Художники эпохи Возрождения действительно использовали человеческие трупы для изучения анатомии. На самом деле люди использовали трупы для изучения анатомии еще в Древней Греции, но популярность это приобрело в эпоху Возрождения.
Многие художники эпохи Возрождения посещали живые вскрытия, часто проводимые лекторами в университетах. Некоторые даже налаживали стабильное деловое сотрудничество с анатомами, которые устраивали частные демонстрации в обмен на иллюстрации для своих книг. Хотя эта тема может показаться жуткой и макабрической, на самом деле она проливает свет на стремление к художественному совершенству в эпоху Возрождения — стремление, вызванное соперничеством с классическим искусством.
Herophilus & Erasistratus: Использование трупов в античный период
Гален, De anatomicis administrationbus, титульный лист работы неизвестного художника, через The Wellcome Collection
Поэтому будет правильно начать с классического периода.
Еще в античную эпоху трупы использовались как учеными, так и художниками. Древнегреческие врачи и анатомы, в частности, придавали большое значение развитию науки и медицины и рассматривали препарирование трупов (как людей, так и животных) как способ узнать больше о человеческом теле.
Пионерами использования трупов в классической античности были два человека по имени Герофил Халкидонский и Эрасистрат Сеосский. Они первыми в свое время (III век до н. э.) стали проводить последовательные и систематические вскрытия трупов, несмотря на значительные моральные и религиозные возражения против вскрытия человеческих трупов. Предполагается, в частности, С.К. Гошем, что пара смогла победить эти негативные взгляды благодаря общему изменению отношения к научному образованию, которое произошло с основанием Александрии (города в Римской империи, ставшего местом большого культурного значения).
В Александрии процветали научные исследования, и многие ученые стали поддерживать использование трупов для науки. С основанием там в III веке до н. э. греческой школы медицины основным методом изучения анатомии человека стало препарирование трупов.
Кроме того, вполне вероятно, что Герофилу и Эрасистрату также помогало покровительство влиятельных людей, которые ценили развитие научных знаний.
Гален находит скелет, неизвестный художник, через The Wellcome Collection
Однако использование трупов в науке процветало недолго. После смерти двух врачей препарирование человеческих тел снова стало не одобряться. В течение следующих нескольких столетий эта практика постепенно теряла популярность, и к 389 году н. э. использование человеческих трупов полностью исчезло.
Это произошло примерно в то же время, когда была сожжена Александрия и введено христианство в Римской империи. Последующие врачи, такие как Гален (129-216 гг. н. э.), несмотря на то, что жили до того, как это было полностью запрещено, вынуждены были использовать трупы животных, чтобы избежать ответной реакции. Большая часть исследований Галена, которые оставались влиятельными на протяжении многих веков после его смерти, была основана на анатомии свиней. Это означает, что большая часть его учения была неверной, хотя оно оставалось основой университетского обучения на протяжении многих сотен лет.
Сопротивление использованию трупов в Средневековье
Liber de proprietatibus rerum Бартоломью Англикуса, 1485 г., через The Wellcome Collection
Негативное отношение к использованию человеческих трупов сохранялось и усилилось в эпоху Средневековья. Эта практика была полностью запрещена христианской церковью, которая рассматривала вскрытие человеческих тел как акт увечья.
Христианство учило, что тело — это лишь временное вместилище для души, которая в конце концов попадет в рай или ад. Поэтому нет необходимости так пристально рассматривать его, да и опасно это было бы, поскольку человеческое тело ассоциировалось со стыдом и грехом.
Хотя церковь пыталась предотвратить использование трупов по всей Европе, некоторым лидерам удавалось противостоять этому. Одним из таких примеров был император Священной Римской империи Фридрих II (1194-1250), который постановил, что для развития изучения анатомии раз в пять лет необходимо препарировать человеческий труп. Фредерик также постановил, что посещение этих мероприятий должно быть обязательным для всех, кто желает получить образование в этой области. Это во многом способствовало возвращению препарирования в науку, несмотря на предостережения церкви.
В конце концов, между 1280 и 1350 годами другие европейские страны начали признавать важность препарирования тел для изучения анатомии. Более того, некоторые утверждали, что это единственный способ правильно изучить анатомию.
В Италии, в частности, использование трупов в анатомии стало чрезвычайно популярным. Например, Болонский университет, центр обучения и науки, поощрял своих студентов посещать живые вскрытия.
Несмотря на сопротивление, католическая церковь по-прежнему выступала против этой практики. Папская булла, изданная в конце XIII века, запрещала кому бы то ни было уродовать трупы, включая трупы для научного препарирования.
Возрождение: использование трупов в эпоху Возрождения
Два распластанных человека и их скелеты, Доменико дель Барбьери, ок. 1540-45 гг. в Метрополитен-музее, Нью-Йорк
Эпоха Возрождения — это период, характеризующийся возрождением идей и достижений классической эпохи. Художники отдавали предпочтение старым художественным стилям Древней Греции и Рима, архитекторы вдохновлялись классическими строительными техниками и стилями, а научные знания подкреплялись трудами древних.
С возрождением научных исследований анатомия получила большее уважение как научное занятие и стала преподаваться в университетах Европы. Вместе с этим возросло стремление к использованию препарирования человека как метода понимания человеческого тела.
Благодаря этому поддержка научной пользы препарирования значительно возросла, несмотря на некоторые ограничения со стороны церкви.
Первое легальное публичное вскрытие, проведенное со времен древних греков и римлян, было осуществлено Мондино де Лиуцци в Болонье в XIV веке. Вскоре после этого Флорентийская академия искусств сделала курс анатомии обязательным для своих художников.
Почему художники эпохи Возрождения использовали трупы?
Связь между анатомией и искусством может показаться случайной, если не сказать жуткой. Однако в эпоху Возрождения эти два понятия стали тесно связаны. Вдохновленные великими художниками классического периода, художники эпохи Возрождения стремились создать как можно более реалистичные и точные рисунки человека. Разумеется, лучшим способом убедиться в такой точности было изучение настоящего человеческого тела.
Этюды для «Ливийской сивиллы» Микеланджело Буонарроти, ок. 1510-11, через Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Многие художники эпохи Возрождения рассматривали живые модели и считали это достаточным для изучения анатомии человека. Однако другие стремились к точности на шаг дальше.
Эти художники видели пользу в том, чтобы иметь возможность проникнуть под кожу и по-настоящему понять, как работает тело. Именно это желание привело к формированию взаимовыгодных отношений между многими художниками и анатомами.
Анатомы часто предоставляли художникам демонстрацию анатомии на трупах. Взамен художники создавали правильные анатомические рисунки для использования в своих научных книгах и памфлетах. Самыми известными отношениями такого рода, вероятно, были отношения Тициана (Тициано Вечеллио, 1488/90-1576) и Андреаса Везалиаса (1514-1564).
Подобные отношения укрепились после изобретения печатного станка в 1430-х годах, благодаря которому авторы могли выпускать книги в невиданных ранее масштабах. Поскольку многие ученые стали часто и быстро публиковать свои работы, возрос спрос на подробные, точные рисунки человеческого тела.
Некоторые художники пошли еще дальше и проводили собственные исследования трупов. Два самых известных примера художников, которые делали это, — Леонардо да Винчи (1452-1519) и Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони (Michelangelo, 1475-1564). На самом деле Микеланджело занимался вскрытием трупов для своего искусства уже в 17 лет.
Согласно некоторым источникам, да Винчи провел 20 экспертиз трупов в университете Павии между 1510 и 1511 годами вместе с Маркантонио делла Торре, который был профессором анатомии. Однако он признавал тревожный характер такой практической работы и предупреждал о «страхе прожить ночные часы в компании четвертованных и распластанных трупов, на которые страшно смотреть».
Стоящий юноша с руками за спиной и сидящий юноша, читающий, Филиппино Липпи, ок. 1457-1504, через Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Поскольку эти художники проводили так много времени, изучая человеческую форму, многие из них стали экспертами в анатомии, и важность обладания этими знаниями была признана среди них. Например, в 1560 году Микеланджело писал: «Кто не был или не является хорошим мастером фигуры, и особенно анатомии, тот не может ее понять».
Художник и историк XVI века Джорджо Вазари также отмечал важность правильного анатомического изучения для художников и писал в своей «Жизни художников»: «вновь увидев препарированные человеческие тела, человек знает, как лежат кости, мышцы и сухожилия, и весь порядок условий анатомии….».
К этому моменту религиозная точка зрения на использование трупов несколько изменилась. К эпохе Возрождения считалось, что эти рисунки служат напоминанием о том, что человеческое тело было создано Богом. Замысловатое воссоздание человеческого тела художниками показало, насколько сложным оно на самом деле является.
Для христиан это служило лишь доказательством того, что Бог должен был создать человека.
Научное препарирование человеческих трупов имеет долгую историю, восходящую к Древней Греции, но с возрождением классического искусства в эпоху Возрождения оно приобрело значительное влияние.
Препарирование человеческих трупов позволило художникам создавать более реалистичные и детальные изображения людей, а анатомам — добавлять иллюстрации в свои научные книги. Хотя на первый взгляд это довольно жуткая часть истории, использование трупов художниками эпохи Возрождения позволило продвинуться не только в искусстве, но и в анатомии.