Немецкий экспрессионизм в кино известен драматическими ракурсами, нависшими тенями, оптическими иллюзиями, призрачными антигероями, клаустрофобической кинематографией и шокирующими концовками. Трудно представить, как выглядел бы сегодня кинематограф без прорывов этого жанра 1920-х годов. С тяжелым символизмом и смелыми мрачными темами фильмы немецких экспрессионистов быстро захватили страну, оправившуюся от последствий Первой мировой войны.
Что такое немецкий экспрессионизм?
Конрад Вейдт в роли Чезаре в фильме «Кабинет доктора Калигари», 1920 г., через YoutubeНемецкий экспрессионизм был одним из направлений в искусстве начала XX века, оказавшим огромное влияние, но не имеющим четкого определения. Его кинематографическое воплощение является ответвлением более широкого экспрессионистского движения, которое оказало глубокое влияние на изобразительное искусство, театр, литературу и архитектуру в начале 1900-х годов. На экспрессионизм оказали влияние постимпрессионисты и художники-символисты, такие как Поль Гоген, Эдвард Мунк и Винсент Ван Гог, а также африканское и полинезийское искусство. Он стремился выразить индивидуальные эмоции и субъективность, а не изображать впечатления реалистичного мира.
Произведения экспрессионистов часто изображали отчуждение, тревогу и сексуальность современного мира. Экспрессионисты использовали смелые и нереалистичные цвета, неровные линии, полуабстрактные и преувеличенные формы. В театре и литературе экспрессионизм стремился исследовать душевное состояние персонажей, часто используя символизм и изображая повышенные, преувеличенные эмоции.
Немецкое экспрессионистское кино находится в точке соприкосновения этих видов искусства. Оно сформировалось в основном в 1920-х годах, спустя десятилетие после зарождения экспрессионизма в изобразительном искусстве и литературе. После разрушительной Первой мировой войны это движение принесло на экран немого кино новаторские идеи и тревожные истории. В мизансценах этих фильмов не использовался реализм. Вместо этого она выражала субъективную точку зрения, стремясь погрузить зрителей в закрученные сюжеты и призрачные истории. Для этого авторы использовали искаженные, нереалистичные декорации, смелый грим, экспериментальную операторскую работу и освещение в стиле кьяроскуро.
Предыстория: Первая мировая война и Веймарская республика
Немецкий экспрессионизм — глубоко психологическое направление в кинематографе. Повествования о преступлениях и коррупции, которыми наполнена фильмография экспрессионистов, неразрывно связаны с социально-историческим фоном Первой мировой войны и ее последствий. Называется войной, положившей конец всем войнамПервая мировая война навсегда изменила мир. Беспрецедентный по масштабам конфликт оказал глубокое влияние на все слои общества. Нехватка ресурсов и голод стали широко распространены в Европе, экономика пришла в упадок, начались революции, пали империи и королевства, родились новые страны. В войне, которая началась с мулов, а закончилась танками, ядовитым газом, артиллерийским огнем и траншейной войной, стремительно развивались технологии.
За четыре года конфликта погибло около десяти миллионов солдат. Только в Германии два миллиона погибли в боях, а около двенадцати миллионов вернулись домой с тяжелыми ранениями. Психологическое воздействие войны, как на фронте, так и дома, было неисчислимо.
Германия вступила в войну с беспрецедентным энтузиазмом, а закончила ее величайшим поражением. К концу войны немецкие солдаты и жители тыла были измотаны, деморализованы, недоедали и были травмированы. 9 ноября 1918 года революция привела к падению монархии и установлению новой демократической конституционной республики, которая пошла на ряд уступок военному командованию и высшим классам.
Этот период был известен как Веймарский период или Веймарская республика. Длившийся с 1919 по 1933 год, этот период был полон конфликтов и противоречий. Война, гиперинфляция, безработица, политический экстремизм и нестабильность не давали покоя Веймару. Тем не менее, к середине 1920-х годов в результате медленной стабилизации экономики и налаживания международных отношений веймарская Германия стала золотые двадцатые.
Искусство, культура, научные и философские инновации расцвели в Веймаре, получив политическую свободу. Берлин стал бурлящим культурным центром Европы. В эти годы кинематограф пережил потрясающий технологический и художественный расцвет. В то время как веймарская культура росла в творчестве и изобилии, ультраправые становились все более ожесточенными и возмущенными Версальским договором и мнимой потерей немецких ценностей. Великая депрессия 1929 года остановит любой прогресс Веймарской Германии и всего за несколько лет создаст предпосылки для подъема нацизма.
Кино Веймарской республики
В отличие от конкурирующих отраслей Франции, Италии и Великобритании, немецкая киноиндустрия, финансируемая государством, к концу войны практически не пострадала. Иностранные фильмы были запрещены в 1916 году, поэтому к 1918 году спрос на развлечения (и отвлечения) в домашних условиях был высок. За Веймарский период было снято около 3500 художественных фильмов. Кино никогда не было так популярно в Германии, как в период с 1919 по 1926 год. В 1920-е годы Германия обладала единственной в мире киноиндустрией, которая могла соперничать с Голливудом и, по мнению многих, превосходила его по современности и изысканности.
Веймарское кино было широким, разнообразным и в целом отличалось потрясающей креативностью и новаторством. Немецкий экспрессионизм был лишь частью этого целого, но его стилистические и тематические прорывы были настолько поразительны, что отголоски этого направления можно найти в мировом кинематографе и сегодня. В это время вышло множество костюмных фильмов, романтических картин, комедий, приключенческих фильмов, мелодрам и бесчисленное множество других видов кино. Но именно закрученный сюжет и жуткие визуальные эффекты фильма Роберта Вина Кабинет доктора Калигари , который впервые спроецирует тревоги послевоенной психики на большой экран.
Прорывы доктора Калигари
Роберт Вине Кабинет доктора Калигари вышел в начале 1920 года.. В фильме рассказывается о карнавальном докторе Калигари (Вернер Краусс), который гипнотизирует сомнамбулу Чезаре (Конрад Вейдт) и заставляет его совершать жестокие преступления. От извращенного сценария до кошмарного стиля «Калигари» — мрачный и визуально поразительный, не похожий ни на что другое в кино того времени. Мизансцена намеренно искажена и отталкивает. Декорации нереальны, улицы — зигзагообразные лабиринты, здания — наклонные. Нарисованные тени неровные и резкие, грим, вдохновленный похоронными масками, тяжелый и преувеличенный, а актерская игра нарочито жуткая.
Внешний вид Калигари использует экспрессионистские приемы, чтобы погрузить зрителя в мысли своих беспокойных персонажей, особенно рассказчика Франциска (Фридрих Фехер). Калигари один из самых ранних примеров субъективного кинематографа и ненадежного повествования. В нем также представлена одна из первых в кинематографе твист-концовок. Его темы — антиавторитаризм, бессмысленное насилие, тревоги послевоенного общества и психологическое воздействие конфликта. Сценарий фильма был, по крайней мере, частично вдохновлен опытом двух писателей, Ганса Яновица и Карла Майера, полученным во время войны.
Кабинет доктора Калигари это небольшой, но новаторский фильм, который отбросил очень длинную тень. Он изменил лицо немецкого кино и создал жанр ужасов в том виде, в котором мы его знаем. Он считается первым артхаусным фильмом в истории, а также положил начало немецкому экспрессионистскому кино.
Немецкий экспрессионизм в кино
Другие кинематографисты Веймарской Германии быстро приняли к сведению инновации Калигари. Как и в искусстве, существуют некоторые споры о том, что является истинным или полностью экспрессионистским фильмом, но теневая ирреальность немецкого экспрессионизма сформировала самые выдающиеся фильмы веймарского периода.
После разрушительной Первой мировой войны и нестабильности ее последствий кинематографисты-экспрессионисты, как и дадаисты, восстали против условностей в содержании, стиле и композиции. В немецком экспрессионизме психологическая сфера определяет окружающую среду. Все аспекты декораций, освещения, движения камеры и кадрирования, стилистика и актерский выбор отказываются от реалистического изображения, стремясь к более вязкому представлению. Экспрессионистский фильм отошел от реальности, но приблизился к беспокойству человеческого существования.
В этих фильмах рассматривались такие мрачные темы, как преступность, безумие, аморальность, экзистенциализм, неравенство, несправедливость, насилие, а также темные стороны технологий и бездумного прогрессивизма. Отличительными чертами экспрессионистского стиля являются резкий контраст света и тени, преувеличенный грим и костюмы, косые ракурсы и более свободное движение камеры. Насыщенный атмосферой, немецкий экспрессионизм отразил на киноэкране психологию Германии, травмированной войной, охваченной насилием, переживающей экономическую неопределенность и социально-политические потрясения. Вот некоторые из наиболее значимых фильмов, относящихся к немецкому экспрессионизму.
1. От утра до полуночи (1920)
Карлхайнц Мартин От утра до полуночи использует неровные линии и эффекты, напоминающие наброски, в декорациях, костюмах и гриме, чтобы передать нисходящую спираль коррумпированного банковского кассира Эрнста Дойча. История о человеке, расплачивающемся за свои ошибки и жадность, станет основой для американского жанра Фильм Нуар.
2. Носферату (1922)
Классический фильм ужасов Носферату это попытка режиссера Ф.В. Мурнау адаптировать роман Брэма Стокера Дракула. Используя реальные, а не нарисованные декорации, Мурнау манипулировал освещением, гримом, визуальными эффектами и ракурсами камеры, чтобы создать предгрозовую атмосферу фильма. Nosferatu’s Бессмертная история о том, как оптимистичный молодой человек отправляется на восток, а возвращается изменившимся и приносит с собой смерть, параллельна военному опыту многих солдат. Экспрессионистское использование тени в Носферату остается одним из самых знаковых образов в истории кино.
3. Метрополис (1927)
Шедевр Фрица Ланга Метрополис изображает глубоко расслоенное антиутопическое общество. Богатые люди живут в воздушной, залитой солнечным светом верхней части башни, похожей на бабель, в то время как рабочий класс трудится в темном низу. Футуризм «Метрополиса» монументален, но гнетущ, удушлив и дезориентирует. Авторитарность общества отражается в самой обстановке. Его концепция и стиль вдохновляют научную фантастику и по сей день.
4. Доктор Мабузе, «Игрок» (1922) и «Завещание доктора Мабузе (1933)
Первые две части фильма Фрица Ланга Доктор Мабузе Трилогия была снята в начале и в самом конце Веймарской эпохи. Вместе с гипнотизером по прозвищу Доктор Калигари, Доктор Мабузе — преступник, контролирующий сознание и заставляющий других совершать злодеяния. Необнаруживаемый и невидимый, Мабузе отражает ужас авторитарного правления. Это подчеркивается галлюцинаторными визуальными эффектами, косой операторской работой и теневыми углами фильмов.
Вторая часть, Завещание доктора Мабузе, показывает преступника-гипнотизера, контролирующего свою банду даже из тюрьмы, где он пишет книгу о своих мучениях. Параллели с недавно созданным канцлером Адольфом Гитлером не остались незамеченными нацистской партией. Это был последний фильм, который Ланг снимет перед бегством из Германии, за пару месяцев до официального конца Веймарской республики.
Длинная тень немецкого экспрессионизма
Даже сегодня немецкий экспрессионизм остается тематически и стилистически провокационным и поразительным. Несмотря на то, что он закончился с приходом нацистского режима, он остался одним из самых влиятельных кинодвижений в истории кинематографа. Этому способствовал успех его фильмов и множество немецких кинематографистов, покинувших страну в 1930-х годах, которые привозили свои знания в Лондон, Голливуд и другие страны.
Наиболее ярко это влияние прослеживается в жанре ужасов, особенно в монстр-хорроре 1930-х годов и циничном фильм-нуаре 1940-х. Это движение навсегда изменило кинематограф. Его влияние можно заметить в кино, телевидении, фотографии, изобразительном искусстве и даже комиксах.
Визуальное напряжение Хичкока, смелая кинематография Орсона Уэллса в Гражданин Кейн (1941), ранние работы Тима Бертона, мультфильмы о Бэтмене и фильм Джоэла Коэна Трагедия Макбета (2021), это лишь немногие из множества работ, которых коснулась длинная тень немецкого экспрессионизма.