Британско-нигерийский художник Йинка Шонибаре — признанная суперзвезда в мире современного искусства. Его самые известные работы включают в себя узорчатые ткани, которые обычно воспринимаются как традиционно африканские. Однако в них присутствуют элементы западной колониальной культуры. Йинка Шонибаре родился в Лондоне, но в раннем детстве переехал в Лагос, Нигерия. Будучи ребенком в обеспеченной семье, он провел достаточно времени за границей, чтобы считать себя космополитом.
Как Йинка Шонобаре стал знаменитым?
Йинка Шонибаре сфотографирован Дэвидом Пэрри, 2021, через Elle Decoration
Желание Шонибаре стать художником шокировало его семью, но, несмотря на отсутствие поддержки, он поступил в художественную школу и вернулся в Лондон. Всего через три недели учебы Шонибаре заразился спинальным вирусом, в результате которого половина его тела оказалась парализованной. Несмотря на это, спустя несколько месяцев он вернулся в художественную школу, ища новые пути к творчеству.
Идея работать с его африканским наследием пришла к нему не сразу. Хотя Шонибаре всегда был политически ангажированным художником, он начал свой творческий путь с комментирования различных вопросов текущей истории, таких как перестройка, реформа 1980-х годов в СССР. Тем не менее, преподаватели его художественной школы жаловались на то, что Шонибаре не создает того, что они называли подлинным африканским искусством. Поначалу художника раздражало его очевидное обязательство вписываться в расово предопределенную категорию. Однако позже он понял, что принятие не означает подчинение: он согласился использовать внешние ожидания от него в свою пользу, разрушая систему изнутри.
Сегодня Йинка Шонибаре — один из самых выдающихся современных художников. Его студия в Восточном Лондоне служит резиденцией и выставочной площадкой для молодых художников, которые не могут позволить себе аренду. Из-за своей ограниченной подвижности Шонибаре нанимает группу ассистентов, которые выполняют часть ручной работы.
Неожиданное происхождение традиционных африканских тканей
Как такая девушка, как ты, становится такой девушкой, как ты? Йинка Шонибаре, 1995, через MoMA, Нью-Йорк
В поисках своего «аутентичного» художественного голоса Йинка Шонибаре исследовал африканское искусство, но не нашел ничего достаточно релевантного, чтобы использовать его в своей практике. Он нашел идеальный материал в том, что считалось традиционной африканской тканью — яркий хлопок с узорами, используемый для пошива одежды по всему континенту. Однако дальнейшее исследование его происхождения принесло много сюрпризов.
Эти узорчатые ткани, также известные как анкара, или голландский восковой принт, не имеют почти ничего общего с африканской традицией. В XIX веке голландские купцы изучили индонезийскую технологию печати узоров на ткани, используя воск для защиты неокрашенных участков ткани. Пытаясь удешевить и увеличить производство, они построили фабрики, чтобы заменить индонезийских ремесленников, но местные жители отказались покупать у иностранцев свои традиционные ткани. Тем не менее, голландцы вскоре нашли другой рынок сбыта для своих товаров массового производства. Начав производство в Западной Африке, ткань постепенно распространилась по всему континенту, причем ее узоры имитировали узоры традиционных тканых полотен, отличавшихся в разных регионах.
Хотя голландские восковые печати стали символом африканской постколониальной идентичности, по сути, они являются продуктом колониальной эпохи. Одни считают, что этот символ был навязан африканцам Западом, другие настаивают на том, что они вернули его себе и превратили в выражение силы. Йинка Шонибаре был заинтригован этой двусмысленностью, и так началось его увлечение тканями на протяжении всей жизни.
Картина «Двойной голландский», Йинка Шонибаре, 1994, через Yinka Shonibare
В 1994 году Шонибаре создал одну из первых работ с использованием голландских вощеных тканей под названием Double Dutch. Это были еще не настоящие ткани, а серия небольших картин, имитирующих тканевые принты. Шонибаре создал эту работу как отсылку не только к африканской постколониальной культуре, но и к минимализму — доминировавшему среди белых, критично оцененному и абсурдно дорогому направлению искусства, которое опиралось на простые геометрические формы, сетки и повторения.
Позже Шонибаре пошел еще дальше в столкновении нарративов. Он начал воссоздавать платья и костюмы знати викторианской эпохи, используя вместо дорогих шелков набивной хлопок. Викторианская эпоха была символической эпохой Британской империи на пике ее колониального могущества. Используя африканские ткани голландского происхождения для чрезмерных и вычурных нарядов английской аристократии, Шонибаре запустил бесконечный цикл присвоения, рекультивации и высмеивания.
Шонибаре и ткани: Заметки о техническом процессе
Корабль Нельсона в бутылке работы Йинки Шонибаре, 2010, через Королевский музей Гринвича, Лондон
Йинка Шонибаре нанимает команду костюмеров, чтобы обеспечить правильное построение своих работ из ткани, особенно тех, что связаны с исторической одеждой. Одна из костюмерш по имени Ди Шихан как-то сказала, что самая сложная часть работ Шонибаре — это не само шитье, а подгонка лекал, чтобы швы и разрезы не испортили орнамент ткани. Вместо того чтобы заказывать ткань на заказ, Шонибаре выбирает хлопок в одном из многочисленных маленьких магазинов Лондона.
Знаменитый британский художник и гравер Уильям Моррис — один из самых больших вдохновителей художника. Моррис был социалистом, который верил в доступность искусства и хорошего дизайна. Один из проектов Шонибаре даже включал реконструкцию фотографий из семейного альбома Уильяма Морриса с помощью разнообразных моделей, демонстрируя развитие эгалитарных идей печатника на протяжении многих лет.
Работа Йинки Шонибаре с африканской тканью не ограничивается пошивом модной одежды для манекенов. Он использует ее для создания общественных инсталляций, таких как корабль адмирала Нельсона HMS Victory, паруса которого покрыты узорами, спрятанными внутри бутылки, как сувенир в магазине. Принты также нашли свое применение в дизайне интерьеров, балетных постановках и космических скафандрах.
Переосмысление западной истории
Scramble for Africa by Yinks Shonibare, via Yinka Shonibare
Повествование о последствиях колониализма и обретении самостоятельности — постоянная тема для Шонибаре. Одна из самых известных его работ под названием «Схватка за Африку» представляет собой театральную, драматическую интерпретацию Берлинской конференции 1884 года. На встрече в Берлине ведущие европейские державы того времени разделили африканский континент на страны и зоны влияния, не обращая внимания на людей, живущих на этой земле. По сей день политическая карта Африки остается полностью искусственной и не имеет отношения к этническим или культурным границам. В инсталляции Йинки Шонибаре безголовые фигуры, одетые в голландские восковые одежды, ожесточенно спорят, каждая надеясь захватить большую часть приза.
Качели (после Фрагонара), Йинка Шонибаре, 2001, через Тейт, Лондон
Йинка Шонибаре — не просто удивительный художник: он знаток истории искусства, использующий свои знания в творчестве. Он часто играет с каноническими образами белой западной истории искусства, добавляя в них элементы африканской культуры. Женщина на качелях, написанная Жаном-Онором Фрагонаром, была эмблемой легкомысленных радостей европейской аристократии, пышного образа жизни и излишеств. Интерпретация Шонибаре этой работы одновременно радостна и иронична. Однако в ней есть и более мрачный оттенок эксплуатации, лежащей в основе беспечного образа жизни аристократов. Хотя большинство произведений искусства в эпоху Фрагонара выражали радость жизни и развлечений, лишь небольшой процент европейцев действительно испытывал эту радость.
Другая его знаменитая масштабная работа «Салон викторианского филантропа» выглядит так, будто ее можно найти в Версальском дворце. Вокруг камина расставлена мебель, кричащая о роскоши, а узорчатые обои и украшения не дают глазу покоя. Однако при ближайшем рассмотрении зритель замечает нечто несовместимое с дворянской жизнью XVIII века. Внезапно роскошное помещение превращается в спальню маленького мальчика. На набивных шторах, ширмах и диванах напечатаны лица и фигуры знаменитых спортсменов.
Одержимость Йинки Шонибаре аристократией
Дневник викторианского денди, 19:00 часов, Йинка Шонибаре, 1998, via Yinka Shonibare
Йинка Шонибаре был очарован и даже одержим жизнью европейской аристократии в колониальные времена. Он изучал историю моды и дизайна, чтобы быть ближе к этим людям. В то же время он презирал их. Работы Шонибаре — это одновременно и критика истеблишмента, и глубокое, подавляемое желание стать его частью. Отчасти эти работы демонстрируют вуайеристское удовольствие от незаметного наблюдения за тем, к чему тебя никогда не подпускали.
Серия фотографий «Дневник викторианского денди» показывает Шонибаре в образе молодого британского аристократа викторианской эпохи, который окружен слугами, посещает балы и салоны, играет в карты. Как он и предполагал изначально, Шонибаре дестабилизирует систему изнутри, просто позволяя себе жить в ней.
У фигур Шонибаре в узорчатых одеждах редко бывают головы, а когда они все же появляются, их заменяют глобусы или головы животных. Этому есть несколько причин, первая из которых — идея Шонибаре показывать не людей с личностями, а концепции и продукты окружающей среды. Отсутствие голов также играет в пользу расовой двусмысленности. Все расовые маркеры удалены из скульптур намеренно, чтобы избежать предположений. Третья причина кроется в не слишком тонкой шутке об обезглавливании и Французской революции.