Когда исчезает цвет, мир вокруг нас становится серым и унылым. Цвета придают жизни яркость и красоту, они помогают нам выражать свои эмоции и настроение. Благодаря цветам мы можем видеть разнообразие окружающего мира и наслаждаться его красотой.
Исчезновение цвета может быть вызвано различными причинами – от плохого настроения до серьезных заболеваний, таких как дальнозоркость или дальтонизм. Но независимо от причины исчезновения цвета, мы всегда с тоской вспоминаем о ярких и красочных моментах нашей жизни.
Поэтому будьте благодарны за каждый цветной момент в вашей жизни и цените краски, которые окружают вас каждый день. Ведь мир без цвета становится невыразимо скучным и унылым. Не дайте цветам исчезнуть из вашей жизни!
Доктор Кэт Слимэн, научный сотрудник Центра политики и доказательств, недавно проанализировала более 7000 фотографий повседневных предметов из коллекции Science Museum Group Collection. Из всех наблюдений на протяжении всего исследования выделялось увеличение количества серых тонов и уменьшение количества более теплых оттенков. Постепенная трансформация красочных объектов в сторону более серых и белых тонов может быть объяснена изменениями в использовании материалов и эпохой индустриализации. В постмодернизме эта тенденция прослеживается в культурных предпочтениях через бум минимализма в дизайне. Хотя это исследование не является окончательным, оно заставляет задуматься о том, способствуют ли дизайн, искусство, наука и технологии продвижению мира к однородной минималистской культуре.
Серый в минимализме и абстрактном экспрессионизме
Хе Рам работы Альфредо Жаара, 1991, via Artsy
Минимализм — это стиль дизайна, который подчеркивает простоту и использование нескольких цветов, как правило, нейтральных тонов и приглушенных оттенков. Минималисты стремятся убрать все ненужные элементы, оставив только основные и функциональные компоненты. Реализация принимает форму простых геометрических форм, монохроматических цветов, отсутствия декора или повествовательного содержания. Минимализм фокусируется на чистоте форм и исследовании отношений между произведением искусства и окружающим пространством. Минималистские произведения искусства часто характеризуются простотой, точностью, индустриальным или машиноподобным внешним видом.
Осенний ритм», Джексон Поллок, 1950 г., по материалам Метрополитен-музея, Нью-Йорк
Абстрактный экспрессионизм, одно из самых ярких художественных направлений, возник во время холодной войны, оказав сильное влияние на социальный и культурный либерализм. Отходя от реализма, абстрактный экспрессионизм сосредоточился на эмоциональном, личностном и экспрессивном содержании, сосредоточенном вокруг художника как личности. Это выражалось в абстрактных формах и жестикуляционных мазках, которые должны были передавать эмоции и исследовать подсознание художника.
Визуализация будущего
Изменения цвета предметов с течением времени Д-р Кэт Слимэн, 2020, Музей науки, Великобритания
Если минимализм подчеркивает простоту и сокращение форм, то абстрактный экспрессионизм делает акцент на спонтанности и эмоциональном самовыражении художника. Художники, дизайнеры и скульпторы сыграли ключевую роль в определении того, как мы движемся в будущее: минимализм или экспрессионизм определяют наш выбор. Поэтому, чтобы понять, как уменьшается количество цветов, нам, возможно, придется раскрыть видение будущего, созданное художниками прошлого и настоящего.
Space Age от André Courrèges, 1993, via The Cut; рядом Spirale Futuriste от Thierry Mugler, 1979, via W Magazine
Мода — краеугольный камень любого культурного течения. Во время холодной войны, когда «Аполлон-11» завершил полет на Луну, культурная продукция Запада была охвачена научным рвением. Такие модельеры, как Андре Курреж, Пако Рабанн и Тьерри Мюглер, в своих показах haute couture продемонстрировали свое видение будущего людей, летающих в космос.
Для Куррежа минимализм имел решающее значение для того, чтобы отличить функциональность науки от других эстетик того времени. Белый цвет был доминирующим, формы более симметричными, а тяжелая вышивка практически отсутствовала. Пако Рабанн подошел к этому футуристическому рвению через призму авангарда, украсив модели бумагой, пластиком и металлом. Однако самую значительную корреляцию между визуализацией будущего и минимализмом можно увидеть в киборгическом видении Тьерри Мюглера. Несмотря на свою склонность к цветам, Мюглер подошел к своему видению будущего с помощью блестящих серебристых плиссированных платьев из фольги, а также золотых скафандров с поясами и головными уборами в виде шлемов.
В то время как дизайнеры представляют себе красочные наряды будущего, большинство ретро- и современных дизайнеров представляют себе будущее в минималистическом ключе. Смену парадигмы в моде можно заметить только в увеличении предпочтения темных оттенков серого вместо яркости белого. Весна 2022 года для Fendi, Schiaparelli и Giambattista Valli была неапологетичной в отображении этой тенденции.
Fendi Sci-Fi Couture от Ким Джонс, 2022 год, по версии Vogue; рядом с Schiaparelli от Дэниела Роузберри, 2022 год, по версии Vogue
Помимо моды, минимализм также повлиял на архитектуру и домашний декор. Эта тенденция нашла свое отражение в нескольких монументальных зданиях по всему миру. Если посмотреть на футуристические проекты из журнала Architectural Digest, то почти все футуристические концепции отличаются простыми геометрическими формами и ограниченным использованием цвета. Единственным цветовым акцентом является включение растений и искусственного освещения. Кроме того, проекты, направленные на создание реалистичных версий научно-фантастических утопий, также содержат чертежи с минималистичными визуализациями. Что касается современных проектов, то беглый взгляд на NEOM — планируемый «умный город» в Саудовской Аравии — показывает, что человечество постоянно и неуклонно движется к абсолютному минимализму.
THE LINE, Neom, Саудовская Аравия, через Neom
В то время как внешний мир прогрессирует подобным образом, интерьеры домов потеряли цвет в огромном изобилии. В дизайне интерьера футуризм и минимализм неразделимы. Будущее часто представляют себе в виде искусственных форм, отличающихся угловатыми и изогнутыми формами из стекла, металла и пластика. Несмотря на то, что мебель вдохновлена различными культурами и эпохами, она также опирается на принципы минимализма. Электронные приборы и системы освещения ориентированы на портативность и функциональность, занимая при этом минимум места. Вероятно, это явление будет продолжать развиваться на основе минимализма по мере того, как мы будем входить в будущее.
Минималистский дизайн интерьера в серых тонах от B Interior LLC, via ELLE Decor
Можно утверждать, что наиболее ярким и влиятельным средством масштабного переноса минимализма стало кино, особенно научная фантастика, где футуристическое видение мира часто бывает обтекаемым, гладким и минималистичным. Многие научно-фантастические фильмы во всем мире изображают сложное технологически ориентированное будущее, где дизайн доведен до крайнего упрощения, а предметы сведены к их самым необходимым элементам. Яркий пример такого явления можно наблюдать в фильме «2001 год: Космическая одиссея» режиссера Стэнли Кубрика. В фильме использован минималистский дизайн, подчеркивающий гладкие, чистые линии бело-серых технологий, используемых героями. Знаковый монолит — идеальный пример такого минимализма, его простая черная прямоугольная форма.
The Barmecide Feast by Simon Birch, 2018, Национальный музей авиации и космонавтики, Вашингтон, округ Колумбия.
Аниме Ghost in the Shell, снятое режиссером Мамору Ошии, — еще один прекрасный пример эффективного использования минимализма в повествовании и построении мира. В культовом аниме целенаправленно используется отрицательное пространство. Во многих сценах фильма присутствуют большие пустые пространства, чтобы передать ощущение одиночества и изоляции. Ghost in the Shell также известен своим явным отсутствием цвета. В основном в фильме используются оттенки синего и серого, изредка встречаются красные, желтые и зеленые цвета. Такая ограниченная цветовая палитра создает настроение отстраненности и тревоги, подчеркивая холодность и стерильность футуристического мира. Элементы дизайна, здания, техника и транспортные средства выполнены в серых тонах, что подчеркивает их эффективность и функциональность.
Одежда и прически персонажей также были незамысловатыми и эффективными, передавая ощущение футуристической моды. Кино однозначно способствовало популяризации минимализма, представляя его как желаемое и достижимое видение будущего. В результате эти фильмы сыграли важную роль в том, чтобы вдохновить людей на минималистский образ жизни и эстетику дизайна.
Влияние Грея на психологию и общество
Черная серия I Фрэнка Стеллы, 1967, МоМА, Нью-Йорк
Доказано, что цвет оказывает значительное влияние на настроение и эмоции, а яркие цвета часто ассоциируются со счастьем и радостью. Однако исследование, опубликованное в International Journal of Applied Positive Psychology, показало, что влияние минимализма на самочувствие дает гораздо более позитивные результаты. Это исследование не было посвящено уменьшению количества цвета, однако масштабное отсутствие его в декоре имеет заметное значение. Еще одно последствие, на которое ссылаются исследователи, — это потеря творческого потенциала. Дизайнерам может быть трудно создавать инновационные проекты с меньшим количеством цветов и элементов дизайна.
Это может привести к тому, что мир станет все более застойным и в нем будет мало места для творчества и экспериментов. Тем не менее, рассматривая инициативы по экологическому и устойчивому дизайну, большинство дизайнеров предпочитают приглушать влияние человеческих технологий, принимая краски природы как утопические условия для будущих экосистем. Эта склонность прослеживается в теориях постгуманизма, где человеческая деятельность выравнивается и становится частью естественного окружения вида.
ИИ и города будущего, Манас Бхатия, 2022 год, через CNN
В глобальном масштабе исследователи опасаются нескольких потенциальных последствий уменьшения использования цвета. Одним из наиболее упоминаемых негативных последствий является утрата культурного разнообразия. Цвет часто является неотъемлемой частью культурной идентичности, причем в разных культурах цветам придается разное значение. По мере уменьшения использования цвета существует риск утраты культурного разнообразия, что приведет к все большей гомогенизации мира. Неприятие цвета в просторечии называют хромофобией. Ее связывают с такими пороками общества, как колониализм и расизм, когда цветные предпочтения общества считаются ниже европейских стандартов цветовой нейтральности. Тем не менее, такие страны, как Китай, Индия и Мексика, известные своими яркими культурными традициями, начали принимать минимализм, вписывая в принципы свою уникальную эстетику.
Маски из папье маше от Dhanalakota Nageshwar и Bhiksha Patra’ Деревянные чаши от AnanTaya, через Architectural Digest
Аналогичным образом афро-минимализм изменил модные тенденции для большинства жителей африканского континента. Дизайнер из Ганы Трэвис Обенг-Каспер (Travis Obeng-Casper) значительно отошел от слишком часто используемых в минимализме приемов матового металла, светлых тонов и скандинавской сосны, сделав акцент на разнообразии, устойчивости и культурной значимости африканской одежды. Эти процессы включают в себя традиционные техники дизайна и богатую историю Африки. Хотя может показаться, что уменьшение количества цветов может привести к скучному, однородному миру, эти уникальные адаптации демонстрируют больший потенциал для инноваций в этой области.
Минимализм цвета: заключение
Минимализм цветов положительно влияет на человечество благодаря уменьшению визуального беспорядка, повышению четкости и доступности. Кроме того, уменьшение количества производственных цветов и химикатов поддерживает экологические цели. Однако важно отметить, что цвет положительно влияет на настроение, эмоции и общее самочувствие. Кому-то отсутствие цвета может показаться скучным или не стимулирующим, а кого-то оно может успокоить или умиротворить. Кроме того, культурные и личные ассоциации с различными цветами могут по-разному влиять на человека. Можно называть это тенденцией или незначительным явлением, но переход к серому цвету — это траектория, по которой мы движемся уже несколько десятилетий осознанно и, возможно, бессознательно, как единое целое.