Откройте для себя удивительную серию картин великого художника Микеланджело Мериси да Караваджо, посвященную Святому Матфею. Эта серия работ, созданных в начале XVII века, является одним из вершины его мастерства и творческого гения. Каждая картина излучает особое внутреннее свечение и глубокую эмоциональную напряженность, захватывая зрителя в мир духовной рефлексии и внутреннего преображения. Благодаря своей уникальной технике светотени и живописной манере, Караваджо создает потрясающие образы, полные жизни и выразительности. Погрузитесь в удивительный мир искусства и откройте для себя глубину смысла и красоту, заложенные в каждой картины этой неповторимой серии.
Караваджо — один из самых известных художников мира. По сей день его индивидуальный стиль легко узнаваем для многих зрителей. Ученые потратили бесчисленные десятилетия на изучение его работ, пытаясь раскрыть их глубокий смысл. Как художник, работавший в Риме, Караваджо был очень тесно связан с католической церковью. XVI и XVII века были отмечены бурным временем для церкви, вызванным революционером Мартином Лютером и его протестантской Реформацией. Караваджо является примером Контрреформации, что лучше всего видно на примере его серии картин «Святой Матфей».
Кем был Караваджо?
Юдифь, обезглавливающая Олоферна, Караваджо, 1598. Источник: Палаццо Барберини, Рим.Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610) родился в Милане, но за время своей творческой деятельности объездил все итальянские земли. Художник начал свою карьеру в качестве подмастерья у миланского живописца Симоне Петерцано, ученика Тициана, художника эпохи Возрождения, который был печально известен своей преступной и разгульной жизнью. Затем, несмотря на крайнюю бедность, он отправился в Рим и начал работать под руководством художника-маньериста Джузеппе Чезари.
Многие из ранних работ Караваджо представляют собой жанровые сцены, в том числе изображения Мальчик, чистящий фрукты и Мальчик с корзиной фруктов. Его картины быстро превратились в морализаторские произведения, например, одна из самых известных его сцен Гадалка. Это его первая работа, на которой изображена не только одиночная фигура, Гадалка одурачивает зрителей простой сценой, в которой молодому человеку читает ладонь цыганка. При дальнейшем рассмотрении зритель видит, что на самом деле она крадет его кольцо, пока его внимание отвлечено. Многие работы Караваджо этого периода посвящены суровой внутренней жизни римских улиц, с которой он был хорошо знаком, поскольку участвовал в уличных драках.
В римском искусстве преобладали церковные заказы, и Караваджо не стал исключением. Он привлек внимание кардинала Франческо Мария дель Монте своей картиной с изображением Картежники. Эта дружба в значительной степени способствовала тому, что Караваджо впоследствии стал добиваться крупного меценатства. Его первой религиозной работой стала Кающаяся Магдалина, картина, в которой заметно отсутствие откровенных библейских сюжетов. Здесь новообращенная куртизанка Мария Магдалина размышляет о своей жизни до этого момента. Драма резко вытеснена из произведения. Несмотря на своеобразие изображения Караваджо этой сцены, его слава неуклонно продолжала распространяться по всему Риму.
В 1599 году Караваджо получил заказ на украшение капеллы Контарелли в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези. В рамках этого заказа была создана его знаменитая серия «Святой Матфей». Эта подборка из трех работ, изображающих важные моменты жизни святого, принесла художнику еще большую славу. Призвание, Мученичество, и ВдохновениеЗаказанные для частной капеллы, они отражают цели церковной Контрреформации, представляя драматические сцены обращения, жертвоприношения и святого угодника.
1. Призвание святого Матфея
Первое изображение из серии «Святой Матфей» Караваджо взято из Евангелия от Матфея 9:9, где Христос входит и указывает на Матфея, приглашая его следовать за собой. Мытарь сидит за столом с четырьмя другими мужчинами в левой части композиции. Христос и святой Петр стоят справа. Матфей обычно обозначается как человек, сидящий в центре и указывающий на себя в жесте, спрашивающем «Кто, я?». Те, кто находится дальше от Христа и Петра, не замечают их присутствия, поскольку их внимание сосредоточено на деньгах, собранных на столешнице. Мужчины, сидящие справа от Матфея, замечают незваных гостей. Один из них садится, положив руку на плечо Матфея, а другой наклоняется к Христу и Петру.
В этой работе показан момент обращения и духовного пробуждения — тема, которая была очень актуальна в эпоху Контрреформации. Даже не зная о разворачивающейся истории, зрители могут проникнуться чувством благоговения. На лице Матфея написано удивление, глаза расширены, а брови подняты. Мужчины, которые видят Христа, подражают этому выражению лица, у обоих слегка приоткрыты рты. Фигуры за столом одеты в современную одежду XVI века, в то время как Христос и Петр обозначены иначе, в одеяниях вне времени. Разделение подчеркивается физическим разделением групп. Пустое пространство занимает центр композиции, отделяя смертных людей от святых Христа и Петра.
Удивительно, но Христос не является центральной фигурой в этой истории. На самом деле, он даже кажется потерянным во мраке тени, только тонкий золотой нимб над его головой указывает на его важность. Вместо него в центре внимания оказывается Матфей, но даже в этом случае он не занимает центральное место в композиции. Важность и фокус переданы с помощью света и жестов. Отличительной чертой работ Караваджо является использование тенебризма — своеобразной техники точечного освещения с интенсивным кьяроскуро. Источник света исходит из правого верхнего угла холста, направляя взгляд зрителя на Матфея.
Рука Христа прочерчивает линию и в сторону мытаря. Его рука не повелительная, а, наоборот, странно вялая. Вдохновением для этого жеста послужила картина Микеланджело Сотворение Адама. Эта связь важна и намеренна. Параллели между Адамом и Христом — распространенный иконографический символ. Адам совершил первородный грех, тогда как Христос — спаситель человечества. Как спаситель, Христос призывает Матфея следовать за ним, отвращая его от греховной жизни сборщика налогов.
В этой композиции Караваджо показывает борьбу Матфея между его профессией и пробуждением. Одной рукой он указывает внутрь себя, как бы потрясенный откровением Христа, а другой рукой прикасается к деньгам, лежащим на столе. Эта дихотомия отражает внутреннюю борьбу Матфея, запечатлевая момент его обращения. Эта работа шокирует своей неподвижностью, но зритель все равно может получить представление о том, что произойдет потом: Матфей воскреснет и последует за Христом, начав новую жизнь в качестве святого. Этот акт духовного пробуждения призван вдохновить зрителя, олицетворяя силу и славу католической церкви.
2. Мученичество святого Матфея
Находится напротив The Calling в капелле Контарелли, эта сцена смерти святого Матфея представляет собой еще одно важное послание Контрреформации — мученичество. Здесь святой распростерт на земле, а его убийца злобно стоит над ним. Вокруг сцены разбросаны люди, все они изображены в различных стадиях испуга и удивления. Справа вверху поднимается ангел и протягивает руку Матфею.
Рука Матфея вытянута — жест, который можно истолковать либо как защиту от меча, либо как протягивание вверх ладони, которую предлагает ангел. Смерть Матфея была вызвана королем Эфиопии после того, как святой обличил короля в вожделении к его племяннице, настоятельнице монастыря, которая поэтому была недоступна. Сцена наполнена драматизмом, вновь отмеченным тенебристической техникой Караваджо. Матфей и его убийца освещены точечно, интенсивнее, чем остальная часть сцены, хотя источник света менее заметен, чем в Призвание.
Несмотря на то, что Матфей стоит перед лицом смерти, он не испытывает страха. Напротив, он спокоен и уравновешен, понимая, что его смерть — это акт мученичества. Караваджо изображает этот момент как момент радости и экстаза святого — прием, который стал широко распространен в эпоху барокко, например, в скульптуре Бернини «Святая Тереза». Интенсивные чувства, связанные со спиритизмом, были подчеркнуты в эпоху Контрреформации, вызывая у зрителей чувство благоговения и подчеркивая красоту обращения.
Эта работа все еще, как Призвание, но в менее созерцательном смысле. Композиция запечатлела момент кульминации драмы, как видно из множества реакций на ранение Матфея. Обнаженные фигуры на переднем плане картины — это новообращенные, ожидающие крещения, что еще раз подчеркивает важность акта обращения. Некоторые из них в страхе трусят, отползая подальше от происходящего, а другие наблюдают за происходящим с глубоким удивлением. Самая дальняя фигура на заднем плане наблюдает за происходящим со скорбным выражением лица — на самом деле она представляет собой автопортрет художника. Тем не менее, Матфей не боится, принимая свою судьбу мученика за свое дело. Это спокойное изображение святого вновь стремится произвести впечатление на зрителей, представляя славные жертвы, принесенные им во имя человечества.
3. Вдохновение святого Матфея
Заключительным произведением в этой серии является Вдохновение святого Матфея. Это полотно — алтарный образ, центральная точка цикла. В то время как Призыв представляет собой первую важную часть истории Матфея и Мученичество изображает последнее, Вдохновение происходит в середине. Здесь зрители видят, как Мэтью беспорядочно сидит за столом, а из темноты над ним появляется ангел.
Эта работа представляет Матфея в одной из его главных ролей: автора первого Евангелия. Ангел диктует ему, а святой внимательно слушает. Ощущается явное отсутствие декораций. Есть стол и стул, стоящий на полу, но нет ни стен, ни видимых признаков комнаты. Источник света, кажется, направлен прямо на Матфея, как будто исходящий от ангела или, возможно, от самого зрителя. Мэтью так торопится получить информацию от ангела, что у него даже нет времени, чтобы как следует присесть.
Крылья ангела едва заметны, они теряются в темноте фона и смешиваются с белой тканью драпировки. Они находятся в шокирующей близости от Матфея, который откидывается назад, создавая своим телом динамичный S-образный изгиб. Святой одет в одежды, имитирующие те, в которые были облачены Христос и Петр в Призвание. Вместо современной одежды, которую он носил в той композиции, теперь он облачен в одежду древнегреческого философа. Эта условность подчеркивает интеллект, мудрость и силу Матфея как святого католицизма.
Наследие Караваджо
Вместе эти три работы отражают не только огромное мастерство Караваджо как художника, но и его роль на церковной сцене. В то время как католическая церковь боролась с протестантской Реформацией, она привлекала художников для возрождения духа своих последователей. Караваджо сыграл важную роль в этом процессе, поскольку его произведения стали пионером драматической декорации эпохи барокко. Его тенебризм имитирует интенсивное освещение на сцене, создавая мощные сцены зрелищ.
Караваджо проложил путь от игривого, излишнего стиля маньеризма к пылкому драматизму эпохи барокко. Несмотря на роковые события в его жизни, работы Караваджо принесли ему то имя, которое он носит сегодня. Своими замечательными картинами он способствовал укреплению власти церкви, которая боролась с мрачными протестантами, чтобы сохранить свое влияние на искусство.
Влияние Караваджо распространилось на остальную Европу, вдохновив последователей Караваджисти. Несмотря на то, что художники никогда не работали непосредственно с Караваджо, поскольку у него не было студии, они были очарованы использованием его формальных элементов. Его стиль быстро стал одним из тех, что потрясли мир искусства, вдохновив многих других художников на создание драматических композиций, посвященных жизни и религии. Серия картин «Святой Матфей» принесла ему немедленную славу, породив целую эпоху молодых художников, которые стремились подражать его интенсивности. Вскоре влияние его работ распространилось на север, стимулируя новый художественный период, отмеченный драматизмом, светом и действием. Барокко стало одним из самых узнаваемых и аплодируемых художественных стилей, и во многом благодаря работам Караваджо.