Карл Юнг, великий швейцарский психиатр и психолог, имел значительное влияние на творчество Джексона Поллока, одного из самых известных художников абстрактного экспрессионизма.
Юнг разработал концепцию коллективного бессознательного, которая гласит, что у каждого человека есть неосознаваемый уровень мышления, который связан с общими архетипами и символами. Поллок был заинтересован в этой идее и использовал ее в своем искусстве.
Известно, что Поллок работал под влиянием подсознательных процессов, погружаясь в творческий процесс на уровне интуиции и инстинктов. Он верил, что через искусство можно достичь глубокого понимания себя и мира вокруг.
Многие исследователи считают, что идеи Юнга о коллективном бессознательном и архетипах помогли Поллоку создать свои характерные абстрактные картины, где он выражал свои внутренние конфликты и эмоции.
Таким образом, можно сказать, что Карл Юнг оказал огромное влияние на творчество Джексона Поллока, помогая ему находить вдохновение и выражать свои мысли и чувства через искусство.
Такие психологи, как Зигмунд Фрейд и Карл Густав Юнг, оказали влияние на художественные движения XX века, особенно на сюрреализм и абстрактный экспрессионизм. Джексон Поллок — один из самых известных абстрактных экспрессионистов, но он также является художником, который проявлял большой интерес к работам Карла Юнга. Читайте далее, чтобы узнать больше о связях между картинами Поллока и теориями Юнга.
Кем был Джексон Поллок?
Джексон Поллок практикует капельную живопись, через Sotheby’s
Джексон Поллок (1912-1956) — американский художник, один из лидеров движения, получившего название абстрактный экспрессионизм. Абстрактные экспрессионисты работали со свободно-ассоциативными жестами в живописи, часто определяемыми как живопись действия. Поллок особенно известен своей капельной техникой. Для этого американский художник использовал большие холсты, которые клал на пол. Затем он ходил вокруг холста и свободно лил на него краску. Поллок также был одним из первых всемирно признанных американских современных художников. До XX века центром художественных движений была Европа. Поллок был одним из первых художников, которые помогли перенести художественный центр в Соединенные Штаты.
Кем был Карл Юнг?
Карл Юнг работы Юсуфа Карша, 1958 год, с сайта Karsh.org
Карл Юнг (1875-1961) — швейцарский психолог. Как и Фрейд, Юнг был очень заинтересован в человеческом бессознательном. Согласно Юнгу, в психике выделяют различные уровни сознания: сознательное, бессознательное и коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное — это совокупность накопленного опыта, пережитого нашими предками и прошлыми поколениями. Юнг считал, что именно отсюда берет начало художественное творчество.
Четыре основных архетипа Юнга, иллюстрация Хьюго Лина, через Verywell
Архетипы представляют собой еще одну концепцию, важную для понимания Юнга. Согласно Юнгу, архетипы происходят из коллективного бессознательного. Хотя их много, есть четыре общих, которые существуют у каждого человека, независимо от возраста или этнического происхождения. Первый — это персона или маска, которую мы надеваем, когда общаемся с другими людьми. Она показывает, как мы хотим, чтобы нас воспринимали другие. Второй архетип — анима, та часть нас, которая скрыта от посторонних глаз и, согласно Юнгу, отражает женскую сторону нас самих. Позднее юнгианские психологи добавили термин анимус, который можно определить как мужскую сторону человека.
Третий архетип — тень, представляющая темную сторону человека. Юнг считал, что художественное вдохновение приходит из тени. Последний и, вероятно, самый важный архетип — самость. Когда самость развита, человек может соединиться с сознательным и бессознательным. Развитая самость означает, что человек обладает сформировавшейся личностью.
Маска Джексона Поллока, 1941, через MoMA, Нью-Йорк
Юнг считал, что эти архетипы могут быть найдены в различных символических образах.
В картинах Поллока можно найти множество символов, которые можно соотнести с юнгианской теорией. Некоторые из них — маски, контраст противоположностей (свет/тьма, женщина/мужчина, анима/анимус и т. д.). Поллок также был вдохновлен юнгианским интересом к коллективному бессознательному. На него повлияла мифология и культура коренных народов Америки и Мексики.
Как Поллок попал в юнгианскую теорию?
Деталь из книги Клода Чернуски «Джексон Поллок: The Psychoanalytic Drawings, предоставлено автором
Поллок, вероятно, познакомился с юнгианскими теориями, когда был совсем юным. Он работал уборщиком в одной из школ Нью-Йорка, когда встретил Хелен Марот, учительницу, которая познакомила его с психологией Юнга и сообщила ему о последних текстах и переводах Юнга. Поллок боролся с алкоголизмом, поэтому решил пройти курс психотерапии. В 1939 году он начал посещать сеансы юнгианского психолога Джозефа Хендерсона.
На этих встречах Поллок был немногословен, поэтому его терапевт согласился, что он может создавать картины в качестве основы для психоанализа. За два года, что они встречались для терапии, Поллок создал 83 картины. Мы можем увидеть эти изображения в книге Клода Чернуски «Джексон Поллок: The Psychoanalytic Drawings. В 1940 году Хендерсон переехал в Сан-Франциско и поэтому прекратил свои сеансы с Поллоком. Однако художник продолжал терапевтические сеансы с другими юнгианскими психологами.
Таким образом, мы знаем, что Поллок читал работы Юнга, посещал юнгианскую психотерапию и создавал образы, вдохновленные Юнгом. Его очень вдохновляли мифология, символы и бессознательный способ рисования. Давайте изучим работы Поллока и посмотрим, как мы можем интерпретировать его картины с помощью теорий Карла Юнга.
Ранние работы
Распятие работы Джексона Поллока, 1939-1940, via Ersilias
В начале своей творческой карьеры Джексон Поллок был очень вдохновлен мифами. Его картины были красочными и напоминали искусство коренных американцев и мексиканцев.
Когда Джозеф Хендерсон переехал из Нью-Йорка и перестал работать с Поллоком, художник решил преподнести ему в подарок картину. Картина называлась «Распятие». На ней фигуры выполнены из четырех цветов: желтого, синего, зеленого и красного. Эти цвета соответствуют теории Юнга о четырех основных функциях человека, предложенных в его книге «Психологические типы». Это интуиция, мышление, ощущения и эмоции. Каждой из этих функций Юнг приписал свой цвет. Интуиция — желтый, потому что она сияет и излучает. Мышление — синий, а ощущение — зеленый, потому что оно связано с землей и воспринимает реальность. И наконец, эмоции — красные, потому что они связаны с кровью, огнем, страстью и любовью.
Птица работы Джексона Поллока, 1938-1941, через MoMA, Нью-Йорк
Еще одна интересная картина раннего периода творчества Поллока — «Птица». В этой красочной композиции изображена одноглазая птица с расправленными крыльями. Глаз можно интерпретировать как третий глаз, символ самоанализа и интроспекции Поллока. Многие психологи склонны анализировать эту картину как желание Поллока завершить свою индивидуацию, то есть завершить свою личность.
Лунная женщина вырезает круг, Джексон Поллок, 1943 г., через Etsy
Лунная женщина, вырезающая круг» — одна из картин Поллока, в которой луна является главным действующим лицом. Принято считать, что луна олицетворяет женщин в творчестве Поллока. Элизабет Л. Лэнгхорн даже писала, что Поллок страдал от комплекса плохой матери. Плохие отношения с матерью Стеллой повлияли на него и как на личность, и как на художника. На протяжении всей жизни Поллок часто испытывал трудности в отношениях с женщинами.
Волчица» Джексона Поллока, 1943 г., через MoMA, Нью-Йорк
Другая картина, посвященная той же теме, — «Волчица». В этой хаотичной композиции, приближающейся к абстракции, Поллок изобразил волчицу. Вдохновение для этой темы он мог найти в книге Юнга «Психология бессознательного», где автор описывает психоз матери-собственницы в бреду и пишет о ней: на четвереньках, воет как волчица… Она сама стала символом всепожирающей матери.
Джексон Поллок «Мужчина и женщина», 1942 г., через Музей искусств Филадельфии
Поллок часто рисовал противоположности. Это можно заметить на картине под названием «Мужское и женское». И снова изображение противоположностей рассматривается как стремление к индивидуации, которая может быть достигнута только при объединении противоположностей. На этой картине мы видим две фигуры. Одна из них красочная и изогнутая, а другая кажется жесткой. Это можно понимать как исследование юнгианских концепций анимы и анимуса. Анима и анимус, женское и мужское начало, объединяются на этой картине.
Более поздние работы
Ли Краснер и Джексон Поллок, через Университет Стоуни Брук
В 1945 году Поллок и его жена Ли Краснер переехали в фермерский дом на Лонг-Айленде. Через два года после того, как они поселились в новом доме, Поллок начал создавать свои первые капельные картины. После переезда стиль Поллока значительно изменился. Однако изменились не только картины. Поллок также перестал пить на долгие годы.
Художник однажды сказал, что живопись — это самопознание и что каждый хороший художник пишет то, что он есть. В это время Поллок рисовал для самопознания, реализуя автоматизм. Автоматизм в искусстве означал, что художник творил без сознательных мыслей. Таким образом, он создавал вещи, используя бессознательное. Поллок клал большой холст на пол, а затем заливал его краской. Все его работы этого периода полностью абстрактны, поэтому мы не можем распознать никаких конкретных мотивов или символов. Однако технику, которую он использовал в своем художественном процессе, и его стремление установить связь с бессознательным все же можно связать с юнгианским влиянием.
Фреска Джексона Поллока, 1943 год, через Википедию
Одна из его работ позднего периода называется «Фреска». Это самая большая картина, которую когда-либо создавал Поллок. Ее можно рассматривать как форму освобождения, как точку перелома в его художественной технике.
Джексон Поллок «Глаза в жару», 1946, через Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк
В этот период Поллок создал множество работ, в основном в технике капель. Среди его самых известных работ этого периода — «Глаза в жару» (1946), «Галактика» (1947) и «Алхимия» (1947).
Последние работы Джексона Поллока
В 1951 году Ханс Намут выпустил короткометражный фильм о Поллоке, в котором запечатлел процесс его рисования. Вскоре после этого у Поллока случился срыв. Он внезапно вернулся к алкоголизму. Он перестал создавать абстрактные произведения искусства и вернулся к символам, которые видел в своих ранних работах. Однако цвет теперь отсутствовал. Его последние работы состояли из черной краски на белых холстах.
Номер 7 работы Джексона Поллока, 1951 год, Национальная галерея искусств, Вашингтон
На левой стороне работы под названием «Номер 7» мы видим различные вертикальные линии, а на правой — женское тело. Возможно, в этой картине Поллок вернулся к страхам, связанным с его отношениями с матерью.
Портрет и мечта Джексона Поллока, 1953, via Artsy
Портрет и сон» можно прочитать как автопортрет. Левая часть холста представляет собой абстрактный портрет, выполненный залитой черной краской. На правой стороне мы видим красочное абстрактное лицо. При взгляде на этот портрет мы снова можем заметить, как проявляются противоположности. Здесь есть контраст между темным и светлым. Обращаясь к архетипам Юнга, можно сказать, что левый портрет — это представление тени, темной стороны человека, в то время как правый портрет представляет собой самость или завершенную личность.
В 1956 году Поллок полностью перестал рисовать. Через несколько месяцев он погиб в автокатастрофе, находясь за рулем в состоянии алкогольного опьянения. За несколько месяцев до смерти он сказал: Мы все находимся под влиянием Фрейда, я думаю. Я долгое время был юнгианцем.