Знаменитый французский художник Гюстав Моро был легендой символистского искусства. В отличие от многих своих современников, Моро почти не разделял восторгов по поводу новых технологических и социальных достижений Европы XIX века. Он считал, что истина скрывается в царстве снов и фантазий, населенном героями и чудовищами. Читайте дальше, чтобы узнать больше об этом загадочном художнике.
1. Семья Гюстава Моро
Гюстав Моро родился в 1826 году в обеспеченной семье. Его слабое здоровье не позволяло заниматься физическими упражнениями, поэтому под влиянием родителей он с раннего возраста начал рисовать. Родители Моро поощряли его художественные устремления, и отец даже помог ему устроиться на работу копировщиком в Лувр. Одним из его учителей был легендарный романтик Теодор Шассеро, известный своими мифологическими сценами и фантастическими композициями, навеянными культурой Ближнего Востока.
Работы Шассерио оказали огромное влияние на стиль Моро. Другим источником вдохновения стала Италия, где художник провел несколько лет, изучая искусство античности и старых мастеров. На протяжении всей его жизни следы классического обучения были очевидны, но год за годом Моро вырабатывал свой собственный уникальный и сложный стиль.
2. Гюстав Моро определил эстетику символизма в искусстве
Вопреки тому, что современная ему культура была сосредоточена на науке и разуме, Гюстав Моро утверждал, что единственное, что имеет реальное значение, — это эмоции. В своих записях он утверждал, что, хотя его мозг можно обмануть, его внутренние чувства кажутся вечными и неоспоримо верными. Ни суровая осязаемость реалистической живописи, ни тонкая игра света импрессионизма его не интересовали.
Становление символизма в искусстве стало прямым следствием появления символистского стиля в литературе. Основанное Шарлем Бодлером литературное движение символизма точно так же игнорировало реальность в пользу чистого эстетизма грез и воображаемых сцен. Символистские романы редко имеют какой-либо выразительный или захватывающий сюжет, поскольку авторы уделяют больше внимания замысловатым описаниям и философским размышлениям.
В этом контексте творчество Гюстава Моро идеально вписывается в рамки литературного символизма. Насыщенное сложными деталями, оно очень описательно, но ему не хватает динамизма и действия. События, разворачивающиеся на картинах Моро, застыли. Художника интересовала чистая красота и чувства. После Моро символизм в искусстве получил дальнейшее развитие. Он стал популярен во Франции, Бельгии, Германии и России.
3. Картина Гюстава Моро однажды стала персонажем декадентского романа
Образ еврейской принцессы Саломеи был особенно важен для культуры и искусства конца XIX века. Саломея — ветхозаветный персонаж и падчерица царя Ирода, который пытался соблазнить Иоанна Крестителя. После того как попытка оказалась неудачной, разгневанная Саломея предложила Ироду сделку — она станцует для него в обмен на исполнение одного желания. Переполненный похотью Ирод согласился, и Саломея попросила его принести ей на блюде отрубленную голову Иоанна Крестителя.
Возрождение истории Саломе произошло в XIX веке, когда Европа развивала свои связи с Ближним Востоком и в моду вошел ориентализм в искусстве и дизайне. Саломе стала символом необузданной и опасной женской сексуальности, которая неизбежно ведет к гибели и разрушению. Версия картины Гюстава Моро быстро стала знаменитой.
В 1884 году писатель-декадент Жорис-Карл Гюисманс опубликовал роман A rebours (Против природы), в котором главный герой часами созерцает картину Моро. Под его взглядом произведение оживает и позволяет заглянуть в самые темные уголки сознания героя. Для него «Саломея» — это символическое божество неистребимой похоти, богиня бессмертной Истерии, проклятая Красавица, отличающаяся от всех остальных каталепсией, которая сковывает ее плоть и закаляет мышцы; чудовищный Зверь, равнодушный, безответственный, бесчувственный, проклятый, как античная Елена, роковой для всех, кто к ней приближается, всех, кто ее видит, всех, к кому она прикасается.
4. Главным художественным инструментом Гюстава Моро было его внутреннее зрение
Для Моро природа была словарем художника, предоставляя ему элементы, необходимые для создания собственной реальности внутри произведения. Он отвергал реалистическое искусство, утверждая, что полностью реалистическое произведение — это только информация, а не художественное творение.
Важнейшим для Гюстава Моро было понятие внутреннего видения — не фокуса ясновидящего, а уникального для каждого художника инструмента, из которого рождаются единственные в своем роде стили. Позже Моро учил этому своих учеников, многие из которых стали величайшими художниками-авангардистами двадцатого века.
Моро уделял особое внимание цвету и тону, считая, что они — нечто большее, чем инструменты для отражения узнаваемых концепций. Художник, по мнению Моро, должен был думать о цвете, изобретать его и размышлять над ним. Цвет был для Моро инструментом, позволяющим придать глубину изображениям и сделать фигуры живыми, дышащими и размышляющими о своем существовании.
5. Искусство Моро было элитарным и доступным ограниченному кругу людей
В отличие от многих других художников, Моро никогда не приходилось зарабатывать на своих работах. Это позволило ему сосредоточиться на собственных видениях и экспериментировать, не опасаясь, что его опыты не будут продаваться. Погруженный в свои иллюзии, Моро создавал искусство ради искусства, но, тем не менее, эти бесплотные работы, кажущиеся оторванными от реальности, несли на себе следы социальных и политических структур его времени.
Искусство Моро было эксклюзивным по своему определению, поскольку опиралось на мифологические источники, доступные только высшим слоям французского общества. Чтобы по-настоящему оценить каждую деталь, каждый аспект и каждую отсылку, скрытую в картинах Моро, нужно было обладать уровнем образования выше среднего. Сегодня знание греческой и римской мифологии стало столь распространенным благодаря ее интеграции в западную популярную культуру. Однако во времена Моро не было ни мультфильмов, ни детских книг на эту тему. Греческая мифология была частью учебной программы, которую изучали по древним текстам, не обращая внимания на то, насколько доступным или увлекательным был первоисточник.
Тем не менее, несмотря на элитарный подтекст, работы Моро довольно скоро вышли из моды после его смерти. С постепенным развитием нерепрезентативного искусства замысловатые узоры символизма Моро стали устаревшими и концептуально простыми вплоть до возрождения интереса к его творчеству во второй половине XX века.
6. Гюстав Моро почти не интересовался реальным миром
Полностью погруженный в свое искусство, Моро был равнодушен к светским мероприятиям и тусовкам. По мере того как росла его творческая слава, он почти полностью отказался от публичных выставок своих работ. В его дом допускался лишь ограниченный круг близких друзей, но даже для них мастерская художника была недоступна. Его затворнический характер придавал его работам дополнительный слой таинственности: Моро словно покинул мир живых, чтобы жить в царстве мифологических существ и сказочных замков. Моро никогда не женился и не имел детей, а информация о его романтических связях скудна и сомнительна. После смерти в 1898 году Моро оставил свой дом и более двенадцати сотен картин и рисунков Французской Республике.
7. Он обучал многих знаменитых художников
Усилия Моро как учителя часто остаются незамеченными, в основном потому, что стили его самых известных учеников, таких как Анри Матисс и Жорж Руо, кардинально отличались от стиля Моро как в визуальном, так и в концептуальном смысле. Он был любим и уважаем своими учениками. Даже в конце своей жизни Матисс говорил о Моро с большим восхищением и уважением, редко упоминая его творчество.
Матисс пять лет занимался под руководством Моро. Великий художник-фовист вспоминал, что, в отличие от многих других его учителей, Моро, несмотря на свою долгую карьеру живописца, все еще был способен испытывать волнение и эмоции по поводу искусства. Целью Моро было не научить своих учеников рисовать так же, как он сам. Он хотел развить их природные таланты и личные склонности.
Моро часто брал своих учеников в Лувр, чтобы они изучали работы старых мастеров и копировали их произведения. Эта практика была далеко не оригинальной, однако Моро придерживался иного подхода. Вместо того чтобы просить своих учеников просто механически копировать работы, он настаивал на том, чтобы они обращали внимание на то, как работают различные элементы композиции и что делает их особенными.
8. Дом Гюстава Моро стал музеем
Увидеть работы Гюстава Моро вживую — задача не из легких. Учитывая затворнический характер художника, лишь немногие из его работ вышли за пределы его мастерской. Небольшое количество работ находится в государственных и частных коллекциях Франции, Германии и США, но настоящее наследие художника хранится в сравнительно небольшом музее, носящем его имя.
Национальный музей Гюстава Моро до сих пор располагается в том же доме, где художник провел свою жизнь. Однако он остается недооцененной жемчужиной среди других парижских музеев, которые обычно переполнены туристами. Несмотря на относительную безвестность, творчество Гюстава Моро оставило неизгладимый след в жизни многих поколений художников. Он не просто вдохновлял других символистов — его погружение в воображаемое и подсознательное помогло основать движение сюрреалистов. Как художник, Моро никогда не пытался оправдать или защитить свой подход, поскольку его главной целью было создание произведений, соответствующих его внутренним ощущениям.