Франц Ксавер Мессершмидт стал известен как художник-изгой, создавший десятки странных автопортретов. Живя в изгнании в современной Братиславе, он снова и снова лепил свое лицо со странными гримасами, искажающими его. Иногда его лица были смешными, иногда тревожными, а иногда прямо-таки ужасающими. Долгие годы считалось, что Мессершмидт — жертва безжалостной и конкурентной венской арт-сцены, сошедшая с ума из-за давления. Но был ли он на самом деле безумцем и мучимым злыми духами?
Франц Ксавер Мессершмидт: ранние работы и первый успех
Мария Тереза работы Франца Ксавера Мессершмидта, 1760 год. Источник: Музей Бельведер, Вена
Несмотря на свою современную репутацию, Франц Ксавер Мессершмидт изначально был известен как обычный талантливый скульптор своего времени. Его дядя был придворным скульптором в Мюнхене, который познакомил его с искусством и научил основам. После учебы в Художественной академии в Вене Мессершмидт быстро завоевал внимание самых влиятельных богатых клиентов. Они ценили его за сбалансированную декоративность его работ, обычно выполненных из металла или камня. Мессершмидт даже стал одним из ведущих художников королевского двора, а его мастерство пользовалось большим спросом даже за пределами Австрии. Мессершмидт работал в эпоху, когда господствовал чрезмерный, вычурный и богатый стиль рококо. Его традиционные работы представляли собой более серьезную и сбалансированную альтернативу, созданную под влиянием неоклассического искусства.
Хотя его взлет к славе был быстрым, ему не суждено было продлиться долго. С каждым достижением беспокойство Мессершмидта росло. Его поведение стало меняться. Мессершмидт никогда не был самым социально адаптированным человеком в академии, но его угрозы убить другого художника из-за пустякового спора были не в его характере. Он хотел стать профессором в той же Венской художественной академии, которую посещал в студенческие годы, но ему отказали, сославшись на путаницу в голове. Этот отказ стал последним ударом для Мессершмидта. Убедившись, что вся Академия замышляет против него, он покинул Вену и поселился в Прессбурге, нынешней Братиславе. Хотя он жил на окраине, он не был полностью изолирован, так как там работал его брат, тоже скульптор.
Головы персонажей
Ипохондрик работы Франца Ксавера Мессершмидта, 1771-83 гг. Источник: Музей изящных искусств, Бостон
Прессбургская эпоха стала определяющим и сильно мифологизированным периодом карьеры Мессершмидта. Для венской публики до 1781 года не было никакой информации о благосостоянии и карьере художника. В том году друг Мессершмидта, немецкий писатель Фридрих Николаи, посетил его небольшой дом, который служил ему студией.
Там Николай описал крошечный и пустой дом одинокого человека, единственным имуществом которого была старая итальянская книга о пропорциях в искусстве и рисунок египетской статуи, приколотый к стене. Единственной компанией художника был он сам, а точнее, десятки его автопортретов, каждый из которых отличался тревожными и гротескными чертами лица. Некоторые из них щурились так сильно, что их лица превращались в скопления морщин, некоторые растягивали губы, как клювы, а некоторые застывали в безмолвии от самого ужасающего крика. Он назвал их «Головы персонажей», и, по словам Николаи, в них был заложен глубокий тревожный смысл.
Дух пропорции
Голова с клювом работы Франца Ксавера Мессершмидта, 1771-83 гг. Источник: Arthive
Рассказ Николая об этом визите раскрывает самый большой страх и ужас Мессершмидта. Художник утверждал, что изучал оккультные труды, чтобы преуспеть в своем искусстве, и настолько преуспел в этом, что его мастерство разгневало Духа Пропорции. Каждую ночь Дух приходил к Мессершмидту и мучил его в наказание за его знания. Пока Мессершмидт создавал свои скульптуры, он чувствовал сильную боль в тех частях головы, которые соответствовали участку скульптуры, над которой он работал.
По мнению Николаи, причина коллекции голов была в основном ритуальной. Мессершмидт намеревался создать шестьдесят шесть бюстов, отгоняющих злых духов, два из которых, названные «Клювовидные головы», были прямыми изображениями самого духа. Остальные бюсты представляли собой анималистические чувства, воплощенные в человеческой плоти. Чтобы добиться желаемого гротескного эффекта, Мессершмидт щипал себя или причинял боль другими способами, глядя в зеркало.
Каким бы ни был замысел художника, он не дожил до завершения проекта, оставив после себя около 60 скульптур, из которых сохранились только 49. Мессершмидт никогда не называл их и не давал прямых объяснений. Индивидуальные названия, под которыми бюсты известны сегодня, взяты из анонимной статьи, опубликованной через десять лет после смерти художника.
Наука, стоящая за изображениями
Скульптура «Раздраженный человек» работы Франца Ксавера Мессершмидта, 1771-83 гг. Источник: Музей Гетти, Лос-Анджелес
Хотя работы Мессершмидта бросают вызов нашим ожиданиям от искусства XVIII века, его идеи, вероятно, проросли из существующих интеллектуальных и квазинаучных концепций его времени. Франц Ксавер Мессершмидт был другом Франца Антона Месмера, который был врачом и теоретиком. Основным трудом Месмера была теория, названная месмеризмом. По мнению Месмера, здоровье — это поток энергии, проходящий через тело человека, а болезнь — препятствие на его пути. Во время сеансов он утверждал, что использует свой животный магнетизм, чтобы направить поток в нужное русло. У его пациентов часто случались конвульсии, а их тела и лица искажались подобно тому, что изображено на бюстах Мессершмидта.
Некоторые историки связывают эксперименты Мессершмидта с недавно возникшей псевдонаукой физиогномикой. Новая дисциплина предполагала, что черты лица человека выражают его характер и наклонности. Физиогномика была по своей сути расистской теорией, которая признавала неевропейские лица склонными к преступлениям, психическим заболеваниям и антисоциальному поведению. Тем не менее, во времена Мессершмидта это было популярным убеждением, и теория могла повлиять на его работу. С точки зрения физиогномики, «Головы персонажей» Мессершмидта можно рассматривать как глубокое исследование человеческих эмоций, оставляющих следы на лицах и, следовательно, на личностях.
Медицинское объяснение
Скульптура «Зевака» работы Франца Ксавера Мессершмидта, 1771-83 гг. Источник: Музей изобразительных искусств, Будапешт
На протяжении многих лет историки и медики строили догадки о природе предполагаемой болезни Мессершмидта. Самым популярным ответом была шизофрения, которая объясняла его вспышки ярости и галлюцинации. Более того, некоторые психиатры полагают, что искажения головы персонажа Мессершмидта были характерны для неврологического состояния, называемого дистонией. Дистония часто встречается у больных шизофренией и проявляется в сильных и неестественных сокращениях мышц, вызывающих боль и дискомфорт.
Среди других версий, объясняющих состояние Мессершмидта, — отравление свинцом, болезнь, широко распространенная среди художников всех поколений, от Караваджо до Ван Гога. Длительное воздействие тяжелых металлов, содержащихся в красках и других художественных материалах того времени, могло спровоцировать агрессию и галлюцинации. Караваджо был очень неаккуратен с материалами и, вероятно, оставлял некоторые из них на своей коже и одежде. Винсент Ван Гог даже облизывал свои кисти во время рисования, буквально употребляя краску на основе свинца. Что касается болей в желудке Мессершмидта, некоторые врачи считают, что они были вызваны болезнью Крона — хроническим воспалением желудочно-кишечного тракта, которое может провоцировать боли, достаточно сильные, чтобы вызвать галлюцинации.
Правда за головами персонажей: Был ли Мессершмидт сумасшедшим?
Детский плач работы Франца Ксавера Мессершмидта, 1771-83 гг. Источник: Музей изящных искусств, Будапешт
Возможно, Мессершмидт все-таки не был параноиком. Некоторые современники Мессершмидта вспоминали Венскую академию художеств как оживленное место, полное интриг и заговоров. Более того, современные искусствоведы призывают пересмотреть весь рассказ о безумии Мессершмидта. Последние исследования творчества Мессершмидта позволяют предположить, что он начал работать над «Головами персонажей» еще в Вене, когда пользовался большим уважением местных меценатов. Более того, живя в Братиславе, он продолжал работать над частными заказами.
Проведя дальнейшие исследования, искусствоведы пришли к выводу, что большая часть истории о Мессердшмидте и его предполагаемом сумасшествии может быть вымышленной. Большая часть информации о безумии и затворничестве Мессешмидта основывается на рассказе Фридриха Николаи, который, скорее всего, добавил дополнительные детали и преувеличения, чтобы история казалась более убедительной. И это сработало. В 1793 году, спустя десятилетие после смерти Мессершмидта, в Вене прошла выставка «Головы персонажей», сопровождаемая анонимной статьей о мучительной жизни художника. Несмотря на то, что выставка была больше похожа на витрину с диковинками, чем на полноценный показ искусства, каталог выставки был распродан мгновенно.
Однако если головы не были продуктом бредового сознания Мессершмидта, то каков мог быть истинный мотив их создания? Некоторые искусствоведы предполагают, что проект мог преследовать образовательные цели, как обширное исследование человеческих эмоций и выражений. Возможно, Мессершмидт намеревался использовать его в Венской художественной академии, в которую он так и не был назначен.
Посмертная слава Франца Ксавера Мессершмидта
Лицемер и клеветник работы Франца Ксавера Мессершмидта, 1771-83 гг. Источник: Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Франц Ксавер Мессершмидт умер в 1783 году. В некрологах венские газеты вежливо опустили его позднюю увлеченность искаженным автопортретом, но при этом упомянули о его беспокойном психическом состоянии. В течение следующего столетия его история будет сводиться к полувымышленным рассказам Николаи о духах и галлюцинациях. Работы Мессершмидта вернутся на сцену столетие спустя, когда венская коллекционерка и покровительница Густава Климта Берта Цукеркандль купит две «Головы персонажей» Мессершмидта. Коллекция Цукеркандль помогла сформироваться нескольким поколениям австрийских художников, в том числе экспрессионисту Оскару Кокошке, который использовал «Головы персонажей» в своей практике. Психологический накал бюстов также оставил свой след в творчестве Эгона Шиле. Кроме того, в начале XX века возникли психоанализ и психиатрия, а работы Мессершмидта и легенды, связанные с ними, сразу же стали увлекательным примером для изучения.