Монументальная статуя Cristo Redentor, или Христос Искупитель, возвышается над городом с широко раскинутыми руками, являясь непреходящей иконой мира и согласия в Рио-де-Жанейро. Эта колоссальная статуя, включенная в список семи чудес современного мира, является самой большой скульптурой в стиле ар-деко всех времен и четвертой по величине статуей Христа: ее высота составляет невероятные 98 футов, а ширина — 92 фута. Она привлекает туристов со всего мира, которые поднимаются на скалистую вершину горы Корковадо, чтобы воочию увидеть ее масштабы и мастерство исполнения. Но задумывались ли вы когда-нибудь, почему статуя была построена именно так? Мы подробно рассмотрим обстоятельства, которые привели к созданию Христа-Искупителя.
Восстановление религиозной веры в Бразилии
Христос Искупитель, Рио-де-Жанейро, БразилияКонцепция возведения памятника на вершине горы Корковадо была впервые выдвинута бразильским священником отцом Педру Мария Боссом в 1850-х годах. Однако эта идея была отложена, когда Бразилия стала республикой, а Декларация общественности Бразилии отделила церковь от государства. К концепции вернулись после Первой мировой войны в попытке вернуть религиозную веру и надежду бразильскому обществу, которое, по мнению церковных чиновников, столкнулось с так называемым «растущим безбожием».
Чиновники поняли, что если поместить государство на гору Корковадо, то его будет видно из любой точки Рио и за его пределами. Невероятно, но весь проект финансировался за счет пожертвований жителей Бразилии, что свидетельствует о широкой общественной поддержке глубоко религиозной статуи. И по сей день статуя, находящаяся на видном месте, олицетворяет собой стойкую христианскую веру, которая до сих пор существует на большей части территории Бразилии.
Посвящение принцессе Изабелле
В 1880-х годах был момент, когда статуя Христа в Рио могла принять совсем другое направление. Один из отцов Педру Мария Босс предложил воздвигнуть статую на горе Корковаду в честь принцессы Изабел, дочери императора Педру II. Она сыграла выдающуюся роль в истории Бразилии, подписав в 1888 году «Золотой закон» об отмене всех форм рабства. Закон означал, что все рабы по всей стране были освобождены, а плантации закрыты. Босс обратился к принцессе Изабел с просьбой выделить средства на установку памятника в ее честь. Однако принцесса Изабель посчитала, что статуя Иисуса Христа будет более уместной, назвав его истинным Искупителем человечества.
Празднование независимости Бразилии
Завершение строительства храма Христа-Искупителя должно было совпасть с празднованием 100th годовщину независимости Бразилии, открывшись в 1922 году. Однако из-за постоянных финансовых проблем весь проект был отложен на 9 лет, и в итоге он открылся для публики в 1931 году. Такие знаковые сооружения, отмечающие важные исторические моменты, становились все более популярными в крупных городах по всему миру, включая Статую Свободы в Нью-Йорке и Эйфелеву башню в Париже.
Пасхальная тайна
Статуя Христа-Искупителя была создана, чтобы передать вызывающую благоговейный трепет божественность Иисуса Христа в христианской вере, и в особенности богатство его Пасхальной мистерии. Это одна из центральных тем, лежащих в основе католической веры, связанная с понятиями искупления и спасения. Пасхальная мистерия описывает четыре этапа, которые должен был пройти Христос, чтобы спасти человечество от греха: жизнь, смерть, воскресение и, наконец, вознесение в духовное царство.
Инженер-строитель Коста да Силва спроектировал статую с двусмысленной позицией, которая отражает множественные роли Христа: с одной стороны, его раскрытые руки можно рассматривать как символ его самопожертвования и распятия, но они также напоминают руки, раскрытые для приветственных объятий, символизируя христианскую веру в Христа как символ всеобщего принятия.
Послание надежды, любви и заверения
Наряду с концепциями, которые были задуманы до начала строительства, статуя Христа-Искупителя неизбежно обретала все большее значение и смысл в процессе возведения, и многие из этих смыслов сохранились до наших дней. Почти 6 миллионов плиток из мыльного камня, покрывающих поверхность статуи в виде сложного мозаичного узора, были вписаны рабочими с именами своих близких на обратной стороне во время строительства, придавая статуе Христа еще большее личное и семейное значение.
By Рози ЛессоУправляющий редактор и кураторРози писала статьи для целого ряда художественных организаций, включая Tate Modern, Национальные галереи Шотландии, Art Monthly и Scottish Art News. Она получила степень магистра в области теории современного искусства в Эдинбургском университете и степень бакалавра изобразительного искусства в Эдинбургском колледже искусств. Ранее она занималась как кураторской, так и образовательной деятельностью, выясняя, как истории и рассказы могут обогатить наше восприятие искусства.