Британский арт-магнат Чарльз Саатчи прибывает в суд Isleworth Crown Court на западе Лондона, 28 ноября 2013 года. AFP PHOTO / ANDREW COWIE
Несмотря на то что Чарльз Саатчи является бесспорным титаном в мире искусства, он остается загадочным персонажем: он редко дает интервью и даже отказался сниматься в собственном телешоу! Чтобы узнать больше об этом загадочном магнате, нам придется обратиться к различным анекдотам и свидетельствам одной из самых впечатляющих карьер в индустрии. Читайте дальше, чтобы сложить головоломку Чарльза Саатчи.
10. Даже в детстве Чарльз Саатчи был нацелен на эстетику
Пасифая, Джексон Поллок, 1943, через Метрополитен-музей
Родившись в 1943 году в еврейской семье в Ираке, Саатчи в детстве переехал в Лондон, где его отец основал процветающую текстильную фирму. Эта сфера деятельности, несомненно, приобщила юного Саатчи к идеям дизайна и эстетики, которые продолжали оказывать на него влияние на протяжении всей его юности.
Во время учебы в школе Саатчи заинтересовался американской популярной культурой и увлекся смелыми, бунтарскими и культовыми вещами. Он особенно любил таких рок-н-ролльных музыкантов, как Элвис Пресли и Чак Берри, а когда он в конце концов посетил Соединенные Штаты, Саатчи описал впечатления от просмотра картины Джексона Поллока в нью-йоркском Музее современного искусства как «изменившие жизнь».
9. Он начал карьеру еще в юности
Настенный рисунок № 370, Сол ЛеВитт, через Метрополитен-музей
В 18 лет Саатчи сразу же пошел работать копирайтером в рекламную индустрию Лондона. Сначала он работал в агентстве Benton & Bowles, ответственном за одни из самых ранних телевизионных рекламных роликов, где у него завязалась дружба с одним из художественных руководителей, Россом Креймером. В 1967 году Крамер и Саатчи покинули агентство и основали собственную одноименную компанию. Таким образом, всего в 24 года Чарльз Саатчи уже был главой собственного рекламного агентства.
Еще один важный шаг в карьере Саатчи произошел два года спустя, в возрасте 26 лет, когда он приобрел свое первое серьезное произведение искусства. Хотя существуют различные предположения о том, какой именно рисунок или картину приобрел Саатчи, известно, что это была работа выдающегося нью-йоркского минималиста Сола ЛеВитта. Это положило начало одной из самых значительных коллекций произведений искусства в мире.
8. Он сделал себе имя в легендарном агентстве Saatchi & Saatchi
Кампания ‘Labour Isn’t Working’, Saatchi & Saatchi, 1979
После ряда деловых предприятий в начале своей карьеры Саатчи наконец-то озолотился в 1970 году, когда вместе со своим братом Морисом открыл рекламное агентство Saatchi & Saatchi. В течение последующего десятилетия они приобрели множество других фирм, пока Saatchi & Saatchi не стало крупнейшей в мире компанией такого рода.
Они работали по всему миру с ошеломляющим количеством офисов (более 600), и многие из их кампаний стали известны всем. Возможно, самой влиятельной из них стала политическая реклама британской Консервативной партии в 1979 году. Знаменитый слоган «Лейбористы не работают» стал одним из ключевых факторов избрания печально известного премьер-министра Маргарет Тэтчер.
7. А позже открылась всемирно известная галерея Саатчи
Галерея Саатчи, Челси, Лондон, через сайт SaatchiGallery
На пике успеха Saatchi & Saatchi Чарльз купил огромный пустой склад на севере Лондона и поручил архитектору Максу Гордону превратить помещение в галерею. Он заполнил ее своей обширной частной коллекцией, в которую входили работы таких художников, как Энди Уорхол, Ансельм Кифер и Дональд Джадд. В 1985 году Саатчи открыл галерею для публики.
С момента своего открытия галерея Саатчи дважды меняла местоположение и сейчас находится в Челси, одном из самых богатых районов Лондона. Согласно последним исследованиям, она является одной из самых посещаемых галерей в мире: более 1,5 млн любителей искусства ежегодно приходят на ее выставки и экспозиции.
6. Саатчи сыграл важную роль во многих важных карьерах артистов
Физическая невозможность смерти в сознании живого человека, Дэмиен Херст, 1991, via DamienHirst
Чарльз Саатчи изменил подход к коллекционированию произведений искусства. Вместо того чтобы покупать несколько ценных работ известных художников, он рисковал, вкладывая деньги в многообещающих молодых художников и извлекал выгоду из их успеха годы и даже десятилетия спустя. Это означало, что он сыграл важную роль в карьере многих британских художников.
В 1990-е годы Саатчи приобрел огромное количество работ Дэмиана Херста и Трейси Эмин, которые считаются лидерами движения молодых британских художников (YBA), зародившегося в то десятилетие. Покровительство Чарльза Саатчи было одной из самых ценных похвал, которую мог получить художник, но его влияние на мир искусства также означало, что он мог фактически завершить чью-то карьеру еще до того, как она началась.
5. Саатчи подарил свою удивительную галерею британской публике
My Bed 1998 Трейси Эмин родилась в 1963 году Предоставлено The Duerckheim Collection 2015
В 2010 году Чарльз Саатчи передал в дар британской публике не только свою галерею, но и многие из своих самых ценных произведений искусства. Среди них — «Моя кровать» Трейси Эмин, которая считается важным феминистским произведением, и нарочито провокационные работы братьев Чепмен.
Считается, что 200 произведений искусства, подаренных Саатчи, оценивались в 30 миллионов фунтов стерлингов в то время и, вероятно, больше сегодня. Вместе с щедрым подарком Саатчи также пообещал, что расходы на содержание музея будут полностью покрыты, без каких-либо затрат со стороны государства.
4. Саатчи сколотил огромное состояние
Двойная катастрофа: Серебряная автокатастрофа, Энди Уорхол, 1963 г., продано на аукционе Sotheby’s за £65 млн, через галерею SaatchiGallery
Коллекционирование Саатчи было настолько плодотворным, что его ежегодные расходы в 1980-х годах легко достигали семизначной суммы. Он был полон решимости искать и поддерживать каждый год самые многообещающие новые таланты, и поэтому тратил огромные суммы на покупку множества потенциально прибыльных работ.
Саатчи с лихвой компенсировал свои огромные траты невероятными продажами. В 1991 и 1992 годах он купил залитую кровью скульптуру Марка Куинна за 22 000 долларов и знаменитую акулу Дэмиена Херста за 84 000 долларов. В 2005 году он продал первую за $2,7 млн, а вторую — за $13 млн. Благодаря подобным сделкам Чарльз Саатчи вместе со своим братом Морисом оценивается в 144 млн фунтов стерлингов и считается одним из самых успешных игроков на британском рынке искусства.
3. Несмотря на славу и богатство, Саатчи известен как затворник
Чарльз Саатчи, через сайт The World’s Best Ever
Несмотря на свою славу и состояние, Чарльз Саатчи остается вне поля зрения: его фотографии встречаются редко, а интервью — еще реже. Даже несмотря на свое имя, он ни разу не появился на экране во время телесериала «Школа Саатчи», в котором молодым британским художникам предоставлялась возможность продемонстрировать свои работы. Даже его веб-сайт защищен паролем.
Вполне понятно желание Саатчи оградить свою личную жизнь от давления СМИ и общественности, но говорят, что он также скрытен на работе, прячется от клиентов в офисах своего агентства и отказывается посещать открытия выставок, даже своих собственных!
2. Но это не помешало ему появиться в таблоидах
Заголовок из таблоида за 2011 год, через The National Post
Многие рекламные кампании Saatchi & Saatchi считаются оскорбительными для современного общества, в основном из-за их изображения пола и расы. И все же удивительно, что Чарльзу Саатчи, похоже, удалось выжить в «культуре отмены», возможно, благодаря тому, что он держался в стороне от внимания знаменитостей.
Однако в 2013 году Саатчи попал в заголовки газет, что стало самым громким скандалом в его карьере. Один из папарацци застал его с руками, обхватившими горло его третьей жены, телешефа Нигеллы Лоусон. Хотя Саатчи утверждал, что это была не более чем «игривая ссора», британские СМИ и власти его не переубедили, и он получил официальное предупреждение. Вскоре последовало громкое дело о разводе.
1. Чарльз Саатчи полностью изменил мировую арт-индустрию
My Name Is Charles Saatchi and I Am an Artoholic, by Charles Saatchi, via Book Depository
Чарльз Саатчи выступает и как коллекционер, и как арт-дилер. Его стремительные и высокодоходные сделки устанавливают новые стандарты, а его карьера продемонстрировала арт-индустрии множество новых способов ведения бизнеса. Воспользовавшись возможностью спонсировать молодых британских художников (YBA) до того, как они стали широко известны, Саатчи поставил себя в положение огромной власти. Он также стал важной фигурой в том направлении современного искусства, которое в конечном итоге привело к появлению ставшей уже общепринятой концепции «фирменного стиля».
Влияние Саатчи на искусство охватывает и время, и место, распространяясь из Британии по всему миру. Многие из художников, которых он представил широкой публике, в дальнейшем вдохновили бесчисленное множество живописцев, скульпторов и дизайнеров, от Ай Вэйвэя до Субодха Гупты. Таким образом, многие из наиболее значимых современных художников в мире могут в той или иной степени приписать свою карьеру Чарльзу Саатчи.