В силе телевидения есть нечто судьбоносное. Телевидение дает возможность глубже изучить персонажа и раскрыть зрителям то, что лежит в его основе. В данном случае оно приоткрывает завесу над мышлением злодея и показывает его душу. Так вот почему, кажется, все любят Локи в наши дни? От норвежской мифологии до современной популярной культуры персонаж бога Локи прошел долгий путь. Читайте дальше, чтобы узнать, как Локи прошел путь от самых первых упоминаний о боге в исторических документах до комиксов, фильмов Marvel и, в конце концов, Marvel’s Локи Телесериалы.
Локи в норвежской мифологии
Локи из исландской рукописи 18 века «SÁM 66», via Wikimedia CommonsНаряду с недавним всплеском популярности в Голливуде, персонаж Локи получил больше внимания исследователей, чем любая другая норвежская фигура за последние 100 лет. В основном это связано с его вездесущностью и двусмысленностью в нескольких важных сохранившихся мифологических документах.
В большинстве историй Локи предстает как апокалиптический, хитрый, обманчивый, проворный, интриган, оборотень, вор и плут. Абсолютный изгой богов, он претендует на славу бога, но происходит от великана. Хотя Локи и является частью божественного общества, его поведение противоречит моральному порядку, по которому живут боги, что ставит под сомнение его преданность — особенно когда он сражается против богов, а не на их стороне против общих врагов. Таким образом, он не за и не против богов, не добрый и не злой. Ему просто нравится создавать хаос.
Однако, несмотря на все свои пороки, Локи в двойне олицетворяет психологические изменения на индивидуальном и социокультурном уровнях. Он — жизненно важный персонаж, заслуживающий рассмотрения в рамках эпических, мифологических повествований, которые его создали. Локи всегда является антагонистом или Другим. Ему нравится быть частью божественного общества, но в то же время он хочет его разрушить, потому что оно пытается его контролировать. Во всех его изображениях неизменно одно: Локи хочет разрушить всю систему — цивилизацию — и устроить конец света. Таким образом, он подчеркивает социологическое напряжение между центром (теми, кто у власти) и окраиной (теми, кто без власти). Он — бунтарь, который в конечном итоге хочет уничтожить то, что хочет его принять. Однако, когда или если он уничтожит ее, у него не будет плана, что он будет делать дальше.
Истоки Локи как главного действующего лица в драматических сюжетах норвежской мифологии начинаются в исландском произведении Снорри Стурлусона Эдда. Хотя на протяжении большей части прозы он считается амбивалентной фигурой, его характер меняется, чтобы показать его злую цель и косвенную причастность к смерти бога Бальдра, любимого «золотого» сына Одина. Его пол также неясен из-за его способности превращаться в других существ, включая женщин. По мнению некоторых исследователей, эта гендерная двусмысленность отражает проблемный вопрос, касающийся контекста, в котором боги заключают брачные союзы. Локи, в частности, бросает вызов «цивилизованным» христианским ценностям, которые волновали исландское общество XIII века.
Локи дополнительно фигурирует в Поэтической Эдде — сборник стихов без названия, в котором он упоминается как расчетливый хитрец, стремящийся устроить столпотворение и привести к разрушению Вселенной;. Стихи норвежских рун, в которых упоминается его способность к обману; поэзия скальдов; скандинавский фольклор.
С точки зрения археологии, Локи был идентифицирован как фигура на плоском камне из Снаптуна в Дании, высеченном около 1000 г. н. э., и как связанная фигура с рогами и бородой на кресте X века в церкви Святого Стефана, Киркби Стефан, в Камбрии, Англия, и на кресте Госфорта середины XI века, также в Камбрии.
Метафора перемен
Однако, несмотря на свою разрушительную и бесчувственную природу, Локи символизирует мощную метафору перемен и переходного периода. Вызывая хаос, бросая вызов системе, проверяя границы и вызывая внезапные перемены, трикстер выступает в качестве метафоры непредсказуемости перемен, с одной стороны, и важности управления ими — с другой. Он также намекает на опасность культурного регресса или стагнации по сравнению с прогрессом. По мере того как Эдды указывают, что все меняется, и Рагнарёк — конец системы — неизбежен. Однако пока Локи сдерживается, цивилизация в безопасности. Но все же необходимо следить как за изменениями, так и за зашедшей в тупик системой. Таким образом, Локи — это важное напоминание о том, что без перемен даже самая совершенная цивилизация падет.
Интересный факт: Согласно норвежской мифологии, Локи однажды превратился в кобылу в период течки, чтобы соблазнить жеребца Сварлифари, помогавшего строить стену вокруг Асгарда. Впоследствии он родил от их связи потомство — восьминогую лошадь по имени Слейпнир — и подарил его Одину.
Локи в популярной культуре
Локи эволюционировал с момента своего появления в начале XIII века. В XIX веке он изображался как темноволосый семитский пятый столпник в рядах скандинавских Эсиров и скандинавский герой, подобный Прометею, несущий дар культуры. Его персонаж также появился в оперном цикле под названием Кольцо нибелунга Рихарда Вагнера. Позже он появлялся в различных телесериалах, фильмах, видеоиграх и, что особенно примечательно, в американских комиксах Marvel в образе Локи Лауфейсона. В комиксах он основан на оригинальном норвежском боге Локи, асгардском боге злоключений. Он приемный сын короля Одина, приемный брат супергероя Тора и одновременно суперзлодей и антигерой. Эта серия комиксов положила начало «звездной болезни» Локи как центрального персонажа Кинематографической вселенной Marvel (MCU).
Интересный факт: В 2008 году в середине Атлантического океана между Гренландией и Норвегией были обнаружены пять черных курильщиков. Гидротермальные источники получили меткое название «Замок Локи», поскольку их форма напоминала мрачный дворец из фэнтези.
Почему люди любят Локи из MCU?
За одиннадцать лет Локи появился в шести фильмах общей продолжительностью менее двух часов, и тем не менее его персонаж настолько поразил зрителей, что даже превзошел Бога Грома Тора, которого сыграл Крис Хемсворт. Почему? Ну, после МстителиЛоки, как персонаж, обрел собственную жизнь в сознании зрителей, что привело к появлению большой и преданной фанатской базы. Поклонники Marvel считают Локи лучшим злодеем в истории развлекательной компании и даже шутят, что злой Локи популярнее всех героев вместе взятых.
Так что же такого в этом злодее, что нравится людям? Возможно, все дело в извечной поговорке «Все любят злодеев». Локи определенно зарекомендовал себя как чертовски хороший негодяй. В конце концов, он насылал на Асгард Великанов Мороза, пытался уничтожить земли Ётунхеймра, напал на Нью-Йорк и совершил массовое убийство, приложил руку к смерти своей матери Фригги — даже если в тот момент он этого не осознавал — инсценировал свою смерть, заменил своего отца Одина на посту короля, украл Тессеракт после победы над ним Мстителей и, совсем недавно, попытался манипулировать Управлением Изменения Времени (TVA) и снова повергнуть вселенную в хаос. Солидный послужной список.
Однако у этого предательского плута есть и другая сторона. Он обаятелен, умен, решителен, забавен, красив, умен, непонятен, могущественен, напуган, измучен, уязвим и, в конце концов, хочет быть хорошим. В мифологических документах и в контексте Marvel он, кажется, всегда исправляет причиненный им вред. Кроме того, он искренне любит свою приемную асгардскую семью — это лучше всего видно в Тор: Темный мир когда Локи разрушает свои иллюзии и позволяет Тору увидеть, как он убит горем из-за смерти Фригги. Нельзя забывать и о классических антигеройских моментах, когда он сражался с гигантами Фроста, сбежал из Асгарда вместе с Тором, чтобы убить Малекита, спас девушку Тора Джейн, помог брату сразиться с их злой сестрой Хелой и принес себя в жертву Таносу.
И снова, совсем недавно, он сказал варианту себя, Сильви, что она удивительная, и держал ее за руку, находясь в ловушке надвигающегося апокалипсиса, умолял Сильви не убивать Того, Кто Остался, и пытался предупредить TVA о надвигающейся Мультиверсальной войне. Так что, по сути, несмотря на весь этот злобный хаос, зрители все равно хотят от Локи большего — и прощают его, потому что он всегда пытается компенсировать свои безрассудные поступки.
Интересный факт: Хотя во вселенной Marvel Один изображается как отец Локи, в исторических источниках он также представляется как сводный или родной брат Одина.
Актер, который сыграет Локи в MCU: Том Хиддлстон
Когда люди думают о Томе Хиддлстоне, многие ассоциируют сорокадвухлетнего английского актера с такими фильмами, как Багровый пик, Полночь в Париже, и Боевой конь. Однако многие помнят его превосходное исполнение роли Локи в кинофраншизе Marvel, которую он играет уже более одиннадцати лет. Преданность Хиддлстона своему персонажу, несомненно, привела к популярности Локи среди мировой аудитории. Рассказывая о своей роли в Мстителях, Хиддлстон сказал, что вложил в это «всю свою душу» и что это было одно из лучших событий в его актерской карьере. Привлекательность Хиддлстона в роли Локи настолько велика, что у него появилось собственное шоу, метко названное Локи, также снятый компанией Marvel. Во время панельной дискуссии 2022 года, организованной Королевским телевизионным обществом, Хиддлстон рассказал о своем персонаже Marvel и о том, каким он был:
«Временный факелоносец… Это великая роль. Это архетип, бог-трикстер, агент хаоса. Я просто здесь интерпретирую это на данный момент… Я просто вхожу в этот силуэт на данный момент».
Стивен Бруссард, исполнительный продюсер Локи серии, даже заявил, что:
«Том — любимец фанатов. Людям всегда нравилось то, что он привносил в образ Локи. Это персонаж, который всегда находил способ вернуться очень органично и в новых, интересных и захватывающих образах».
Интересный факт: Для поддержания боевого духа на съемочной площадке ЛокиТом Хиддлстон организовал различные тележки с едой, чтобы накормить всех желающих. Видите, какой джентльмен!
Локи Телесериал
Marvel’s Локи В центре событий — путешествие во времени. Локи попадает в руки таинственного Управления по изменению времени (TVA) после кражи Тессеракта в Мстители: Эндшпиль (2019). TVA — бюрократическая организация, существующая вне времени и пространства. Она следит за Священной временной линией (течением времени) во вселенной и обрезает все нити, которые от нее отклоняются. TVA нанимает Локи, чтобы тот помог им поймать опасную разновидность себя.
В сюжет вплетены понятия из философии и психоаналитической теории, например, проблема повторяющегося внушения. Задаются вопросы о том, может ли человек по-настоящему измениться, существует ли свобода воли и что делает Локи Локи.
Сериал превращает бога злоключений из забавного, жаждущего власти трикстера-злодея в антигероя-протагониста, эмоционального, ранимого и очень романтичного — его пение на асгардском языке для варианта самого себя, Сильви, в 3-м эпизоде одинаково трогательно и трогательно. Идея заключается в том, чтобы взять Локи из норвежской мифологии, поженить его с Локи из Marvel, а затем снять с него слой за слоем, чтобы раскрыть внутреннюю сущность Локи.
В сериале показан извращенный путь Локи к искуплению, когда он осознает важность самопринятия и любви к себе, заводит первую настоящую дружбу со своим надзирателем Мёбиусом из TVA и начинает заботиться и любить другого человека. Более того, выясняется, что он бисексуал — даже пансексуал, в других телеверсиях.
Интересный факт: По словам Кейт Херрон, режиссера «Локи», вдохновением для создания шоу послужили Бегущий по лезвию, Терри Гиллиам Бразилия, Фантастическая четверка, Парк Юрского периода, Безумцы, Ше-Халк, и Телепузики.
Сильви: Женщина Локи
В 1-м сезоне сериала Локи встречает несколько вариантов себя — от старых и молодых двойников до аллигатора. Однако одна версия выделяется среди других: Сильви, женская версия Локи. Сильви вдохновлена Сильви Луштон (она же Чародейка) и Леди Локи из комиксов Marvel. Она играет ключевую роль в развитии характера Локи. Сильви бросает вызов его эгоистичным взглядам, и Локи вынужден встретиться лицом к лицу со своими демонами и найти в себе добро. Отношения, которые он завязывает с Сильви, приводят к тому, что они начинают заботиться друг о друге. По сути, они влюбляются в себя, что можно расценить как нарциссизм. Однако это можно рассматривать и как практику искусства любви к себе — то, к чему могут относиться современные люди.
Интересный факт: Когда София Ди Мартино проходила пробы на роль Сильви, она не имела ни малейшего представления о роли и была сильно беременна. Очевидно, это было самое легкое прослушивание в ее жизни.
Будущее Локи за пределами норвежской мифологии и Marvel
Итак, вот она, эволюция Локи от академически изучаемой мифологической фигуры до современной звезды Marvel, и то, как зрители и люди со временем не только интересуются этим часто неуловимым и озорным богом-трикстером, но и психологически относятся к персонажу через уроки, которые он может преподать об изменениях и переходах, его уязвимости, подобной смертной, его потребности чувствовать себя принятым другими, его борьбе с собой за то, кто он есть и кем он хочет быть, и его способности любить себя и других. Как сказал Том Хиддлстон о популярном персонаже, «Локи был здесь веками и будет еще веками», и если эти последние 800 лет — не пустые слова, то и его преданные поклонники будут такими же.