Когда 1970-е уступили место 1980-м, западная культура претерпела стремительные изменения. Музыкальные вкусы изменились и уступили место жестким, грохочущим битам, атональному шуму, синтезаторам и многим другим новым звукам. Изменилась и мода — все более необычные образы стали выходить за рамки общепринятых норм.
И в США, и в Великобритании консервативные правительства вызвали ответную реакцию многих слоев общества, желавших заявить о себе с помощью музыки, одежды и искусства.
Это была эпоха панков, скинхедов, глэм-метала, готов и хип-хопа.
1. Панк
1980-е годы, пожалуй, наиболее известны своей субкультурой панков. Она возникла в результате чувства бунта против истеблишмента и культурных норм, которые, по мнению многих молодых людей, были консервативными и ограничивающими. Группа Sex Pistols, образовавшаяся в 1975 году, стала определяющим элементом панка, определив музыку, моду и политические идеологии этого культурного движения. Несмотря на то что группа просуществовала всего два с половиной года, ее влияние имело долгосрочный эффект и породило панк-движение, которое охватило Великобританию и продолжалось десятилетиями, далеко за пределами своего расцвета в 1980-х годах.
Видя антиутопическое будущее, созданное жадностью корпораций, панки были нигилистами и, что неудивительно, антикорпоративистами. Они были анархистами и антимонархистами. На последнюю идеологию, несомненно, повлияла антимонархическая песня Sex Pistols «God Save the Queen», выпущенная по случаю серебряного юбилея королевы Елизаветы II в 1977 году. Песня заняла первое место в чартах NME и второе место в официальном чарте UK Singles Chart, составленном BBC.
Другими известными панк-группами, которые начали свою деятельность в конце 1970-х и достигли славы в 1980-х годах в Великобритании и США, были Misfits, Dead Kennedys, Ramones, The Damned, The Clash, Black Flag и Bad Religion. Группа Siouxsie and the Banshees также начинала свою деятельность на панк-сцене.
Несмотря на политическую позицию панк-движения, среди панков были и те, кто ассоциировал себя с нацизмом, а не с анархизмом. Такие элементы в движении скорее избегались, чем принимались другими панками.
По мере роста популярности этой антиистеблишментской культуры она распространилась через Атлантику и получила значительное распространение в Соединенных Штатах.
Панк-мода, естественно, отражала убеждения и действия панков, которые ее носили. Рваные джинсы и кожаные куртки, украшенные шипами, были обычным явлением, как и ботинки доктора Мартена или другие похожие армейские ботинки. Пожалуй, самой яркой чертой, украшавшей многих панков 1980-х, были ирокезы, усаженные на шипы и часто ярко раскрашенные. Как и музыка с ее нарочито оскорбительными текстами, многие предметы одежды были рассчитаны на шок и призваны вызывать возмущение у более консервативных членов общества. Более постоянные варианты, такие как татуировки и пирсинг, также были чрезвычайно популярны.
Историческое развитие панк-сцены также не было гендерно ограниченным. Равенство было этикой, глубоко укоренившейся в панк-культуре. В результате многие женщины обрели свободу в этом движении, многие взяли в руки инструменты и микрофоны и сами стали иконами панка. В качестве примера можно привести Поли Стайрин, фронтвумен группы X-Ray Spex, и Вив Альбертайн, гитаристку группы Slits.
По мере своего развития панк-культура породила множество отдельных форм панк-музыки, таких как новая волна, пост-панк и поп-панк. Все они были распространены на протяжении 1980-х годов, и когда десятилетие подошло к концу, стало ясно, что панк-движение оказало невероятное влияние на культуру по всему миру. Оно по-прежнему имеет мощных и преданных поклонников в таких странах, как Великобритания, США, Австралия, Германия, Мексика, Южная Африка и многих других.
2. Готы
Субкультура гот развилась из пост-панка, ответвления панк-сцены, которое отошло от нерафинированного панковского звучания. Пост-панк — это широкий жанр музыки, возникший на основе панк-сцены, поскольку многие группы экспериментировали с различными типами музыки и инструментами, которые не были присущи оригинальному панк-звучанию. Сюда вошли электронная музыка, джаз, фанк и танцевальная музыка. Развитие альтернативных стилей музыки, включающих различные звуки и технологии производства, породило множество новых субкультур, одной из самых влиятельных и популярных стала готика.
Хотя термин «готик-рок» использовался с конца 1960-х годов, только спустя десятилетие он стал синонимом культурного движения. Клуб F в Лидсе и Batcave в Лондоне были двумя выдающимися точками зарождения готической культуры. Эти ночные клубы привлекли толпы готов и гот-группы, подняв субкультуру на новую высоту.
По мере развития пост-панка в готический поджанр агрессивный вокал исчез, и готическая музыка приобрела мрачный и циничный стиль, с сильными басами и навязчивым вокалом. Тексты песен сохранили нигилистические тенденции, но сосредоточились на отчаянии, изоляции и других депрессивных человеческих эмоциях. Такие группы, как Siouxsie and the Banshees, Bauhaus, Adam and the Ants, the Cure, Birthday Party и другие, помогли определить стиль и звучание, а более поздние группы, такие как Sisters of Mercy и Fields of the Nephilim, укрепили готическую музыкальную сцену.
Наряду с музыкой, культура в значительной степени опиралась на художественную эстетику, находясь под влиянием различных форм темной мифологии, включая вампиров, духов и призраков. Готическая поэзия стала популярной, и такие поэты, как Эдгар Аллан По, стали ассоциироваться с готической культурой.
Литература оказала большое влияние на готическую культуру, особенно произведения таких писателей, как Брэм Стокер, Оскар Уайльд, Г.П. Лавкрафт, Энн Райс и Поппи З. Брайт.
Готическая мода характеризовалась черной одеждой и серебряными украшениями, часто с макабрическим оттенком. Черный лак для ногтей, подводка для глаз и преувеличенно бледная кожа были особенно распространены как среди мужчин, так и среди женщин, а также рукава и леггинсы в сеточку. Стиль также во многом опирался на эстетику викторианской эпохи. Латекс, ПВХ и кожа также очень часто встречаются в одежде гота.
В 1990-х годах готическое движение расширилось, а затем ушло в подполье под натиском техно и рейв-музыки, которые стали настолько популярны в это десятилетие, что многие субкультуры были вытеснены на обочину, и движение распалось на различные поджанры готики. Сегодня оригинальный готический стиль 1980-х годов принято называть «трад-гот», в то время как другие готические стили, такие как романтический гот и кибергот, стали популярными. Все стили и жанры пережили возрождение в 2000-х годах, когда популярность рейва и техно пошла на убыль, и подростки обратились за вдохновением к предыдущему поколению. Таким образом, они придумали новые формы гота, такие как готы из торговых центров, которым нравилась мода, но не обязательно музыка. В конце концов, этот стиль сформировал свою собственную культуру, основанную на эмо, ню-металле и индастриал-метале. Оригинальная готическая культура далеко не ушла в историю. Она по-прежнему жива и здорова!
3. Глэм-металл
В значительной степени заимствуя модный стиль глэм-рокеров 1970-х годов, таких как Дэвид Боуи, Элис Купер, KISS и Queen, глэм-метал сделал свой след в конце 1970-х и 1980-х годах, повлияв на десятилетие мощными металлическими балладами и гимническим стилем металла.
Считается, что глэм-рок и глэм-металл оказали большое влияние друг на друга, однако можно утверждать, что последний начался со стиля игры на гитаре, популяризированного американским музыкантом Эдди Ван Халеном, или со смеси металла и рока, созданной английской группой Def Leppard.
Первая волна глэм-метала пришлась на первую половину 1980-х годов. Среди групп, оказавших влияние на эту половину десятилетия, были лос-анджелесские Mötley Crüe, Quiet Riot, Great White и W.A.S.P. Они обеспечили Лос-Анджелесу статус источника глэм-метала, в то время как Восточное побережье породило Bon Jovi.
К середине 1980-х годов глэм-метал охватил Соединенные Штаты, чему, несомненно, способствовали телевизионные музыкальные клипы на MTV. Безвкусная мода на обтягивающую одежду, большие волосы и макияж также пришлась по душе MTV, которое поднялось на вершину популярности в ногу с глэм-металом. На самом деле, можно с уверенностью предположить, что глэм-метал и MTV оказали друг на друга самое непосредственное и положительное влияние и отчасти стали причиной того грандиозного успеха, которого добились друг друга. Своими наркотическими эскападами с вечеринками и проститутками эти группы привлекли внимание СМИ, что только увеличило их популярность в культуре.
Определение жанра, к которому относятся многие из этих групп, является предметом споров. Термин «поп-металл» также используется, и некоторые люди проводят разграничение между поп-металом и глэм-металом. Однако эти два понятия очень сильно переплетаются, как и культура, которую они создали. Однако название жанра «hair metal» было воспринято как оскорбительный термин.
К началу 1990-х годов глэм-металлическая сцена уступила место гранж-группам той эпохи, а также всему, что считалось «альтернативным» по отношению к основной поп-музыке. Блестящая и вульгарная помпезность глэм-рокеров со временем сменилась сырыми и грубыми звуками таких групп, как Nirvana, Bush, Silverchair, Pearl Jam и Foo Fighters.
4. Рэп и хип-хоп
Часто путая друг с другом, рэп и хип-хоп были значительной частью американской музыкальной и культурной сцены 1980-х годов. Хип-хоп — это культурная сцена, определяемая четырьмя элементами: диджеингом, MCing, граффити и танцами. Рэп — это доминирующий стиль музыки, возникший на этой культурной сцене.
Хотя хип-хоп зародился в 1970-х годах с появлением стилизованной ритмичной музыки и рэпа, популярных в Бронксе, в 1980-х годах он распространился и стал доминирующей силой среди групп меньшинств в городских центрах США.
1980 год начался с первой сертифицированной золотой рэп-песни «The Breaks» Куртиса Блоу. Она помогла привлечь внимание общественности к жанру. В 1982 году электронный звук драм-машины Roland TR-808 был использован в песне Afrika Bambaataa и Soulsonic Force «Planet Rock». Этот звук сыграл важную роль в определении звучания хип-хопа на оставшуюся часть десятилетия.
За этими событиями последовала целая череда знаменитых исполнителей, которые стали попадать в чарты рэп-музыки. Среди групп с большими хитами были Grandmaster Flash & the Furious Five, Run DMC, LL Cool J, N.W.A, Public Enemy, Ice T, The Beastie Boys, Salt ‘N’ Pepa, Boogie Down Productions и другие. Эта музыка вдохновила и артистов из Великобритании, поскольку жанр стал популярен и в Европе. MC Duke, She Rockers и London Posse оказали влияние на распространение жанра в Соединенном Королевстве.
Конечно, музыка развивалась и после 1980-х годов, с появлением гангста-рэпа и других форм, которые подтолкнули жанр к новым вершинам популярности, продолжая набирать силу и по сей день, где хип-хоп по-прежнему занимает доминирующее положение в мировой музыкальной индустрии.
В 1980-е годы хип-хоп культура получила значительное развитие. В том числе широко распространились граффити, особенно тэги, которые до сих пор привлекают всеобщее внимание (в основном со стороны полиции). Хотя некоторые хип-хоп артисты, такие как Грандмастер Флэш, ставят под сомнение связь между граффити и хип-хопом, другие объясняют его как визуальное представление хип-хоп культуры.
В 1980-е годы мода на хип-хоп отличалась яркими цветами. Свободно облегающие белые рубашки сопровождались спортивными костюмами, золотыми цепями и шляпами-ведрами Kangol. К ним часто добавлялись большие солнцезащитные очки.
5. Скинхеды
Возникшее в 1960-х годах из среды рабочего класса, движение скинхедов было заявлением против высших классов. Их стиль был умным, но практичным: джинсы, рубашки на пуговицах, ботинки и бритые волосы. Достигнув своего пика в 1960-х, движение скинхедов угасло в 1970-х и вновь возникло в 1980-х как мощное и привлекательное движение, которое очень понравилось рабочему классу. Движение отвергало консервативные ценности и было мотивировано солидарностью с рабочим классом. На это движение также оказали сильное влияние стили и музыка модов и ямайских грубиянов. Однако в 1980-х годах аполитичная позиция была отвергнута многими скинхедами и заменена неонацистской идеологией.
На вторую волну культуры скинхедов конца 1970-х — начала 1980-х годов оказало влияние панк-движение, и скинхеды эволюционировали с элементами поджанра панка рабочего класса, известного как «oi!». Это направление распространилось по всей Великобритании, где оно зародилось, а затем и в Соединенных Штатах. Такие группы, как Cockney Rejects, Combat 84 и the 4-Skins, в Великобритании представляли жанр oi!, популярный среди скинхедов, в то время как в Соединенных Штатах, среди прочих, появились U.S. Chaos, The Press и Iron Cross.
Многие скинхеды пытались дистанцироваться от происходящего и отвергали правые тенденции. Левые убеждения продолжали существовать в субкультуре скинхедов, но подвергались обобщениям со стороны СМИ, которые клеймили всех скинхедов как неонацистов. Группы, входящие в движение «oi!», стали типичными представителями этой позиции. Это вызвало ответную реакцию правых, и родился другой музыкальный жанр, более соответствующий их политической позиции. Рок против коммунизма родился как музыкальный жанр, самой известной группой которого стала Skrewdriver, превратившаяся в неонацистскую группировку.
Ультраправые были не единственным направлением движения скинхедов. Движение рабочего класса также оказалось притянутым к крайне левым, и возникли движения, непосредственно противостоящие растущей волне правых действий. Red Action, Anti-Fascist Action (AntiFa) и Skinheads Against Racial Prejudice (SHARP) родились из этой динамики. Фраза «Все копы — ублюдки» также была придумана в 1982 году в песне 4-х скинов «A.C.A.B.».
Музыка, мода и политика стали характерными чертами движений 1980-х годов. Британия и Соединенные Штаты стали питательной средой для этих движений, и, пережив десятилетие, они продолжали оказывать влияние на культуру в течение многих лет, а некоторые из них продолжают существовать и по сей день. Культурные движения сегодняшнего дня, несомненно, во многом обязаны своим существованием основополагающему росту движений 1980-х годов.