С течением веков Дельфы превратились в крупный центр поклонения и паломничества для людей со всей Греции и других стран. Правители и простые люди приходили в Дельфы со своими жертвенными козлами, чтобы спросить совета у оракула по вопросам войны, политики и личных дел. Влияние Дельф и их оракула уменьшилось в поздние годы существования Древней Греции. Сегодня это место является важным археологическим памятником. Ежегодно Дельфы посещают более 600 000 человек. Опередите толпу и заранее изучите основные события, археологические раскопки и находки.
1. Первые жители Дельф
Согласно греческой мифологии, Аполлон, бог музыки, пророчества и солнца, хотел найти место, где он мог бы общаться с нами, простыми смертными. Он нашел Дельфы, которые в то время были диким местом, населенным злой женщиной-змеей Пифоном. Пифон был послан богиней Гера, чтобы охранять эти места и не дать Аполлону установить там свой оракул.
Пифон дал хороший отпор, но Аполлон одержал победу и захватил Дельфы. Он основал там свой храм и назначил жрицу, известную как Пифия, в качестве своего представителя. Считалось, что Пифия может получать послания от Аполлона и толковать его пророчества для тех, кто обращается к ней за помощью.
Если отбросить мифологию, археологические данные свидетельствуют о том, что Дельфы были заселены еще в эпоху неолита, которая началась около 7000 лет до н.э. В ходе раскопок в Дельфах были обнаружены следы микенского поселения. Под святилищем Аполлона был найден фундамент дома, датируемого XIV-XII веками до нашей эры. Гробницы, относящиеся к тому же периоду, были обнаружены там, где сегодня находится археологический музей Дельф. Также были раскопаны небольшие женские и животные фигурки микенского типа, датируемые XIII-XII веками. Такие статуэтки часто находят в местах поклонения. Возможно, Дельфы были культовым местом еще до создания святилища Аполлона.
2. Золотые годы святилища
В VII и VI веках до н. э. во всех греческих городах-государствах произошли значительные экономические, политические и социальные изменения. Первый значительный каменный храм в Дельфах был построен около 650 года до н. э., а затем в течение нескольких последующих веков строились и перестраивались различные храмы. Дельфы достигли пика своего могущества и влияния в период с VI по IV века до нашей эры. Люди со всех уголков Греции и Средиземноморья приезжали сюда, чтобы посоветоваться с оракулом и принять участие в различных религиозных праздниках и играх.
Первые Пифийские игры состоялись в 586 году до н. э. и с тех пор проводились каждые четыре года в честь Аполлона. Игры длились пять дней и включали в себя атлетические состязания, музыкальные и художественные конкурсы. В Пифийских играх принимали участие атлеты, поэты, музыканты, зрители и паломники, которые приходили насладиться зрелищем, посоветоваться с оракулом и сделать подношения богам. В период расцвета Дельфы посещали многие известные люди, в том числе философы Сократ и Аристотель.
Дельфы находились в центре важных политических событий, а контроль над оракулом даже провоцировал конфликты. Амфиктионийская лига собиралась в Дельфах дважды в год, чтобы обсудить вопросы, связанные со святилищем. Так называемая Четвертая священная война велась между городом Амфисса и Амфиктионской лигой. Амфисса попыталась возделывать священную землю, которая находилась под защитой Лиги. Это было расценено как нарушение святости святилища, и Амфиктионская лига объявила войну. Война длилась с 339 по 338 год до н. э. и закончилась поражением Амфиссы.
3. Александр Македонский в Дельфах
В 338 году до н. э. македонский царь Филипп II разгромил Амфиктионийскую лигу и взял под контроль святилище Аполлона. Он назначил своих представителей для надзора за делами святилища и использовал оракул для узаконивания своего правления и повышения своего авторитета. Во время правления македонских царей Дельфы продолжали оставаться важным центром религиозной и культурной деятельности, но их политическая мощь и влияние неуклонно снижались.
Сын Филиппа, Александр Македонский, посетил Дельфы в 336 году до н. э., вскоре после того, как стал царем в результате убийства своего отца. По некоторым данным, оракул провозгласил Александра сыном Зевса. Александр был настолько впечатлен этим пророчеством, что посвятил значительную часть добычи, полученной в результате завоевания персов, дельфийскому святилищу. Среди них были различные золотые и серебряные сосуды и большое количество персидских государственных сокровищ.
Посещение Александром Дельф помогло утвердить его легитимность как правителя и укрепить его репутацию героя и завоевателя. После смерти Александра в 323 году до н. э. его генералы тщетно боролись за контроль над его огромной империей, и в Греции воцарилась нестабильность. Святилище в Дельфах оказалось втянутым в эти конфликты и с годами было повреждено и разграблено различными армиями.
4. Римский период в Дельфах
Четвертая Македонская война закончилась битвой при Пидне в 168 году до нашей эры. Это ознаменовало конец македонской монархии и начало римского владычества над Грецией. Поначалу римские императоры и полководцы высоко ценили Дельфы как важный религиозный и культурный центр греческого мира, которым они так восхищались. Римские правители заботились о сохранении Пифийских игр и поддерживали некоторые политические привилегии жителей Дельф. Но Дельфы уже начали терять свой престиж. Несколько римских императоров пытались возродить Дельфы, а некоторые, например император Нерон, даже сами участвовали в Пифийских играх. Однако важнейшие политические решения принимались в Риме без консультации с оракулом.
Император Адриан, правивший Римской империей с 117 по 138 год н. э., восхищался Дельфами и приказал воздвигнуть несколько статуй на месте святилища. В первые десятилетия IV века н. э. Дельфы подверглись серьезному разграблению и лишились большей части своих сокровищ. Хотя атлетические игры продолжались примерно до 424 года н.э., религиозная деятельность утратила свое значение. Христианство продвигалось вперед, и старые религии вскоре были оставлены, так как язычество жестоко преследовалось.
5. Ранние раскопки в Дельфах
Дельфы были заброшены и оставались необитаемыми в течение многих веков. Османы вновь открыли Дельфы в XV веке н.э., и они были ненадолго изучены. Однако только спустя столетия были проведены настоящие археологические раскопки.
В 1891 году группа французских археологов под руководством Теофиля Гомолла начала раскопки в святилище. За французами последовало Греческое археологическое общество, которое проводило дальнейшие раскопки с 1892 по 1895 год. В 1898 году раскопками вновь занялась Французская школа в Афинах, которая продолжала раскопки в Дельфах вплоть до начала Первой мировой войны в 1914 году. Археологический музей Дельф, созданный для хранения находок, был открыт в 1903 году.
Раскопки в Дельфах были возобновлены в 1920-х годах греческими археологами. С тех пор многочисленные археологи и команды, включая американских, немецких, греческих и, что особенно важно, французских археологов, проводили раскопки и исследования на этом месте. Святилище Аполлона в Дельфах и его окрестности считаются одним из самых важных и хорошо сохранившихся археологических памятников Греции.
В Дельфах было сделано несколько важных археологических находок. Самыми значительными постройками являются храм Аполлона и Сокровищница афинян. Сокровищница была построена в 490 году до н. э. афинянами на средства, полученные от персов после Марафонской битвы. Среди других шедевров, найденных на территории города, — Сфинкс Наксианский и Возница. Наксийский сфинкс — это гигантская известняковая статуя сфинкса, датируемая примерно 560 годом до нашей эры. Статуя высотой 2,22 метра (около 7 футов) стоит на вершине колонны высотой 10 метров (33 фута). Жители острова Наксос посвятили сфинкса, охранявшего вход в святилище. Бронзовая статуя «Возница» высотой 1,80 м (6 футов) была заказана для увековечивания Полизалоса, победителя в гонках на колесницах на Пифийских играх в 474 или 470 году до н. э.
Из римского периода статуя Антиноя — одна из самых важных находок. Антинос был молодым человеком и любимцем императора Адриана. Он сопровождал Адриана во время его визита в Дельфы в 129 году н.э. Поскольку через год он умер, император Адриан приказал воздвигнуть в Дельфах статую в честь своего друга.
Омфалос — это конусообразный камень, который, возможно, находился на месте первоначального святилища Аполлона. Первый Омфалос находился во внутренних частях храма, но было сделано несколько копий, которые разместили в разных местах святилища. Оригинал утрачен, но его копия сегодня хранится в археологическом музее Дельф, а одну из версий можно найти и на месте храма.
6. Дельфы как туристический объект
Археологический памятник Дельфы был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1987 году. Дельфы являются популярным туристическим направлением и продолжают оставаться важным центром изучения и исследований для археологов. По последним данным, в 2019 году Дельфы посетило более 670 000 человек. Глобальная пандемия ковидов резко сократила число посетителей не только Дельф, но и всей Греции. К счастью, 2023 год станет для Дельф еще одним насыщенным годом, и вновь ожидается приезд посетителей со всего мира.