто общался с Пикассо, Браком и Грисом, а также тусовался со своим соотечественником итальянцем Амедео Модильяни. Покинув круги футуристов, Северини сумел сохранить ту же текучесть и динамизм в своих кубистических работах. В последние годы жизни Джино Северини стал убежденным сторонником неоклассицизма, выступая за возвращение к более традиционным стилям живописи.
7. Поль Сезанн: является ли он художником-кубистом? (1839-1906)
Хотя Поль Сезанн не принадлежал к кругу кубистов, поскольку скончался в 1906 году, как раз перед тем, как движение заявило о себе публике, он, тем не менее, стал одним из важнейших провозвестников философии художников-кубистов. Обычно его относят к постимпрессионистам, но Сезанн считал, что любой предмет или событие можно перевести на язык простых геометрических форм — квадратов, кругов и треугольников.
Более того, его натюрморты, написанные в последнее десятилетие XIX века, уже представляли объекты сразу в нескольких ракурсах. Картина Корзина с яблоками показывает некоторые фрукты с боков, а некоторые — сверху, хотя все они, казалось бы, расположены на одной и той же плоской плоскости обеденного стола. Хуан Грис как-то сказал, что Сезанн сделал цилиндр из стеклянной бутылки, чтобы следующие поколения художников могли превратить цилиндры обратно в бутылки.
По мнению многих искусствоведов и легендарных художников, Поль Сезанн был самой важной личностью в генезисе европейского авангарда. Его наследие присутствует даже в работах абстрактных экспрессионистов. Несмотря на отсутствие фигуративности, именно смелые идеи Сезанна преодолели разрыв между изобразительным искусством и чистой абстракцией.