Кахлил Гибран (1883-1931) — один из самых читаемых и переводимых писателей XX века. Его работа в области изобразительного искусства была неотъемлемой частью его жизни и литературной карьеры, и этот факт слишком часто упускается из виду. Описываемые как мистические и неземные, произведения искусства Гибрана придают форму универсальным идеям и фундаментальным истинам, глубоко заложенным в его притчах и стихах. Другими словами, его произведения служат основой для его рисунков, а рисунки иллюстрируют его тексты.
Кахлил Гибран придает визуальную форму своим универсальным идеям
Гибран Кахлил, ок. 1925 г. Источник: Биография
В прошлом году исполнилось 100 лет со дня выхода книги Кахлила Гибрана «Пророк», поэтому сейчас самое время пересмотреть весь спектр его интеллектуальных и художественных поисков. Сегодня Гибран считается одним из самых влиятельных писателей и поэтов XX века. Однако параллельно с литературным творчеством Гибран также был плодовитым художником. Во многих биографиях этот факт замалчивается. Художественные произведения Гибрана сопровождают его литературную деятельность и поэзию. Они придают визуальную форму универсальным идеям и фундаментальным истинам, содержащимся в его поэзии и других произведениях. В его словах и рисунках переплетаются единые нити человечности, духовности и божественности. Знакомство с его визуальными произведениями вдохнет новую жизнь в его тексты и позволит читателям по-новому ощутить философию и мировоззрение Гибрана.
Ранние вдохновения и тоска по дому
Автопортрет Кахлила Гибрана, ок. 1911 г. Источник: Википедия
Кахлил Гибран родился в 1883 году в городе Бчарре на территории современного Ливана. Гибран был любознательным и склонным к фантазиям ребенком. Одно из первых влияний на него оказал Леонардо да Винчи, с работами которого он познакомился через книги. В 1895 году Гибран вместе с семьей иммигрировал в Бостон. Гибран стал частью процветающей культурной жизни Бостона, в первую очередь благодаря влиянию Фреда Холланда Дэя (1864-1933), фотографа и преподавателя. Он обучал Гибрана академическому рисунку, уделяя особое внимание анатомической правильности и портретной живописи.
В 1908-1910 годах Гибран ездил в Париж, чтобы учиться в Академии Жюлиана. Он тесно общался с соотечественником и скульптором Юссефом Хауаеком (1883-1962), который впоследствии стал ключевой фигурой ливанского модернизма. Они вдвоем просматривали работы мастеров эпохи Возрождения, изучая классические гуманистические формы и изображения тела. Среди других влияний — Уильям Блейк (1757-1827), которого Гибран позже назвал богочеловеком, и французские символисты Одилон Редон (1840-1916), Пьер Пювис де Шаванн (1824-1898) и Эжен Каррьер (1849-1906). Эти ранние влияния оставались заметными нитями на протяжении всей жизни Гибрана. Сочетание классических форм с мистицизмом и символизмом — вот истоки его уникального и завораживающего визуального стиля.
География, как реальная, так и воображаемая, играет важную роль в творческих поисках Гибрана, как литературных, так и изобразительных. Гибран никогда не терял привязанности к своей родине. Несмотря на то что в юном возрасте он уехал из Бчарре в Бостон, он никогда не терял связи с ощущениями, которые ассоциировались у него со Средиземноморьем. Историки часто пишут о его положении между Востоком и Западом, между ностальгией и благоговением перед родиной и его отношениями с последующими домами в Бостоне, Париже и Нью-Йорке.
Аутентичность в эпоху перемен
Жизнь из «Сада пророка» Кахлила Гибрана, ок. 1931 г. Источник: Connect Savannah
Одна из причин, по которой художественные произведения Гибрана, возможно, не получили такого же внимания, как его письменные работы, заключается в их приверженности классическим формам в период художественного подъема. Он продолжал воспроизводить гуманистические формы, хотя и с необычным мистическим качеством, в то время как художники вокруг него экспериментировали с новыми визуальными языками. Его изображения человеческого тела и портреты соответствовали его видению мира, но при этом считались эстетически китчевыми. Он был символистом в эпоху кубизма и сюрреализма; его работы больше подходят для книги об искусстве XIX века, чем для книги об искусстве XX века. Он не был противником новых стилей, но не чувствовал, что они могут передать его эмоциональное отношение к миру так, как это могли сделать символизм и классицизм. Таким образом, он был не столько авангардистом, сколько вечно аутентичным человеком.
Репрезентация высших идеалов и тела
Большое Я» Кахлила Гибрана, 1916 г. Источник: Официальный сайт Кахлила Гибрана
На протяжении всей жизни Гибрана привлекало изображение человеческого тела. Тело часто служило средством выражения аллегорических или символических понятий. Вместо того чтобы участвовать в повествовательных композициях, его фигуры отражают философские идеи о природе и отношениях между человеком и Богом. Алиса Рафаэль собрала эти фигуративно-аллегорические работы в первую книгу, посвященную творчеству Гибрана, под названием «Двадцать рисунков», которая была опубликована в 1919 году. В это время Гибран работал в основном легкими красками — акварелью, углем и графитом. Этот сборник дает представление о духовном видении Гибрана, которое он передавал через свет и рассеянные цвета, обволакивающие гибкие, криволинейные тела. Именно здесь мы лучше всего понимаем, как красота была, по словам ученого Франческо Медичи, «арбитром и сутью искусства Гибрана, искусства, которое становится мистико-эстетическим опытом, путем к изначальным и абсолютным, невыразимым и эсхатологическим истинам человека».
Картина «Большое Я» 1916 года является примером композиций, воспроизведенных в этом томе. Фигуры, представляющие аллегорические и символические понятия, изображены в непространстве, их черты скрыты. Они не имеют пола и существуют вне времени, в лиминальном пространстве, где может процветать только концептуальное. Об этих работах Рафаэль сказал: «Кахлил Гибран — один из тех художников, которые вовлечены в борьбу между старым и новым, или, как в другие времена называли этот конфликт, колебание между классическими и романтическими тенденциями в искусстве. Гибран также вовлечен в борьбу, которая является насущной проблемой сегодняшнего мира, — воссоздание эпохи, которая приведет в соответствие нетленное наследие античного мира, классические традиции, с постоянно развивающимися, колеблющимися тенденциями в искусстве, составляющими суть истинного романтизма».
Мифологические картины и прекрасные портреты
Осень» Кахлила Гибрана, 1909 год. Источник: Неизведанный Ливан
На рубеже веков Гибран оказался в Париже. Он начал экспериментировать с масляными красками, чтобы создать некоторые из своих самых чувственных и успешных работ. Картина «Осень», написанная в 1909 году, была представлена на Салоне принтемпов в Национальном обществе изящных искусств в Париже. Признание этой работы ознаменовало отход от мягкой, неземной природы предыдущих работ. В этой работе Гибран изобразил обнаженный бюст женщины с волосами цвета осенних листьев. Она откинулась назад, как бы отдыхая, ее левая рука сложена над головой. В это время Гибран стал глубже понимать цвет и его духовную природу. Другая картина маслом 1911 года, озаглавленная «Рукава розы», выполнена в столь же богатой палитре и изображает мифологическую поэтессу Сапфо, женщину, противопоставленную Орфею, которая обладала божественными музыкальными способностями.
Гибран также изображал друзей, коллег и членов семьи, которые сидели у него в гостях. Он умел переводить душу и личность своих подопечных на визуальный язык. Одним из самых продолжительных его проектов была коллекция портретов влиятельных деятелей культуры, включая Клода Дебюсси (1862-1918), Огюста Родена (1840-1917), Эдмона Ростана (1868-1918), Томаса Эдисона (1847-1931), философа Карла Густава Юнга (1875-1961) и актрису Сару Бернар (1844-1923). Он также изобразил близких друзей, таких как Амин Рихани (1876-1940), автор «Книги Халида». Отчасти исторический документ, отчасти визуальный дневник, эти портреты свидетельствуют о внимании Гибрана к человеческой психике и божественному внутри людей.
В поисках Божественного женского начала и Вселенской Матери
Четыре лица» Кахлила Гибрана, 1925 год. Источник: Alarabiya
Близкие отношения Гибрана были немногочисленны, но глубоки, некоторые из них длились всю его жизнь. Мэри Хаскелл (1869-1953) была, пожалуй, самым значительным человеком в жизни Гибрана. Представленная на второй выставке Гибрана в Бостоне Холландом Дэем, Хаскелл и Гибран стали быстрыми друзьями и любовниками на короткое время. За время своей работы Гибран нарисовал и написал множество портретов Хаскелл, каждый из которых отражал его глубокое эмоциональное понимание ее личности и души. Он был предан ей, и она оставалась доверенным лицом, партнером и финансовым помощником Гибрана на протяжении всей его карьеры.
Изображения Хаскелл безмятежны и составлены с любовью, ее лицо расслаблено с мягкой улыбкой. Она была светом, уравновешивающим внутреннюю тьму Гибрана. Другие женщины из жизни Гибрана войдут в его творчество: Шарлотта Теллер (1876-1953) и Эмилия Мишель, которую Гибран называл Мишелин. В то время как Мишель появляется в суровых композициях, Теллер была объектом более сложных портретов — ее фирменные волосы и длинная шея легко узнаваемы.
Семья художника» Кахлила Гибрана, н.д. Источник: Ливанская открытка
Идея семьи была значима для Гибрана, хотя в его жизни случались тяжелые утраты. Гибран был близок со своей сестрой Марианной, которая выжила после болезни, унесшей жизни двух других его братьев и матери в первые годы их жизни в Бостоне. Изображения Марианны у Гибрана нежные и интимные, что свидетельствует об их тесной связи. Другой женщиной, которая доминировала в психике Гибрана, была его мать. Несмотря на свою безвременную смерть, Камилех Гибран была влиятельной фигурой для молодого Кахлила. Он изобразил ее несколько раз посмертно. Ученые связывают привязанность Гибрана к матери с более глубоким почитанием Вселенской Матери или Матери-Земли, параллельно с его верой в реинкарнацию. По словам Джозефа А. Фенианоса, президента Национального комитета Гибрана, Гибран мечтал «жить в мире, в единой семье, где мать — это сам мир и защитница жизни».
Нестареющее собрание сочинений Кахлила Гибрана
Кахлил Гибран «Умирающий человек и стервятник», 1920 г. Источник: Музей искусств Телфэйр, Саванна
Литературные и художественные занятия Гибрана не были изолированными друг от друга. Эти две дисциплины пересекались, часто с необыкновенными результатами. Он иллюстрировал многие из своих произведений, в том числе первое издание «Пророка», вышедшее в 1923 году. Две из двенадцати иллюстраций, воспроизведенных для сопровождения оригинального текста, были выполнены в черно-белом цвете, в то время как остальные были сделаны с помощью мягкой акварели ярких цветов. На многих рисунках в пейзажах, окружающих фигуры, присутствуют похожие горные элементы. Александр Наджар, автор обширной архивной и биографической книги о Гибране, объясняет это привязанностью Гибрана к Бчарре на протяжении всей его жизни и теми связями, которые он часто устанавливал между духовными концепциями и мистицизмом, который он приписывал своей родине. Его способность представлять универсальные концепции, выходящие за временные или физические рамки, позволяла ему постоянно возвращаться в Ливан в своем воображении и отображать его в своих произведениях искусства. Это также делает его работы неподвластными времени.