Русский футуризм — это литературное и художественное движение, которое зародилось в России в начале XX века. Его основные идеи были сформулированы в Манифесте русского футуризма, опубликованном в 1912 году.
Футуристы стремились переосмыслить искусство и литературу, отбросив традиционные формы и придерживаясь принципов новаторства и эксперимента. Они считали, что искусство должно отражать динамику и стремительность современной жизни, а также выражать новые технологии и научные открытия.
Футуристы были известны своим радикальным подходом к искусству и литературе. Они использовали нетрадиционные формы и техники, такие как коллаж, фотомонтаж и цензор. Они также экспериментировали с языком, создавая новые слова и фразы, а также игнорируя грамматические правила.
Футуризм имел большое влияние на русскую культуру и оказал значительное влияние на другие авангардные движения, такие как конструктивизм и супрематизм. Несмотря на то, что движение было коротким по длительности, оно оставило заметный след в истории искусства и литературы.
Среди известных представителей русского футуризма были поэты Владимир Маяковский и Велимир Хлебников, художники Казимир Малевич и Владимир Татлин.
Футуризм как художественное течение ставит вопросы о наследии прошлого и будущем культуры. Зародившись в Италии среди правых радикалов, он вскоре обрел новую жизнь в Российской империи, среди идеологически противоположных анархистов и коммунистов. Русский футуризм отвергал академические вкусы элиты и подчеркивал свои народные корни. Читайте далее, чтобы узнать больше о нюансах русского футуризма.
Итальянский футуризм: Корни и устремления
Скоростной автомобиль, художник Джакомо Балла, 1912 год. Источник: Галерея Карди
Художественное движение футуризма стало значительным изобретением и продуктом начала XX века. Молодым итальянским художникам не нравилось, что их страна ассоциируется в основном с руинами и скульптурами античности, и они стремились спроектировать светлое будущее. По своему выразительному языку футуризм был дитем импрессионизма с его резким акцентом на свет и городскую среду, а также кубизма, который представлял многоплановое видение объектов. Однако импрессионисты были слишком зациклены на обществе и его условиях, а кубисты так и не смогли преодолеть неподвижную жесткость своих геометрических композиций. Итальянская живопись футуристов была динамичной, смелой и ориентированной на технический прогресс, скорость и функциональные свойства механизмов. В 1909 году итальянский поэт Филиппо Томмазо Маринетти опубликовал манифест, в котором провозгласил ненависть футуристов ко всему старому и преданность прогрессу, насилию и переосмыслению итальянской культуры.
Русский футуризм: Переосмысление концепции
Пекарь», художник Михаил Ларионов, 1909 год. Источник: Национальный музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид
Между тем художники и поэты, создавшие это движение, никогда не видели работ итальянских футуристов. Вероятно, они читали манифест Маринетти или хотя бы были знакомы с его содержанием, но работы Баллы, Боччони и других легенд футуризма так и не достигли границ Российской империи. Таким образом, слово «футуризм», употреблявшееся восточноевропейскими художниками, было весьма условным и использовалось в качестве зонтичного термина для обозначения революционного авангарда.
Внутри движения ни у кого не было целостного представления о визуальных качествах футуристического искусства. В то время как итальянцы осуждали все наследие прошлого, русские принимали его, видя выразительный потенциал в народном искусстве и традиционных декоративных узорах. Их неприятие прошлого было связано с академическими стандартами искусства и поэзии и так называемым «хорошим вкусом», а народное искусство находилось в прямой оппозиции к нему. Одни прибегали к неопримитивистским приемам, другие изобретали собственные теории искусства.
Кошки (лучистое восприятие в розовом, черном и желтом цветах), Наталья Гончарова, 1913 год. Источник: Музеи Гуггенхайма, Нью-Йорк
Художественная пара Наталья Гончарова и Михаил Ларионов создали недолговечную теорию искусства — районизм. В продуманном, но не совсем последовательном манифесте оба художника утверждали, что человеческий глаз воспринимает мир не через изображения предметов, а через отраженные от них лучи света. Живопись этих лучей должна была проникнуть в суть человеческого восприятия и устранить барьеры, ограничивающие искусство. Искусствоведы считают районизм небольшим, но значительным шагом на пути к распространению абстрактного искусства среди восточноевропейских художников.
Поэзия, политика и провокация
Русские поэты-футуристы Андрей Шемшурин, Давид Бурлюк и Владимир Маяковский, 1914 год. Источник: Борис Дралюк.
По своим политическим пристрастиям русские футуристы были в основном левыми или анархистами. Они осуждали буржуазный вкус в искусстве и активно выступали против всего популярного и приемлемого. В отличие от своих итальянских коллег, предпочитавших приталенные костюмы и традиционную внешность, русские футуристы разрисовывали свои лица геометрическими фигурами, носили объемные блузы самых диких расцветок, украшенные цветами, и стремились превратить все свое существование в провокацию.
Бирск, художник Любовь Попова, 1916 год. Источник: Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк
Провокация нашла свое отражение и в литературе. В 1912 году поэты Давид Бурлюк и Владимир Маяковский опубликовали манифест «Пощечина общественному вкусу», в котором провозгласили отказ от всех поэтических традиций и утвердили право поэта обогащать язык, вводя в него новые слова и звукосочетания. В поэзии футуристов акустическая выразительность часто ставилась выше смыслового содержания, стихи полностью состояли из палиндромов, придуманных звуков и восклицаний.
Гибель русского футуризма
Картина Казимира Малевича «Дровосек», 1912 год. Источник: Википедия
Большинство политически активных футуристов приветствовали революцию 1917 года, считая, что она была необходима для того, чтобы покончить с монархической тиранией и кровопролитием Первой мировой войны и создать новое общество социального равенства и прогрессивной культуры. Однако эта иллюзия разбилась довольно скоро. Одни художники эмигрировали в Европу в первые годы существования Советского Союза, другие с энтузиазмом принялись строить новый мир. В их среде идеи футуризма смешались с коммунистической идеологией, в результате чего был изобретен конструктивизм. Художники стремились революционизировать повседневную жизнь и эстетическое восприятие советских людей, внедряя новую радикальную эстетику без присущих ей классовых различий или элитарного сверхинтеллектуализма. Визуальное искусство стало практически ориентированным, художники перешли к архитектуре или текстильному дизайну.
Текстильный дизайн Варвары Степановой, 1924 год. Источник: Elephant Art
Однако все это закончилось к концу 1920-х годов, когда советская политика приняла консервативный оборот с приходом к власти Иосифа Сталина. Авангардное искусство стало слишком непредсказуемым и слишком свободолюбивым, что представляло угрозу для параноидального правительства, стремившегося установить контроль над своими гражданами. Многие художники и поэты стали жертвами Большого террора 1937 года, а некоторые покончили с собой, не в силах жить и работать в новом мире, который они ранее приветствовали.