Максимализм — это не просто стиль, а целая философия, которая подразумевает стремление к максимальному выражению своих эмоций и идей через разнообразные формы и техники. В искусстве и дизайне максимализм проявляется в изобилии деталей, ярких цветов и нестандартных решениях.
Вот 8 примеров этой максималистской техники:
1. Яркие цветовые сочетания. Максимализм предполагает использование ярких и контрастных цветов, которые привлекают внимание и создают яркое впечатление.
2. Изобилие декора. В максималистском стиле принято использовать множество декоративных элементов, таких как узоры, кружева, обои с пестрым рисунком и т.д.
3. Эклектика в стиле. Максимализм подразумевает смешивание разных стилей и эпох, создавая уникальное и оригинальное пространство.
4. Необычные формы и текстуры. Максимализм позволяет экспериментировать с формами и текстурами, создавая нестандартные решения и интересные композиции.
5. Использование неожиданных материалов. Максималистский подход позволяет использовать различные материалы и техники, такие как металл, стекло, керамика, чтобы создать уникальные и оригинальные предметы интерьера.
6. Многослойность. В максимализме часто используется многослойность, когда различные элементы интерьера объединяются в комплексные композиции, создавая ощущение глубины и объема.
7. Интенсивная подсветка. Освещение играет важную роль в максималистском стиле, поэтому в интерьере можно встретить яркие и насыщенные осветительные приборы, которые подчеркивают декоративные элементы.
8. Перегруженность пространства. В максимализме принято перегружать интерьер разнообразными предметами, декором и аксессуарами, создавая ощущение насыщенности и насыщенности.
Максималистский подход к дизайну отличается от стандартных и классических направлений и наполняет пространство энергией, интригой и оригинальностью.
Разработанный в середине 1880-х годов и популяризированный французскими художниками Жоржем Сера и Полем Синьяком, пуантилизм является ключевой техникой в истории искусства. Хотя критики изначально восприняли пуантилизм неоднозначно, этот стиль живописи стал важным элементом нескольких художественных движений. Картины, созданные в стиле пуантилизма, состоящие из крошечных точек, которые образуют более крупное изображение, можно встретить в работах импрессионистов, неоимпрессионистов, постимпрессионистов и фовистов. От Писсарро и Ван Гога до современной интерпретации Дэмиена Херста — вот подборка невероятных пуантилистских работ.
Истоки пуантилизма: как была создана эта техника?
Картина Жоржа Сера «Воскресный полдень на острове Гранд-Жатт», 1884 г., через Художественный институт Чикаго
Пуантилизм — это техника живописи, в которой художник создает большое изображение из маленьких разноцветных точек. Этот стиль был создан в основном Жоржем Сера и Полем Синьяком. В середине 1880-х годов Сера и Синьяк начали применять более систематический и научный подход к своему искусству, методично добавляя на холсты маленькие, отдельные точки несмешанной краски, чтобы создать более крупное изображение. Иногда это делалось на очень большом холсте для достижения максимального эффекта, как, например, в пуантилистском шедевре Серата 1884 года «Воскресный день на острове Гранд-Жатт», поразительном произведении с невероятным вниманием к деталям и захватывающей каймой, состоящей из синих, оранжевых и красных точек.
До появления термина «пуантилизм» Серат и Синьяк называли свою новую технику дивизионизмом. С тех пор дивизионизм превратился в общий термин, обозначающий работы, включающие разделенные участки цвета, как мозаика. Вначале многие критики сочли эту систему создания искусства с помощью крошечных точек глупой и создали термин «пуантилизм», чтобы высмеять художников, которые ее использовали. По мере того как пуантилизм становился все более популярным и укреплялся в качестве элемента многих художественных направлений, его название было принято в качестве официального термина.
1. Жорж Сера: Крупнейший художник-пуантилист
Жорж Сёра «Купальщицы в Асньере», 1884 г., через Art UK
Один из самых известных художников-пуантилистов, Жорж Сера (1859-1891), сыграл важную роль в создании и развитии этой техники. Сёра — французский художник-постимпрессионист, известный своими работами по созданию дивизионизма (также известного как хромолюминаризм) и пуантилизма. Сёрату было всего двадцать четыре года, когда он создал одни из самых известных своих пуантилистских картин: вышеупомянутую «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» (1884) и замечательную «Купание в Асньере» (1884). Картина «Купание в Асньере», которая висит в Национальной галерее в Лондоне, была отвергнута парижским салоном в 1880-х годах, когда Серат представил ее на выставку, но сегодня она является краеугольным камнем пуантилизма и постимпрессионизма.
2. Поль Синьяк: Одна и та же техника, разные цели
Картина Поля Синьяка «Maisons du port, Saint-Tropez», 1892 г., через Sotheby’s
Поль Синьяк (1863-1935) — выдающийся французский живописец, представитель неоимпрессионизма и постимпрессионизма. В реальной жизни Поль Синьяк и Жорж Сёра были большими друзьями. В конце 1880-х годов он попал под влияние новой научной техники живописи Серата и помог разработать теорию пуантилизма. На Серата также оказали влияние и многие другие его современники, в том числе Клод Моне и Винсент Ван Гог.
Картина «Maisons du port, Saint-Tropez» (1892) является ярким примером пуантилистской работы Синьяка. Созданная вскоре после смерти его друга Серата в 1891 году, картина «Maisons du port, Saint-Tropez» изображает порт в Сен-Тропе, место, которое очаровывало Синьяка на протяжении всего его творческого пути. Хотя он и Серат вместе создавали технику пуантилизма, Сигнак гораздо более неоимпрессионистски интерпретировал этот стиль живописи.
Картина Поля Синьяка «La Baie (Saint-Tropez)», 1907 г., через Christie’s
Картина Синьяка «La Baie (Saint-Tropez)» (1907) является ярким отражением его позиции как пионера неоимпрессионизма. Неоимпрессионизм был небольшим ответвлением импрессионистического движения, которое использовало технику пуантилизма для создания более рациональной или научной версии импрессионизма. После смерти своего друга Жоржа Серата он стал главным представителем пуантилизма и дивизионизма, позволив этому иному способу интерпретации цвета определить неоимпрессионистов среди их современников.
3. Камиль Писсарро: Картины, вдохновленные Сератом и Синьяком
Камиль Писсарро «Собирание гороха», 1887, через Kazo Art
Камиль Писсарро (1830-1903) — французский художник-импрессионист, создавший множество значительных пуантилистских работ. На протяжении всей своей жизни Писсарро экспериментировал со многими направлениями импрессионизма, включая постимпрессионизм и неоимпрессионизм, поэтому неудивительно, что человек, столь вовлеченный в эти течения, создал работы в технике пуантилизма. Он был знаком с Сератом и Синьяком в реальной жизни и находил их научный подход к цвету и свету увлекательным, хотя пуантилизм надоел ему примерно через четыре года, и он перестал создавать работы в таком жестком стиле. Картина «Сбор гороха» (1887) — пример творчества Писсарро в этот период и его уникального дара передавать свет и тень с помощью множества крошечных точек.
4. Максимилиан Люс: Еще один импрессионист, ставший пуантилистом
Утро, интерьер, Максимилиан Люс, 1890, через Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Максимилиан Люс (1858-1941) — еще один художник, который начинал как импрессионист, а затем посвятил большой период своей карьеры пуантилизму. Его картина «Утро, интерьер», написанная в 1890 году, является потрясающим примером раннего пуантилизма и дивизионизма. На ней изображен его друг и коллега художник Гюстав Перро, собирающийся утром. Картина состоит из множества отдельных цветных точек, в основном оранжевого, красного, желтого и синего цветов, которые создают невероятно детализированное изображение. Некоторые считают Люса скорее неоимпрессионистом, чем импрессионистом, поскольку он всю жизнь придерживался политического направления и симпатизировал пролетариату, иногда даже выступая за анархию. Ближе к концу жизни Люс перестал много рассуждать на эти темы и вернулся к живописи в своем оригинальном импрессионистском стиле.
5. Анри-Эдмон Кросс: Мастер неоимпрессионизма
Картина Анри-Эдмона Кросса «Фьют нимфы», 1906 г., через Музей Орсэ, Париж
Анри-Эдмон Кросс (1856-1910) — французский живописец, краеугольный камень неоимпрессионистского движения. В 1880-х годах он познакомился с Жоржем Сератом, а в 1891 году с большим успехом попробовал писать в технике пуантилизма. Его картина La Fuite des nymphes (1906) демонстрирует замечательное владение техникой и отражает пересечение пуантилизма и неоимпрессионизма, чем-то напоминая работы Поля Синьяка. Использование Кроссом пуантилизма стало поворотным моментом в истории этой техники, поскольку он был очень влиятельной фигурой в мире искусства и определил вторую фазу неоимпрессионистского движения. Работы и наследие Анри-Эдмона Кросса вдохновили других великих художников, таких как Анри Матисс, и проложили путь к возникновению фовизма.
6. Анри Матисс: Пуантилизм в искусстве французских фовистов
Картина Анри Матисса «Люкс, спокойствие и волюпт», 1904 г., через Музей Орсэ, Париж
Анри Матисс (1869-1954) — французский художник, известный своими картинами в стиле фовизм и плавным обращением со светом и цветом в своих работах. Во многих отношениях фовизм был продолжением пуантилизма и неоимпрессионизма, поскольку это движение определялось яркими цветами и грубыми, короткими мазками. Вдохновленный своим предшественником Анри-Эдмоном Кроссом, Матисс создал множество работ, которые можно отнести к пуантилизму, в том числе картину 1904 года «Люкс, спокойствие и волнение» (Luxe, calme, et volupté). Эта культовая картина считается основополагающим произведением, ознаменовавшим рождение фовизма, использующего более ранние техники для передачи философии, основанной на отдыхе и фантазии.
7. Подлесок (1887): Редкое пуантилистское произведение Ван Гога
Винсент Ван Гог «Подлесок», 1887, via Widewalls
Пуантилизм оказал широкое влияние на художников конца XIX — начала XX века, и Ван Гог не стал исключением. Винсент Ван Гог (1853-1890) — голландский художник-постимпрессионист, признанный впоследствии одним из самых влиятельных людей в истории западного искусства. Большинство его работ были завершены в последние пару лет жизни, когда он познакомился с творчеством Серата и Синьяка и популяризацией пуантилизма.
Картина Ван Гога «Подлесок» 1887 года — яркий пример использования им техники пуантилизма. Хотя Ван Гог боролся с постоянством как в жизни, так и в творчестве и довольно быстро отказался от такого высокотехничного метода, как пуантилизм, влияние этого стиля можно увидеть в некоторых из его самых известных работ, таких как культовые автопортреты и шедевр 1889 года «Звездная ночь».
8. Пуантилизм и за его пределами: Современная интерпретация Дэмиена Херста
Точечная живопись Дэмиена Херста, 1986, через Gagosian
На протяжении многих лет ведутся споры о том, что считать пуантилизмом. Хотя Сёра и Синьяк создали названную технику и теорию, лежащую в ее основе, в конце 1880-х годов, точечное искусство создавалось так давно, как только существовали люди. Существуют даже записи об искусстве аборигенов, которые использовали точечную или штриховую технику на стенах пещер.
Британский современный художник Дэмиен Херст (родился в 1965 году) обратился к пуантилизму и давней традиции точечного искусства с современным уклоном. Серия точечных картин Херста, включая первую работу, созданную в 1986 году под названием «Точечная живопись», обращается к пуантилизму и идее, что точка — это важный строительный блок изображения в искусстве. Вместо того чтобы создавать в своих работах четкий образ, как это делали Серат и Синьяк, Херст превращает серию точек в поразительную абстракцию.