Влияние иудаизма и христианства на западный мир трудно игнорировать. Современные ученые и богословы могут продвинуться в их понимании, изучая их историю. История, изложенная в Библии, охватывает тысячи лет и пересекает многие регионы Ближнего Востока и других стран. Библейская археология набрала обороты в XIX веке и с тех пор предлагает огромное количество открытий, дебатов и глубокого понимания мира израильтян и Иисуса Христа.
1. Стела Мернептаха, положение израильтян в библейской археологии
Стела Мернептаха, 1208 г. до н.э., через «Радость музеев», Египетский музей, КаирЕгиптяне были не самыми лучшими соседями на древнем Ближнем Востоке. Отношения с их многочисленными соперниками в регионе часто становились недружелюбными. Это случалось настолько часто, что фараон Мернептах, как и многие его современники, стремился увековечить свои победы над врагами. На стеле, созданной по его приказу, упоминается множество соперничающих государств, людей и побед. Египтяне были вполне довольны своим успехом, для них это был еще один лавр, добавляющий к их могуществу.
Однако когда в 1896 году археолог Флиндерс Петри нашел эту стелу, одно небольшое упоминание сделало ее важной находкой библейской археологии, которой она является сегодня. Среди прочих врагов Египта слово Исрир или Израиль. Библейские ученые относят это к самым ранним упоминаниям об израильтянах. Фараон правил примерно с 1213 по 1203 год до нашей эры.
В данной стеле конкретно отмечено:
«Ханаан разграблен со всеми его пороками, Аскалон захвачен, Газер покорен. Иеноам исчез без следа, Израиль опустошен, его потомство исчезло».
Слово «Израиль» в данном контексте используется на египетском языке в смысле «народ», а не «государство». Это свидетельствует о том, что в это время у Израиля еще не было ни царя, ни царства. Вероятно, это период Судей. Текст также подразумевает, что Израиль в то время был сильным, как и другие города, и не являлся всего лишь маленьким племенем. От юга до севера примерно три города-государства могли играть ключевую роль в обеспечении статуса Израиля. Интересное место упомянуто в Книге Иисуса Навина 15:9 и 18:15:
«Далее граница простирается к истоку Нефтоаха, затем проходит через города на горе Ефрон и направляется к Ваалу (также известному как Кириаф-Иарим)». (Иисус Навин 15:9)
«Южная граница начинается около Кириаф-Иарима и простирается до реки Нефтоаха». (Иисус Навин 18:15)
Источник воды «Нефтоах» может соответствовать еврейскому «Мернептаху». Возможно, этот источник был назван в честь Мернептаха после его присутствия около Иерусалима. В египетском папирусе «Anastasi III» содержится упоминание этого источника. Там говорится:
«Главнокомандующий лучниками из источников Мерне-Птаха, Хотеп-Хир-Маат, прибыл для проведения судебного расследования в крепость, находящуюся в Силе».
2. The Wilderness of Zin: Археология и шпионаж
Книга Исход повествует о бегстве израильтян из Египта и их поисках земли обетованной. В Исходе 16:1 пустыня Зин, или Син, в зависимости от географии, названа одним из мест, где они разбили лагерь. Географические споры вокруг места, где Моисей получил десять заповедей, сами по себе являются интересным археологическим вопросом. Однако этот предполагаемый лагерь важен из-за своего собственного противоречия.
В XIX веке, когда интерес к библейской археологии действительно набрал обороты, было создано множество фондов для ее развития. Фонд исследования Палестины был создан в 1865 году и стал бастионом для британских священнослужителей и археологов, как серьезных, так и любителей. Незадолго до Первой мировой войны будущий Лоуренс Аравийский, Т.Э. Лоуренс и Леонард Вулли получили задание исследовать эту территорию. Однако, в отличие от большинства научных раскопок, к ним присоединились сотрудники британской военной разведки.
Надежды найти израильские артефакты или поселения шли рука об руку с желанием британской армии нанести на карты обширные пустыни Османской империи. К несчастью для обеих сторон, было найдено минимальное количество доказательств, и картографические задачи едва успели выполнить до начала войны.
3. Кархемиш: Пойманный между двумя сверхдержавами
Место Кархемиш неоднократно упоминается в Библии и играет важную роль в пророчествах Иеремии. После битвы 605 года до н. э. израильтяне оказались раздроблены и метались между Египтом и Вавилоном. Сам Иеремия станет важной фигурой для израильтян и советником их царей в это время, которые пытались контролировать последствия паники.
Важно отметить, что вавилонская победа при Кархемише непосредственно привела к вавилонскому пленению евреев. Это событие стало поворотным пунктом в истории иудаизма, потребовавшим принятия многих решений перед лицом трудностей. История библейских археологических раскопок важна и в современном контексте. Т.Э. Лоуренс начал свою археологическую карьеру в Британском музее, копая в Кархемише вместе с Леонардом Вулли, проложив путь к их будущему.
4. Вифлеем, Мессия и Матриарх
Вифлеем — один из самых святых городов на Ближнем Востоке для авраамических конфессий. Здесь похоронена Рахиль, древний матриарх еврейского народа. Для христиан Новый Завет начинается со святого семейства, яслей и звезды над городом. Эти места важны не только по религиозным причинам. Они также являются прекрасными примерами того, как библейская археология может стимулировать дискуссии и задавать важные вопросы.
Гробница Рахили расположена вдоль противоречивых современных границ, разделяющих еврейское и мусульманское население Вифлеема. На протяжении веков она была святым местом для обеих групп. Статус гробницы как места паломничества постоянно подвергается испытаниям современной политической ситуацией. Мусульмане и евреи оспаривают право собственности на это место и статус гробницы как еврейского места поклонения или мечети.
С другой стороны, церковь Рождества Христова в Вифлееме также вызывает у археологов некоторые сомнения. Христианская народная традиция и скептицизм в отношении некоторых библейских отрывков заставили некоторых усомниться и в этом месте. Что касается церкви Рождества Христова, то археологи и историки должны прочесть Евангелие от Луки и интерпретировать его намерения, а также местные предания, переданные теми, кто жил в Вифлееме.
5. Иерихон, история города
Иерихон — город, построенный на истории. В Библии его легенда построена на триумфе израильтян в Ханаане и силе Ковчега Завета. К тому времени, когда туда пришли евреи, Иерихон был уже хорошо обжит и заселен. На самом деле, интрига города заключается в его далеком прошлом. Археологи не ограничились библейским значением Иерихона и датировали его как одно из древнейших поселений во всем мире. Кроме того, он считается первым по-настоящему укрепленным и городским городом. Археология и теология объединились, чтобы создать здесь еще одну историческую дискуссию, подобно Вифлеему.
В 1950-х годах Кэтлин Кеньон провела в городе несколько важных современных библейских археологических раскопок. Ее раскопки не нашли абсолютных доказательств израильской легенды. Обследование и раскопки города не выявили никаких доказательств наличия городских стен, описанных в библейской истории. Кроме того, многие датировочные тесты 50-х годов не совпали с временными рамками израильской кампании. Другие интерпретации, однако, рассматривают доказательства в ином свете, чем Кеньон, поскольку за прошедшие десятилетия было проведено еще несколько раскопок. По мнению этих археологов, есть свидетельства наличия жилых помещений в стенах и полного уничтожения важных запасов, таких как зерно, что согласуется с историей битвы.
6. Галилея, связывающая Ветхий и Новый Заветы
Когда вавилоняне начали расширять свою империю, израильтяне Галилеи были сметены их армиями. Для иудеев это было решающее время. Несмотря на обещание Иеремии, что Бог по-прежнему с ними, многие чувствовали, что их оставили. Галилея так важна для библейской археологии и истории именно из-за этого беспокойного прошлого. Это также место, где Христос впервые начал проповедовать, и поэтому оно богато возможностью расширить наше понимание того периода. В Евангелии от Матфея говорится, что одним из пророчеств, связанных с Христом, было то, что он придет в этот регион, который так долго чувствовал себя покинутым.
Археология этого региона позволяет понять важные библейские истории, а также жизнь ранних христиан в первые несколько веков развития религии. Рыбаки занимают видное место во многих притчах и эпизодах Евангелий. Одна из самых известных находок в этом регионе была сделана на дне Галилейского моря: рыбацкая лодка того же периода, что и Евангелия. Конечно, очень маловероятно, что Христос или апостолы использовали эту лодку. [ лодка. Но она представляет собой уникально сохранившийся образец того типа лодки, на которой еврейские рыбаки работали бы каждый день. На берегах моря также сохранилось несколько церковных мозаик и руин. Они датируются 400-ми годами н.э., когда регион контролировали византийцы, и в них можно найти хорошо задокументированные произведения искусства и записи о жизни христиан.
7. Иерусалим: Город-драгоценный камень
Для иудеев, христиан и мусульман один город в мире выделяется среди всех остальных. Иерусалим является святым для всех трех конфессий и занимает центральное место в их религиозной истории. Для археологов город с таким долгим и важным прошлым полон возможностей и потенциала. В самом городе так много исторических мест, что тысячи паломников ежегодно приезжают туда, чтобы помолиться и поучиться. Эти места охватывают период от Ветхого до Нового Завета и далее.
Древние иудейские храмы, раннехристианские церкви и даже повседневные находки, такие как строительные материалы и монеты, составляют картину для историков. Некоторые находки даже вызвали бурные споры из-за религиозных разногласий, как, например, на Голгофе в Гордоне, где, по утверждению протестантских археологов, находится гробница Иисуса. Иерусалим пережил смену правителей и многовековые политические конфликты. От израильтян до Рима, от рыцарей-крестоносцев до современных правительств Израиля и Палестины — Иерусалим стоит над конфликтами как жемчужина археологии.
8. Свитки Мертвого моря: Величайшая находка библейской археологии?
Один из наиболее хорошо сохранившихся и интригующих артефактов библейской археологии — это не просто один свиток или один фрагмент. В середине XX века в пещерах Мертвого моря и в долине реки Иордан археологи обнаружили целые горы свитков. Подобные свитки — крайне редкая находка, поскольку они очень хрупкие. Более того, многие свитки были найдены фрагментарно. Но какими бы фрагментарными они ни были, их можно прочитать. И это самое главное.
Благодаря этой обстановке свитки остаются относительно доступными для научного изучения. Из-за огромного количества свитков работа по восстановлению некоторых из них даже сегодня представляет собой серьезную задачу для исследователей библейской археологии. Однако то, что удалось обнаружить на сегодняшний день, несомненно, является новаторским прогрессом в наших знаниях. Свитки содержат фрагменты библейских книг с каноническими и неканоническими отрывками. Кроме того, многие свитки связаны с простыми повседневными записями о жизни, которые содержат ценные исторические сведения.
Существует несколько теорий относительно происхождения свитков Мертвого моря и их авторов. Одна из наиболее распространенных предполагает, что свитки были созданы членами эссенской секты, проживавшей в Кумранском поселении, неподалеку от пещер, где обнаружены эти античные документы. Эссеи представляли собой одну из трех ключевых религиозных групп в иудаизме эпохи Второго Храма. Их отличительные черты включали строгое соблюдение Закона, аскетичный образ жизни и ожидание быстрого пришествия Мессии. Согласно некоторым исследователям, эссеи спрятали свои свитки в пещерах перед тем, как бежать от римских войск, разрушивших Иерусалим и Храм в 70 году нашей эры.
Другая гипотеза утверждает, что свитки не принадлежали эссеям, а составляли часть библиотеки Иерусалимского Храма или других синагог. Согласно этой версии, свитки были спасены от римлян и перемещены в пустыню, где они были сокрыты в пещерах. Эта теория объясняет разнообразие текстов, не соответствующих единому доктринальному направлению.
Третья теория предполагает, что свитки были написаны разными авторами в разное время и месте, и не имеют между собой явной связи. По этой гипотезе, свитки были собраны торговцами или коллекционерами, которые хранили их в пещерах как ценные артефакты.
Свитки Мертвого моря представляют интерес для историков, богословов и лингвистов. В них содержатся самые древние копии библейских текстов, а также множество апокрифических и псевдоэпиграфических сочинений, не включенных в канон еврейского и христианского Писания. Также среди них находятся известные произведения, такие как Книга Еноха, Книга Июбилеев, Правило Общины, Песнь Соломона и др. Свитки также содержат уникальные тексты, не имеющие аналогов в других источниках, вроде Свитка Медной Рукописи, Свитка Войны Сынов Света против Сынов Тьмы, Свитка Храма и др.
Свитки Мертвого моря открывают новые перспективы для понимания религиозных воззрений и практик евреев и ранних христиан в период Второго Храма. Они свидетельствуют о разнообразии течений и традиций того времени, а также о том, как формировался канон Писания, как интерпретировались библейские тексты и как развивалась мессианская и эсхатологическая надежда. Свитки Мертвого моря содержат многочисленные пророчества о будущем Израиля и мира, о суде Божьем и спасении праведников, о конце времен и новом завете. Однако эти пророчества следует понимать не буквально и не связывать с конкретными событиями, а рассматривать как выражение духовных стремлений и ожиданий людей, находившихся в эпоху перемен и кризисов.