Кто в 1941 году боялся Большого плохого волка? И почему Дональду Даку снились кошмары о нацистах? Хотя компания Walt Disney Company сегодня наиболее известна благодаря своим анимационным фильмам, от Белоснежка и семь гномов на Encanto, ее революционные первые шаги в развитии анимации как средства массовой информации начались в мире комедийных мультфильмов. Эти короткометражные мультфильмы, задуманные как легкомысленные и веселые, обрели всю свою значимость в продвижении американской культуры и ценностей во время Второй мировой войны. Сам Уолт Дисней и его команда работали в тандеме с армией Соединенных Штатов, чтобы помочь в военных действиях и бороться с державами оси с помощью анимации.
Человек с мечтой… и мышью
Куклы Уолта и Микки из фотоархива Диснея, около 1932 года, через Disney Fine ArtУолтер Элиас Дисней родился 5 декабря 1901 года в семье Элиаса и Флоры Колл Дисней. В детстве Уолт Дисней перевез свою семью из Чикаго на идиллическую ферму в Марселине, штат Миссури, а затем в Канзас-Сити. В последнем юный Дисней обнаружил свою любовь к водевилю и кино, которая шла рука об руку с его интересом к искусству.
В 1917 году Уолт Дисней поступил в Чикагскую академию изящных искусств, после чего был призван в армию во время Первой мировой войны. После перемирия Дисней вернулся домой и пытался работать в студии коммерческого искусства и в компании по рекламе фильмов, пока в 1923 году не переехал в Голливуд вместе со своим братом Роем.
Пока Уолт Дисней вместе со своим братом Роем пытался запустить свою рекламную студию Laugh-o-Gram, успех давался ему с трудом. Дисней потерял права на Освальда — счастливого кролика, своего самого успешного персонажа на сегодняшний день, — в пользу Universal, и ему пришлось искать замену. Родился мышонок по имени Мортимер, и с некоторой поддержкой своей жены Лилиан Уолт Дисней переименовал его в Микки. С выходом в 1928 году фильма Steamboat Willie, первый мультфильм, синхронизированный со звуком, и таким образом начались первые успешные годы для Уолта Диснея.
Технологические достижения 1930-х годов, такие как появление Technicolor, позволили студии выпустить свой первый полнометражный фильм, Белоснежка и семь гномов, в 1937 году. Хотя Белоснежка получил почетную премию «Оскар», предстоящие фильмы Уолта Диснея Фантазия, Пиноккио, и Дамбо не имел финансового успеха. Поэтому во время Второй мировой войны Уолт Дисней вновь обратился к анимационным короткометражкам в форме военной пропаганды.
Почему Уолт Дисней создавал пропагандистские мультфильмы?
До вступления Соединенных Штатов в войну Уолт Дисней уже создавал военную пропаганду в то время, когда его компания испытывала финансовые трудности. Пять фильмов (See Further Reading, Van Riper, 2011, p. 15) были сняты по заказу Национального совета по кино Канады. В условиях нехватки бюджета эти короткометражные фильмы были сделаны как можно дешевле за счет повторного использования кадров из оригинальных мультфильмов. Тем не менее, они стали благом для канадского агентства, которое надеялось побудить население покупать облигации и воздерживаться от традиционных экономических трат.
8 декабря 1941 года, на следующий день после нападения на Перл-Харбор, все изменилось в плане участия Уолта Диснея в войне. Телефонный разговор с лейтенантом Коттлом из Бюро снабжения и учета ВМС США обеспечил переговоры о поставке двадцати анимационных короткометражных фильмов (See Further Reading, Gregory, 2019, p. 54) для военных нужд.
Армия США также реквизировала для военных нужд половину территории Walt Disney Studios в Бербанке, штат Калифорния. Для войск было выделено физическое пространство, а аниматоры и художники, нанятые самим Уолтом Диснеем, неустанно трудились над тем, чтобы задействовать в военных действиях таких культовых персонажей, как Дональд Дак. Армия США также запрашивала учебные и пропагандистские фильмы; для войск было создано более тысячи военных знаков отличия с изображением диснеевских персонажей.
Студия Walt Disney следовала настроениям, наводнившим Голливуд в то время. Патриотические фильмы пропагандировали военные действия. Рабочие заводов, процесс призыва в армию и солдаты на передовой были показаны на экране с помощью комедийных мультфильмов, чтобы поднять боевой дух не только американских войск, но и тех, кто остался дома.
Три поросенка & Большой плохой нацистский волк
В короткометражном фильме 1933 года Три поросенка, Три брата-поросенка поселяются по соседству друг с другом. Три поросенка стал национальным хитом. Его песня «Кто боится большого плохого волка?» стала гимном Великой депрессии, а в 1934 году он получил премию «Оскар» за лучший анимационный короткометражный фильм.
Переименовано в Экономная свинья В 1941 году этот фильм был ремастирован для Национального совета по кино Канады. На этот раз Большой Плохой Волк был одет в нацистские регалии, а третий поросенок построил свой дом из военных облигаций. Здесь в полной мере проявилась эстетика пропагандистских фильмов Уолта Диснея, в которых комедия сочеталась с тяжестью Второй мировой войны.
По мнению Кристы Ли Ричмонд, одна из тактик пропаганды — мобилизовать ненависть к врагу (See Further Reading, Richmond, 2003, p. 6). Ассоциируя свастику с Большим Плохим Волком, Дисней олицетворяет надвигающуюся нацистскую угрозу в The Three Little Pigs, , создавая у публики легкую ассоциацию (See Further Reading, Richmond, 2003, p. 29). Это существо — опасный волк, и слово «плохой» содержится в его имени.
Еще один аспект обращения фильма к пропаганде касается канадской экономики во время военных действий (см. Further Reading, Van Riper, 2011, p. 17). Облигации были необходимы, чтобы изменить взгляды населения на расходы. Неприхотливая свинья, строящая свой дом из военных облигаций, показывает, что экономика должна быть построена на прочном фундаменте, чтобы обеспечить победу над нацистами. Это был способ поднять боевой дух: показать, что готовность канадского населения стоит того и что Большой плохой волк в конце концов будет побежден.
Как Дональд Дак стал плакатом Второй мировой войны
Среди самых любимых персонажей Уолта Диснея нас сегодня интересует Дональд Дак. Дебютировав в фильме Мудрая курочка, он был раздражительным и не отличался дисциплинированностью. Из-за этих недостатков Дональд Дак был даже более любим, чем Микки Маус (See Further Reading, Shale, 1976, p. XI), и был готов стать лицом военной пропаганды.
Более трехмерный, чем Микки Маус, который смягчился от своей проказливой персоны в Пароходик Вилли, Дональд Дак был непокорным. Вспыльчивый, эгоистичный и склонный к насилию, он должен был учиться дисциплине у военных. Но даже несмотря на все свои недостатки, Дональд Дак был стойким и добросердечным. Именно его боевой дух (см. Further Reading, Shale, 1976, p. XI) и сделал его плакатом для американских солдат.
Во время войны Дональд Дак появился на более чем двухстах шестнадцати эмблемах для солдатских нашивок и был любимцем фанатов на протяжении всех этих неопределенных лет. Среди прочих памятных вещей этому мультяшному персонажу были посвящены носовые борта самолетов и значки. Военные действия Дональда Дака также были представлены на серебряном экране в нескольких следующих классических анимационных короткометражках: Лицо фюрера, Дональд получает драфт, и Коммандос Дак.
Когда Дональд Дак смеялся в Der Fuehrer’s Лицо
Выпущен в 1943 году, Лицо фюрера В главной роли Дональд Дак, страдающий от ночного кошмара. Он становится гражданином абсурдистской «страны Нутзи», контролируемой державами Оси, и каждое утро перед завтраком отдает честь Гитлеру, Муссолини и Хирохито. В короткометражке Дональд Дак, удерживаемый на острие штыка и сведенный с ума неустанной работой на нацистской фабрике боеприпасов, просыпается в постели в своей пижаме в красную, белую и синюю полоску. Вздохнув с облегчением, Дональд Дак целует и обнимает фигурку Статуи Свободы, радуясь тому, что Соединенные Штаты все еще свободны.
По мнению Кристы Ли Ричмонд, еще одна пропагандистская тактика для поднятия боевого духа — показать все лучшее, что есть в Соединенных Штатах, и все худшее, что есть в нацистской Германии (See Further Reading, Richmond, 2003, p. 58). Короткометражный фильм Disney прекрасно иллюстрирует это. Через испуганного персонажа Дональда Дака, Лицо фюрера стремится показать, что американцам — и их ценностям — повезло, что державы Оси не контролируют мир… пока.
Другая тактика, используемая пропагандой, заключается в том, чтобы позволить публике определить демократию и то, что ей противостоит (See Further Reading, Richmond, 2003, p. 25). Если Вторая мировая война примет худший оборот, короткометражный фильм Диснея эмоционально и драматично предупредит публику, что американская демократия в опасности и нуждается в защите. Кошмарный спуск в нацистский ад и утрата американских ценностей, олицетворяемых статуей Свободы, — это предупреждение Уолта Диснея на ближайшие годы. На карту поставлена судьба Америки как общества.
Дональд Дак призван на войну
Выпущен в 1942 году, Дональда забирают в армию показывает, как Дональд Дак записывается в армию Соединенных Штатов, соблазнившись славой и женщинами с пропагандистских плакатов. После прохождения медицинского обследования (в котором не учитываются его ладони, дальтонизм и недостаточный слух) его отправляют в учебный лагерь. Там ему будут прививать дисциплину, когда он станет дежурным по картошке.
Другой тактикой пропаганды является поднятие боевого духа с помощью разъяснений, образования и развлечений (See Further Reading, Richmond, 2003, p. 24). Дональда забирают в армию использует эту тактику, знакомя публику с процессом призыва в армию. В короткометражном фильме Дональд Дак проходит через все этапы, которые ожидают солдат при поступлении на службу в армию, — от подписания документов о призыве до лагеря подготовки. Таким образом, Дональд Дак стал лицом молодых американцев, которые хотели сражаться на передовой.
Мульткомедия также была инструментом развлекательной пропаганды. (См. Дальнейшее чтение, Ричмонд, 2003, с. 29). Подобно тому как процесс призыва в армию был сжатым, военные ценности были обобщены в течение нескольких минут фильма. С помощью пропагандистских плакатов в короткометражном фильме, реальных или воображаемых и даже в комедийном тоне, Дональда призывают в армию показывает, что, хотя слава и красивые женщины могли привлечь солдат в армию, именно милитаристская дисциплина выиграла войну.
Дональд Дак на передовой
Выпущен в 1944 году, Коммандос Дак Действие фильма происходит на Тихоокеанском театре военных действий. В этом короткометражном фильме японские карикатуристы стреляют в Дональда Дака, изображенного в виде солдата-срочника, прыгающего с парашютом с самолета на оккупированную Японией территорию (см. далее, Richmond, 2003, p. 19). Следуя приказу, Дональд Дак уничтожает японскую базу в результате случайных мультяшных выходок. От птиц и самолетов остались лишь скелетные останки. Дональд Дак отмечает, что хотя враг не был стерт с лица земли, он был смыт вместо.
Антияпонская пропаганда была сильно расифицирована: Японцы и их земля были экзотизированы и помещены в первобытные джунгли. Короткометражный фильм Диснея вписывается в этот тон. В нем основное внимание уделялось страхам американских солдат, попавших на чужую, «экзотическую» территорию и получивших задание убивать врага как можно быстрее и эффективнее (See Further Reading, Richmond, 2003, p. 10).
По мнению Кристы Ли Ричмонд, последняя тактика пропаганды заключается в том, чтобы внушить такие ценности, как верность, убежденность и мужество (See Further Reading, Richmond, 2003, p. 25). Commando Duck тоже использует эту тактику. Его послание служило напоминанием о том, что Дональд Дак, даже несмотря на страх, достаточно смел, чтобы погрузиться на вражескую территорию и выполнить свою миссию. Если даже неуклюжий Дональд Дак смог выполнить приказ и добиться успеха, то можно поверить, что и обычный американский солдат сможет добиться успеха.
После войны: Дональд Дак, ветеран армии США
По-настоящему захватывающие впечатления о деятельности Уолта Диснея в области военной пропаганды возникают после окончания Второй мировой войны. Конечно, Дональд Дак был анимационным персонажем и поэтому сам никогда не был на передовой. Тем не менее, во время празднования своего 50-летия в 1984 году он был удостоен звания почетного члена Корпуса морской пехоты США. За службу во время Второй мировой войны Дональду Даку было присвоено звание сержанта E-5.
Даже спустя десятилетия после окончания войны Дональд Дак остается любимцем фанатов. Любимый благодаря своим недостаткам, а не вопреки им, он и по сей день является одним из самых культовых персонажей Уолта Диснея. Он прошел долгий путь от своего появления в короткометражном фильме Мудрая курочка, где он впервые появился в 1934 году. Пятьдесят лет спустя, после кошмарных снов о «стране Нутси» и службы в армии США во время Второй мировой войны, Дональд Дак получил благодарность за свои усилия в качестве агента военной пропаганды.
В заключение: что связывало Уолта Диснея и пропаганду Второй мировой войны?
Какую роль сыграл Уолт Дисней в создании пропаганды во время Второй мировой войны? Уолт Дисней и его команда неустанно работали на протяжении всей войны, привлекая американскую общественность к обсуждению вопросов, связанных с зарубежными странами, с помощью своих анимационных короткометражных фильмов. Новая версия Три поросенка, , а также шорты про Дональда Дака Лицо фюрера, Дональда Дака призывают в армию, и Коммандос Дак, были пропагандистскими машинами, призванными показать публике четкое, идеализированное видение фронта войны и того, что может произойти, если Соединенные Штаты проиграют.
С тех пор как в 1928 году появился Микки Маус, анимационные фильмы Уолта Диснея вдохнули жизнь в новую среду. А после окончания Второй мировой войны компания Уолта Диснея стала краеугольным камнем американской культуры.