Картина «Боярыня Морозова» кисти Василия Сурикова, написанная в 1887 году, изображает эпизод преследования старообрядцев в Москве XVII века. На полотне запечатлен момент, когда боярыню Феодосию Морозову везут по заснеженной московской улице в ссылку за ее религиозные убеждения. Героиня картины вызвала восхищение современников Сурикова своим мужеством и преданностью вере.
Композиция полотна построена вокруг фигуры Морозовой в центре. Ее окружает толпа москвичей, по-разному реагирующих на происходящее. Благодаря мастерству Сурикова зритель оказывается не просто свидетелем, а участником драматичных событий на картине.
История создания картины «Боярыня Морозова»
Интерес Сурикова к теме старообрядчества связывают с его сибирским детством. В Сибири, где было много старообрядцев, широкое распространение получили рукописные «жития» мучеников старообрядческого движения, включая «Повесть о боярыне Морозовой». С так называемой пространной редакцией этого документа будущего художника познакомила его крестная Ольга Матвеевна Дурандина, у которой он жил в Красноярске во время учебы в уездном училище.
Суриков вспоминал, что ключ к образу главной героини дала увиденная однажды ворона с черным крылом, которая билась о снег. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Портретный этюд был написан всего за два часа. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо — бескровное, фанатичное, соответствующее знаменитому описанию Аввакума.
Композиция полотна и основные персонажи
Картина «Боярыня Морозова» Василия Сурикова выстроена вокруг главного композиционного центра — фигуры боярыни Федосии Морозовой в черном платье и меховой шубе, изображенной в открытых санях-розвальнях. Ее фигура четко выделяется на фоне московской улицы, заснеженных троп и пронзительно-синего неба.
Помимо самой боярыни Морозовой, на полотне изображена целая толпа людей, окружающих ее. Каждый из персонажей реагирует по-своему на арест и вид знатной женщины в оковах — здесь есть и сочувствующие, и глумящиеся, и равнодушные зрители. В толпе художник изобразил юродивого, повторяющего символический жест Морозовой, и нищенку, бегущую за санями. Мальчишки, торговцы и обычные горожане также окружают арестованную боярыню.
Суриков очень тщательно работал над созданием портретных этюдов для второстепенных персонажей, в надежде на то, что типажные фигуры с московских улиц помогут ему передать характер и настроение старой Москвы. Так, юродивый был написан с натуры, для чего позировал московский странник, а купец на переднем плане — это бывший диакон из Сибири.
Таким образом, в картине мастерски объединены величественная отдельная фигура центрального персонажа и кипящая жизнь московской улицы с множеством характерных лиц и деталей, создающих атмосферу глубоко-реалистического изображения.
Образ главной героини в меховой шубе
Центральная фигура на полотне «Боярыня Морозова» Василия Сурикова — образ самой главной героини боярыни Федосии Морозовой. Ее показывают сидящей в санях в меховой шубе, поверх которой наброшен черный монашеский балахон.
Это изображение являет собой результат долгих поисков и препарационных работ самого художника. Он прилагал немало усилий к тому, чтобы создать убедительный и запоминающийся образ фанатичной старицы, готовой ради своих религиозных убеждений пойти на любые муки.
Превалирующие в облике боярыни Морозовой цвета, такие как черный, темно-синий и серый, создают ощущение строгости, даже аскетизма. Вместе с ее сосредоточенным и упорным взглядом они подчеркивают черты силы духа, непреклонности и истового следования своим религиозным принципам.
В то же время в облике Морозовой присутствуют и светлые акценты, например бледное лицо, практически сливающееся по тону с белым покровом снега вокруг. Как вспоминал сам Суриков, он вдохновлялся увиденной им ранее черной хищной птицей,которая билась крыльями о снег. Это противопоставление цветов и оттенков делает облик героини еще более выразительным и утонченным.
Немаловажную роль в образе играет и сама шуба из грубого меха, в которую закутана Морозова. Это подчеркивает ее теплое, почти роскошное одеяние, контрастирующее с суровыми условиями ареста и крайними взглядами боярыни. Меха выступают своеобразным связующим звеном между прошлым статусом богатой и знатной женщины, и ее нынешним положением.
В сумме все элементы внешности — черный балахон и меховая шуба, бледное строгое лицо, сосредоточенный взгляд — сливаются в целостный образ главной героини картины «Боярыня Морозова», который несет в себе много различных смысловых нагрузок и отсылок к историческому контексту и личной судьбе персонажа.
Художественные особенности картины
Картина «Боярыня Морозова» Василия Сурикова отличается рядом ярких художественных особенностей, которые делают ее одним из шедевров русской реалистической живописи второй половины XIX века. Среди них можно выделить мастерскую композицию, богатую колористическую палитру, внимание к деталям и исторической достоверности.
Композиция полотна тщательно продумана и организована вокруг центрального персонажа — боярыни Морозовой в санях. Все элементы — фигуры людей, архитектурные детали, снежный пейзаж — сосредоточены вокруг этой оси и как бы следуют за колонной арестанта. Создается эффект движения и динамики, хотя сама фигура боярыни статична. Это достигается, в частности, благодаря изображению бегущего мальчика рядом с санями.
Колористическое решение картины поражает богатством красок и оттенков. Суриков виртуозно использует множество различных цветов — синий, белый, черный, красный, охристый и другие. Они вступают в живописные контрасты и гармонии, создавая настоящую «цветовую симфонию». Каждая фигура, каждый элемент одежд, снега или архитектурных деталей пронизан особым колоритом и светом.
Особое внимание Суриков уделяет наблюдению натуры, изучению характерных лиц и типажей старой Москвы. Для этого он писал большое количество подготовительных этюдов непосредственно с натуры. Это придало персонажам картины поразительное сходство с реальными людьми и наделило особенной достоверностью и жизненной силой.
Эти многочисленные прорисованные фигуры и лица заполняют пространство полотна, создавая ощущение живой шумящей толпы, реальной уличной среды. Суриков мастерски отображает различные эмоциональные реакции народа на происходящее — сочувствие, любопытство, насмешку, равнодушие — через живописные изображения разных типов простых москвичей.
Невероятную убедительность картине придает также тщательная прорисовка мельчайших деталей. Художник подробно фиксирует все детали, начиная от фактуры мехов и тканей и заканчивая сугробами снега, следами на дороге. Это лишний раз погружает зрителя в атмосферу старой русской жизни.
В сумме, богатая палитра цветов и оттенков, виртуозная композиция, внимательная работа с реальной натурой и типажами, обилие натуралистичных деталей делают «Боярыню Морозову» поистине жемчужиной русской живописи XIX века и памятником реалистического искусства.
Реакция критиков и значение для русской живописи
Полотно «Боярыня Морозова» Василия Сурикова вызвало неоднозначную реакцию критиков и широкой общественности при своем первом появлении на 15-й передвижной выставке в 1887 году. Однако позже оно было признано одним из величайших достижений русской реалистической живописи XIX века и оказало большое влияние на развитие отечественного искусства.
Первоначально картина подверглась негативной оценке со стороны консервативных критиков и художников-академистов. Они упрекали Сурикова в ряде «неправильностей» в рисунке, неудачной композиции, которую сравнивали с «персидским ковром», и даже в подборе красок. Им казался чрезмерным контраст светлых и темных тонов, который разрушал целостность полотна.
Однако Владимир Стасов с энтузиазмом приветствовал новую картину Сурикова как «первую из всех наших картин на сюжеты русской истории». Он высоко оценил смелость художника в изображении событий старой Руси без прикрас и в реалистической манере.
Писатель Всеволод Гаршин тоже был покорен эмоциональной силой «Боярыни Морозовой» и сравнивал ее с лучшими образцами западноевропейской живописи. Он увидел в картине «бесспорный художественный триумф», особо подчеркнув правдивость изображений людей из старомосковской толпы, которых «кажется, вы стоите среди этих людей и чувствуете их дыхание».
Народнический критик Владимир Короленко, ранее сам отбывавший ссылку за политические убеждения, сравнивал Морозову с русскими диссидентами своего времени и видел в картине отображение трагической, но величественной судьбы борца за идеи.
Позже мастера «Мира искусства» также высоко оценили творческие поиски Сурикова в области импрессионистической цветовой палитры и отхода от академических канонов композиции. Александр Бенуа писал, что богатая гамма красок убедительно передает дух «древней, еще самобытно прекрасной Руси».
Признанный шедевр русской живописи
Со временем критическая оценка единодушно признала «Боярыню Морозову» шедевром русского исторического жанра в реалистической живописи. Картина заняла почетное место среди лучших работ передвижников как яркий пример правдивого отображения русской истории и жизни народных масс. Ее композиционное и колористическое решение, внимание к историзму и деталям, типажной достоверности способствовали стремлению русских художников к максимальной реалистичности.
Образ стойкой героини Морозовой, готовой пожертвовать всем ради своих убеждений, наделенный внутренней силой и трагизмом, актуален и сегодня. Он продолжает восприниматься как символ неколебимой веры и готовности идти до конца в борьбе за идеалы. Значение «Боярыни Морозовой» как вершины отечественного реализма и как монументального полотна с глубоким нравственным и психологическим содержанием сохраняется и в XXI веке.
Влияние исторического контекста на восприятие полотна
Восприятие картины «Боярыня Морозова» Василия Сурикова было во многом обусловлено историческим контекстом как самого изображенного события, так и эпохи, когда она была создана. Это придало дополнительные смысловые оттенки трактовке главной героини и общему звучанию полотна.
Прежде всего, событие, ставшее сюжетом картины, происходило на фоне церковного раскола середины XVII века. Арест и осуждение старообрядцев, отказывавшихся принять церковные реформы патриарха Никона, воспринимались многими современниками как отлучение от подлинной, «народной» православной веры. Поэтому образ Феодосии Морозовой, отправляемой в монастырь-тюрьму за свои убеждения, приобретал в глазах простого люда героический и трагический ореол.