Человек или животное? Естественное или искусственное? Отталкивающее или милое и приятное? Вот некоторые из контрастных мыслей, возникающих при просмотре работ Патриции Пиччинини. Пиччинини создает скульптуры, рисунки, видео и инсталляции, которые обращаются к нашим первобытным чувствам и дестабилизируют наше восприятие реальности. Австралийская художница — рассказчик, она стремится поставить под сомнение наше понимание человеческого бытия и исследовать его трансформацию и эволюцию с помощью научных и технологических инноваций.
Многообещающая карьера Патриции Пиччинини
Патриция Пиччинини на выставке HOPE в Tai Kwun Contemporary. Источник: Tai Kwun Contemporary
Творчество Патриции Пиччинини размышляет о том, готовы ли мы принять то, что создаем в результате прогресса, задавая вопросы об этике и оставаясь при этом неоднозначным и открытым для различных интерпретаций. Практика Пиччинини вращается вокруг тела (человеческого, животного, искусственного и гибридного) и отношений между человечеством, природой и искусственным.
В 2003 году ее выставка «Мы — семья» для Австралийского павильона на 50-й Венецианской биеннале стала поворотным моментом в ее карьере, выведя ее на мировую арену.
Газета Art Newspaper назвала ее масштабную выставку ComCiência в CCBB (Centro Cultural do Banco do Brasil) самой популярной художественной выставкой 2016 года. Выставка была организована в Сан-Паулу, Бразилиа, Рио-де-Жанейро и Белу-Оризонти в Бразилии. В 2018 году в галерее QAGOMA в Брисбене прошла ее крупнейшая на сегодняшний день ретроспектива под названием Curious Affection, на которой были представлены наиболее значимые работы за последние 20 лет, а также иммерсивные мультисенсорные инсталляции, включая Pneutopia, масштабную надувную скульптуру, специально созданную для галереи.
Патриция Пиччинини «Долгожданный», 2008. Источник: Галерея Roslyn Oxley9, Сидней
В течение 2023 года Патриция провела три крупные персональные выставки, включая Metamorphosis в Kunsthal Rotterdam, We Are Connected в сингапурском Art Science Museum и HOPE в Tai Kwun в Гонконге. Художник также организовывал персональные выставки в нетрадиционных пространствах, например, «Вызывая тени» на выставке Detached (Хобарт) в 2015 году, где скульптуры Пиччинини появились рядом с работами Питера Хеннесси как странные силы, отвоевывающие темное, мрачное пространство в подвале The Old Mercury Building (TOMB). Обращаясь к привычному и домашнему, Любопытные воображения для Ванкуверской биеннале 2018 года превратили некоторые комнаты городского отеля Patricia в вызывающие сцены повседневности для ее работ. В рамках проекта A Miracle Constantly Repeated (2021) бальный зал станции Флиндерс-стрит в Мельбурне впервые за несколько десятилетий открылся для публики.
Любовь со второго взгляда
The Couple by Patricia Piccinini, 2018. Источник: Южное Хо.
Марселло Дантас, куратор выставки ComCiência, использовал выражение «любовь со второго взгляда», описывая чувства, с которыми можно столкнуться, впервые увидев работы Пиччинини. Поначалу эти причудливые работы могут вызвать чувство отвращения или ужаса, но вскоре неизбежно возникнет чувство сопереживания, сострадания и даже нежности. Можно даже почувствовать грусть по некоторым из ее созданий, ведь они словно взывают к нашей заботе и любви.
Работы Пиччинини — плод пылкого воображения, питаемого наукой, философией и, в конечном счете, человеческими эмоциями. В них обыгрываются парадоксы человеческого существования и его сосуществования с миром природы, а также искусственным и цифровым миром, созданным человеком.
Патриция Пиччинини «Подкидыш», 2008. Источник: Flickr
Роман Мэри Шелли «Франкенштейн» часто называют одним из самых важных источников вдохновения для Пиччинини, чья работа «Пара» (2018) — это современное переосмысление шедевра викторианской писательницы. Здесь монстр получает желанную спутницу, и они остаются жить своей жизнью. Он лежит в нежных объятиях своей возлюбленной, защищенный. Чудовищности, которую можно было бы от него ожидать, здесь нет; это просто существо, нуждающееся в ласке и заботе. Как и «Подкидыш» (2008), гибридный младенец, который своими большими темными глазами умоляет взять его на руки и покормить. Несмотря на то что у нее обезьяньи черты лица и большие висячие кроличьи уши под маленькой шапочкой, она не может не покорить сердце каждого — может быть, не с первого, но со второго взгляда точно.
Между реализмом, сюрреализмом и мифологией
Химера, 5 век. Источник: Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Гиперреалистические работы Пиччинини напоминают реальных существ, с узнаваемыми чертами лица и телами из плоти, кожи и волос. Она использует самые разные материалы — от искусственных, таких как силикон, стекловолокно, нейлон и пластик, до натуральных, таких как человеческие волосы, которые являются одним из ее любимых материалов. Она комбинирует их в новые формы с поверхностями, текстурами и узорами, имитирующими кожу, волосы на теле, морщины и мясистые выступы, а также блестящие металлические поверхности и сочащиеся вещества. Часто в качестве объектов ее работ мы видим окружающих людей, например, ее детей или мужа, но это всего лишь модели.
Ее работы формируются после сложного процесса исследований и глубокого изучения многих источников вдохновения, таких как сюрреализм и мифология. Художница называет свои работы химерами, от греческого мифологического зверя, который был частью льва, козла и змеи. Ее химеры — это произведения фантастики, в которых сочетаются части различных животных, а также человеческие черты и неопознанные органические формы. Эти существа обладают дикой фантазией, ослепительны и сюрреалистичны. Сюрреализм — один из главных источников вдохновения для Пиччинини, поскольку она идентифицирует себя с его пограничным мышлением и пренебрежением к существующим способам репрезентации.
Патриция Пиччинини «Желанный гость», 2011. Источник: Галерея Толарно, Мельбурн
Сюрреализм был связан с современной культурой и технологиями, художники использовали новые развивающиеся технологии, такие как фотография и кино. На них также повлияли ученые-новаторы и мыслители того времени, такие как Фрейд и его теории о человеческой психике. Среди своих главных вдохновителей она называет французскую сюрреалистку Дору Маар (1907-97) и ее экспериментальные фотографии мифических фигур животных, а также британо-мексиканскую сюрреалистку Леонору Каррингтон (1917-2011), которая создавала сновидческие видения воображаемых существ и вдохновила последний выпуск Венецианской биеннале в 2022 году.
Фильм «Желанный гость» (2011) создает сюрреалистическую сказочную атмосферу, в которой потустороннее существо предстает в милой встрече с человеческим ребенком. Последний выглядит воодушевленным, приветствуя нежданного гостя счастливой улыбкой, полной удивления, с той открытостью и невинностью, на которую способен только ребенок. Существо — гибрид, которое на первый взгляд выглядит опасным и чуждым, готовым наброситься на свою жертву с огромными когтями. Но вместо этого в сцене происходит повествование о невинности, привязанности, заботе и принятии.
Биотехнологии, трансгеника и постгуманизм
Молодая семья» Патриции Пиччинини, 2002. Источник: Художественная галерея Бендиго
Творчество Пиччинини опирается на понятия науки и философии, размышляя о современных культурных и социальных теориях, а также о сегодняшних технологических и научных открытиях. Здесь есть размышления о трансгенных экспериментах, которые стали возможны благодаря новым биотехнологическим достижениям, а также выражение постчеловеческих теорий. Антропоцен — это фон, на котором разворачиваются события и оживают ее существа, — эпоха, в которой доминирует человечество и его эксплуататорское разрушение планеты. Есть влияние постчеловеческих теорий Донны Харауэй, утверждающей, что мы никогда не были людьми и что все мы — химеры, теоретизированные и сфабрикованные гибриды машины и организма, а также философа Рози Брайдотти, для которой тело — это социальная конструкция. Постгуманизм размышляет о человечестве и отвечает на антропоцентризм мысли XXI века, чтобы исключить человека из повествования и включить в него другие естественные и искусственные переменные.
Это связано с изменениями человеческого тела и его состояния, которые стали возможны сейчас или в обозримом будущем благодаря научным и технологическим открытиям, например, в области биотехнологий и трансгенных технологий, таких как CRISPR или редактирование генов. Такие исследования и разработки вызывают споры и могут показаться угрожающими, но они также открывают новые возможности для лечения болезней и улучшения жизни. Но поскольку исследования направлены на поиск путей спасения людей, они также ставят под угрозу жизнь других видов. В то же время в итоге могут появиться химеры или гибридные существа, с которыми нам придется научиться жить. Но научимся ли? Все эти вопросы Пиччинини затрагивает в своих работах.
No Fear Of Depths Патриции Пиччинини, 2019 г. Источник: Южное Хо
Фильм «Молодая семья» (2002), дебютировавший на 50-й Венецианской биеннале в 2003 году, — это шокирующее напоминание, побуждающее задуматься об этических последствиях человеческой деятельности. Мать-гибрид человека и свиньи лежит на боку со своими детьми на столе, похожем на лабораторный. Она выглядит изможденной, в ее глазах отражается любовь к потомству и печаль о его неизвестной судьбе. Этой работой Пиччинини призывает нас задуматься о том, как мы относимся к другим животным и как понимаем природу.
The Carrier (2012) — еще один пример того, что мы можем создать, чтобы служить нам и облегчать нашу жизнь. Химерическое существо, состоящее из человека и медведя, несет на своей спине пожилую женщину. Работа представляет собой парадокс между огромной силой гибрида и физической неполноценностью человека. Помогает ли существо женщине, потому что хочет этого, или потому что вынуждено? Существует ли иерархия? Несмотря на эти вопросы, в работе прослеживается несомненная связь между ними, поскольку их нежные выразительные лица и взгляды обращены в одну сторону.
Пиччинини также обращает внимание на уязвимость исчезающих видов в работе «Без страха перед глубинами» (2019), где изображена дочь художника Рокси в детстве, которую в материнских объятиях держит горбатый дельфин. Представители этого вида ведут сложную семейную жизнь, и художник указывает на их сходство с нами.
Патриция Пиччинини и любопытный вид привязанности
Утешительница Патриции Пиччинини, 2010. Источник: Flickr
Работы Патриции Пиччинини посвящены отношениям и сопереживанию. Художница создает напряжение между гротескно чуждым и милым. Мы можем захотеть отвернуться, но не можем не смотреть на ее персонажей. По мере того как мы приближаемся к ним, мы теряемся в эмоциональном вихре сопереживания и нежности. Здесь есть материнская любовь и забота, любовная привязанность, а также невинная и чистая эмоциональная связь. В каждом живом существе есть красота, и художник направляет нас в нужное русло, заставляя задуматься о жизни — своей и других людей.
Фильм «Утешитель» (2010) — прекрасное напоминание о том, как прекрасны жизнь и связь. Молодая девушка, которая сама является гибридным существом, держит то, что выглядит как органическая материя. Она держит его как ребенка, как старшая сестра держит своего младшего брата, чтобы защитить его. Она утешает ее и дает понять, что она не одна. Картина «Долгожданный» (2008) — это портрет близости и любви, любви между бабушкой и мальчиком. Художник видит в этом изображении любви сильное определение любви, в котором вы позволяете кому-то любить вас. Здесь бабушка позволяет мальчику ухаживать за ней. Гротеск в этой сцене присутствует, но он преодолевается настоящей красотой, определяемой выражением настоящей любви. На другом уровне работа явно говорит о нашем отношении к нечеловеческим существам.
Поле» Патриции Пиччинини, 2018. Источник: Патриция Пиччинини
The Field (2018) представляет собой поле органоподобных цветов, растущих сверху и снизу, напоминая будущую ферму по производству органов. На картине The Bond (2016) изображена человеческая мать, держащая на руках детеныша химеры человека и животного, на спине которого также видны следы от обуви — знак смешения естественного и синтетического. Женщина полностью поглощена материнским актом нежности и заботы, а младенец выглядит защищенным и довольным в ее объятиях. Работа перекликается с нашей родительской природой. Она олицетворяет смысл принятия того, что мы создаем: подобно матери, мы должны стать способными лелеять и заботиться о тех, кто стал другим благодаря нам.
Патриция Пиччинини «Мы путешествуем вместе». Источник: Южное Хо
Видеоработа «Мы путешествуем вместе» (2021), изображающая особые отношения, — это фильм о надежде. Молодая женщина встречает искусственное существо с неизвестной историей и происхождением, и они образуют связь, которая дает новую жизнь окружающей среде. В конце концов происходит нечто более необычное: она отказывается от того, что полюбила, понимая, что для его же блага она должна отпустить существо в дикую природу и жить своей жизнью. Мы остаемся с чувством сопереживания, нежности и надежды на лучшее будущее.