Франсиско Гойя начинал свою карьеру как жизнерадостный живописец в стиле рококо, но с годами знаменитый художник превратился в мастера страшных сцен. Среди множества угрожающих фигур в его работах особое место занимают ведьмы. Но в чем причина такого странного интереса? Читайте дальше, чтобы узнать, почему Франсиско Гойя решил изобразить в своих работах этих страшных существ.
Кем был Франсиско Гойя?
Автопортрет за мольбертом, Франсиско Гойя, 1790-95, via Wikimedia Commons
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес, широко известный как Франсиско Гойя, был самым значительным художником испанского Просвещения. Иногда его даже считают первым художником-модернистом, опередив таких кандидатов, как Гюстав Курбе или Эдуард Мане. Гойя был примечателен тем, что не желал закрывать глаза на реальность. В отличие от многих своих коллег-художников, Гойя открыто критиковал пороки и проблемы испанского общества, оставляя другим возможность нарисовать идеализированную картину. Хотя его карьера началась с жизнерадостных и декоративных картин в стиле рококо, а продолжилась королевскими портретами, в поздние годы жизни Гойя обратился к мрачным сценам, полным насилия, темной магии и мифологических событий.
Жизнь Гойи полна загадок. Существует не так много достоверных свидетельств о его жизни, что оставляет много пробелов в его биографии. Известно, что Гойя был убежденным приверженцем философии Просвещения, разума и социальных реформ. Тем не менее, на его картинах часто встречаются тревожные мрачные фигуры колдунов, демонов и чудовищ. Но как мог такой просвещенный человек, как Гойя, поверить в колдовство?
Колдовство в Испании
Заколдованный человек («Дьявольская лампа»), Франсиско Гойя, 1798 г., via Wikimedia Commons
В 1800-х годах инквизиция все еще оставалась государственным учреждением в Испании, а последняя казнь состоялась в 1826 году, за два года до смерти Гойи. Либеральные круги, к которым принадлежал Гойя, были в ужасе от безжалостных методов, кровавых пыток и коррумпированных судебных процессов. Они взывали к справедливости и реформам. Согласно исследованиям современников Гойи, боровшихся за отмену инквизиции, с 1481 по 1808 год по обвинению в ереси и колдовстве в Испании было заживо сожжено почти 32 тысячи человек.
По мере того как философия Просвещения оказывала влияние на богатую элиту Европы, вера в колдовство пересматривалась как суеверная практика необразованных бедных классов. Гойя был одним из привилегированных испанцев, которых волновали широко распространенные фольклорные суеверия и ужасали действия инквизиции и охота на ведьм, происходившая в деревнях.
Трибунал инквизиции, Франсиско Гойя, 1812-19, via Wikimedia Commons
В конце 1790-х годов испанская дворянская семья Педро Теллес-Жирона, 9-го герцога Осуны, заказала у Гойи шесть картин с изображением ведьм. Хотя члены семьи были известными меценатами и филантропами, их также беспокоили недостаток образования и широко распространенные суеверия среди крестьян и рабочих.
Герцогиня Осуна регулярно устраивала салоны и собрания, на которых обсуждалось, как вера в ведьм и демонов может навредить необразованным классам и помешать научному и социальному прогрессу. Семья Осуна была истинными скептиками, поэтому картины должны были продемонстрировать разрушительные силы невежества и страха. Работы, написанные Гойей, напрямую касались этих вопросов и содержали множество деталей, иллюстрирующих колдовские практики и судебные процедуры того времени. Для современников Гойи эти детали были очевидны, но современных зрителей они приводят в недоумение. Взгляните на некоторые из работ Гойи с изображением ведьм.
1. Шабаш ведьм
Картина Франсиско Гойи «Шабаш ведьм», 1797-98, via Wikimedia Commons
На одной из самых известных картин Гойи, посвященных ведьмам, изображен круг ведьм, собравшихся вокруг черного козла на бесплодном пустынном поле. Все они внимательно смотрят и слушают, как козел, сам дьявол, благословляет их своим левым копытом. По народным поверьям, ведьмовские субботы высмеивали христианские ритуалы, имитируя их атрибуты и искажая смысл. Вместо причастия и молитв ведьмы устраивали пиры и оргии, как бы оскорбляя своими действиями Бога и исповедуя свою преданность Сатане.
Рядом с кругом ведьм стоит столб, на котором висят куклы. Эта деталь иллюстрирует веру в то, что ведьмы делали кукол и заколдовывали их, чтобы навредить людям, которых они представляли. Одна из ведьм держит на руках младенца, вероятно, похищенного у матери, который впоследствии будет принесен в жертву и съеден.
В этой композиции также присутствует легкий сексуальный подтекст, который не так очевиден на первый взгляд. Вьющиеся растения обвивают рога козла. Хотя его часто путают с дубом или плющом, на самом деле это инжир. Согласно Библии, Адам и Ева использовали листья инжира, чтобы прикрыть свои интимные места после того, как съели Запретный плод. В начале современной эпохи эти листья использовались не только для библейских фигур, но и для древнегреческих и римских статуй. Значение наготы перешло от оценки атлетического тела к постыдному и нечестивому действию, оскорбляющему общественную мораль. По этой причине во многих античных скульптурах раннего периода гениталии прикрывались скульптурными фиговыми листьями. Использование фиговых листьев вокруг рогов козла наводило на мысль, что дьявол соблазняет ведьм, уводя их от христианских добродетелей.
2. Полет ведьм
Полет ведьм, Франсиско Гойя, 1797 г., via Wikimedia Commons
Одна из самых тревожных картин серии называется «Полет ведьм». Это жуткая сцена насилия и ужаса. В темном небе над землей парят три ведьмы. В отличие от «Шабаша ведьм», их пол неясен. Ведьмы одеты в специфическую одежду: длинные шляпы coroza, которые обычно носили предполагаемые ведьмы и еретики во время инквизиционных процессов, и короткие штаны, характерные для флагеллантов (католиков, которые бичевали себя в знак религиозного покаяния). Они держат свою жертву без усилий, разрывая ее плоть зубами.
Внизу, на земле, происходит еще одна ужасающая сцена. Два крестьянина, невольные свидетели этого жуткого действа, пытаются спастись или хотя бы избавить себя от созерцания страшного зрелища. Один сдался и лежит на земле лицом вниз, а другой пытается бежать в неизвестном направлении, прикрывая голову платком. Жест, который он делает руками, называется «ману фика» — это непристойный символ, ассоциирующийся с женскими гениталиями, а также талисман, отгоняющий зло. На заднем плане есть еще одна удивительная фигура. Мы видим осла, который, казалось бы, не был затронут происходящим. Скорее всего, Гойя использовал это животное как символ упрямой глупости, предрассудков и невежества.
3. Заклинание
Картина Франсиско Гойи «Заклинание», 1797-98, via Reddit
Заклинание показывает еще одну сцену нападения ведьм на, казалось бы, невинного человека. Здесь присутствуют все атрибуты: совы, летучие мыши, проклятые куклы и корзины с младенцами. Некоторые искусствоведы считают, что эта картина была гораздо более близка к реальности, чем остальные картины серии. Хотя многие теории о жизни Гойи — не более чем домыслы, есть свидетельства того, что один из друзей Гойи, писатель Леандро Фернандес де Моратин, изучал историю судебных процессов о колдовстве и мог поделиться своими открытиями с Гойей. Моратин особенно интересовался судебным процессом 1610 года из Логроньо, Испания.
Женщина по имени Грасиана де Барренечеа якобы проникла в дом своей врагини, разбудила ее и отравила с помощью других ведьм и самого дьявола. Многие местные жители считали Барренечеа королевой ведьм и самой могущественной колдуньей в округе. Инквизиция казнила Барренечеа, но ее слава осталась, поскольку власти продолжали клеймить следующие поколения предполагаемых ведьм наследницами королевы. Некоторые искусствоведы утверждают, что фигура в желтом плаще на картине Гойи — это изображение Грасианы де Барренечеа, отравившей свою жертву. Хотя, согласно свидетельствам, инцидент произошел в помещении, бесплодный пейзаж за фигурами придает сцене кошмарное настроение.
4. Великий козел
Шабаш ведьм, или Большой козел, автор Франсиско Гойя, 1821-23, via Wikimedia Commons
Одна из последних ведьмовских картин Гойи была написана на гипсовой стене его дома и перенесена на холст уже после его смерти. Художнику было уже за семьдесят, и он жил в уединении. Он страдал от глухоты и многочисленных душевных и физических болезней. Название картины появилось спустя десятилетия после смерти Гойи: серия из четырнадцати фресок, в которую входила «Большая коза», никогда не обсуждалась художником и никому не показывалась. Это заставило некоторых искусствоведов заподозрить, что Гойя не был настоящим создателем этих работ. Хотя большинство экспертов не сомневаются в подлинности картин, некоторые считают, что их написал не Гойя, а его сын Хавьер.
Все фрески, посвященные страху Гойи перед безумием и разочарованию в человечестве, получили название «Черные картины», отчасти из-за производимого ими мрачного впечатления, а отчасти из-за использованной техники. Вместо того чтобы создавать мрачные образы на светлом фоне, Гойя сначала покрывал всю стену черной краской, а затем наносил на нее мазки более светлых тонов. Фигура черного козла, проповедующего группе окаменевших женщин, может быть еще одной иллюстрацией того, как страх, порожденный суеверием, может парализовать людей и держать их в заложниках.
Ведьмы в произведениях Франсиско Гойи: Предостережения или пропаганда?
Пластина 43 из картины «Капричос»: Сон разума порождает чудовищ», Франсиско Гойя, 1799 г., через Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Сатирическая серия Гойи «Капричос» (Los Caprichos) наиболее полно отразила его политические взгляды. Серия из 80 офортов представляла собой подробную иллюстрацию многочисленных пороков испанского общества. Здесь были продажные священники, жадные политики, неудачные браки и, конечно, ведьмы, демоны и чудовища. Эти существа пользовались неразумным умом среднестатистического испанца. Позиция Гойи в отношении суеверий и колдовства выражена в одном предложении на одной из пластин: Сон разума порождает чудовищ». Художник настаивал на необходимости доступного образования и отделения церкви от государства. Настаивая на том, что вера в колдовство вредит верующим, Гойя в то же время отмечал, что церковь и инквизиция укрепляют суеверия и подтверждают их своими действиями.