Карьера мастера Северного Возрождения официально началась при дворе Филиппа Доброго в 1425 году. Во время работы при дворе он был назначен художником и написал несколько портретов и религиозных картин для своих покровителей. От своих коллег-современников Ян ван Эйк отличался вниманием к деталям, любовью к символизму и загадкам, а также мастерством владения цветом, которое позволяло добиться реалистичности в его картинах.
Влияние Яна ван Эйка было далеко идущим, о чем свидетельствует популярность его картин в северной части Европы. Его работы искали жители Англии, Нидерландов, Бельгии и Франции, поскольку его техника была оценена по достоинству и ей подражали художники, пришедшие после него.
Жизнь Яна ван Эйка
Мужской портрет (возможно, автопортрет), Ян ван Эйк, 1433 г., через Национальную галерею, Лондон
Ян ван Эйк (ок. 1390-1441) — фламандский живописец, которого большинство историков искусства считают одной из ключевых фигур Северного Возрождения. Считается, что он родился около 1390 года в Маасейке, городе на территории современной Бельгии, который входил в состав Льежского княжеско-епископства в Священной Римской империи. Считается, что ван Эйк был сыном геральдического живописца и был приобщен к этому ремеслу своим отцом. Однако ни одно достоверное свидетельство не дает четкой информации о его родителях.
Предполагается, что у ван Эйка был брат, Хуберт (ок. 1385 — 1426), хотя вопрос о том, был ли он старшим или младшим, также является спорным. Некоторые искусствоведы склонны считать, что Ян обучался в мастерской своего брата, поскольку считается, что они оба работали над Гентским алтарем. Более того, некоторые считают Хуберта одним из ранних нидерландских и фламандских пионеров в развитии масляной техники, вместе с его братом Яном.
О жизни художника также не так много информации. Из сохранившихся документов известно, что он был женат на некой Маргарите, от которой у него было двое детей — сын Филиппот (вероятно, названный так в честь своего покровителя Филиппа Доброго) и дочь Лиевина. Документы также свидетельствуют, что его дочери было дано разрешение на отступление в монастырь в Маасейке, что еще больше укрепляет гипотезу о происхождении художника оттуда. Кроме того, известно, что он путешествовал в качестве придворного художника, а некоторые историки даже считали, что во время своих поездок он играл дипломатические роли для своих покровителей.
Клиенты и покровители Яна ван Эйка
Поклонение волхвов», Ян ван Эйк, ок. 1430-1440, через Рейксмузеум, Амстердам
В течение своей жизни Ян ван Эйк работал для самых разных заказчиков, таких как члены бургундского двора, богатые купцы и религиозные учреждения. Одна из самых известных его работ, Гентский алтарь, была заказана богатым фламандским дворянином Йоосом Вийдом и его женой, которые хотели внести свой вклад и показать свою веру через эту картину. Ван Эйк также писал портреты различных лиц знатного и королевского происхождения, в том числе Филиппа Доброго, герцога Бургундского, и Изабеллы Португальской. На его религиозных картинах также изображены ангелы и святые, мастерски написанные с визуальными характеристиками, которые отличают их друг от друга. Некоторые ангелы имеют характерную мимику во время пения, в отличие от их обычного безмятежного вида, а некоторые святые выделяются своей реалистичностью, часто выраженной через их лица.
Самым крупным покровителем ван Эйка был Филипп Добрый, герцог Бургундский. Ян ван Эйк находился на службе у герцога в качестве придворного художника примерно с 1425 года и до своей смерти в 1441 году. Документы свидетельствуют, что после смерти художника Филипп Добрый продолжал содержать его вдову и помогал двум его детям. Среди других покровителей из знатных кругов Бургундии — сын Филиппа, Карл Смелый, а также Изабелла Португальская, которая вышла замуж за другого сына Филиппа, Иоанна Бесстрашного. За пределами Бургундии ван Эйк писал картины для короля Португалии Альфонса V и богатого и знаменитого купца Джованни Арнольфини. Из этого краткого обзора видно, что его покровителями были влиятельные европейские фигуры, что свидетельствует о его популярности и признании как художника при жизни.
Стиль живописи Яна ван Эйка
Распятие; Страшный суд», Ян ван Эйк, около 1440 г., через Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Ян ван Эйк как художник выделялся среди своих современников благодаря мастерству прорисовки деталей, создавая реалистичное изображение изображаемых людей. В эпоху Северного Возрождения техника масляной живописи не была самой популярной среди художников. Однако некоторые художники начали экспериментировать с масляной техникой, среди них и Ян ван Эйк. Еще одним интересным аспектом его работ является широкое использование лессировки, которая позволяла ему создавать множество слоев с мерцающим эффектом. Таким образом, ему удавалось создать большую глубину в своих картинах, но при этом они приобретали более яркий вид с точки зрения цвета. Помимо технического аспекта, ван Эйк выделялся также своей любовью к символизму, который в разных формах присутствовал в большинстве его картин.
Все его живописные работы соответствуют стандартным предпочтениям того времени в Северной Европе, а именно выбору панно. В качестве основного материала для панно обычно используется древесина дуба, которая затем покрывается масляной краской. Панель была прочным материалом для произведения искусства, который позволял художнику в полной мере использовать не только яркость красок, но и способность дерева выдерживать несколько слоев краски. Это прекрасно сочеталось с лессировкой Яна ван Эйка, которая включала в себя нанесение множества тонких и полупрозрачных слоев красок для создания глубины, объема, а также света и теней в реалистичной манере.
Знаменитый портрет Арнольфини
Портрет Джованни Арнольфини и его жены работы Яна ван Эйка, 1434 г., через Национальную галерею, Лондон
Излюбленными сюжетами Яна ван Эйка были портрет и религиозная живопись. Религия была неотъемлемым и важным аспектом жизни любого европейца шестнадцатого века. Естественно, нет ничего удивительного в том, что ван Эйк великолепно иллюстрирует это своими картинами, в большинстве которых присутствует религиозная составляющая, часто с моральной ценностью. Знаменитый «Портрет Арнольфини» не является исключением из этого правила. Хотя очевидно, что это портрет Джованни Арнольфини, богатого итальянского купца, с его женой вместе, как молодожены, символические элементы, представленные на картине, имеют четкую связь с религиозным аспектом.
Портрет был завершен в 1434 году, на нем изображены мужчина и женщина в пышных одеждах, держащиеся за руки в спальне. Картина довольно большая по размеру и выделяется не только красивыми и яркими цветами, особенно платье женщины, но и богатым разнообразием изображенных предметов. Ван Эйк уделил большое внимание не только деталям пары, но и окружающим их предметам, создавая у зрителя ощущение полного интерьера XVI века. Реалистичности добавляет игра света и тени, которая позволяет зрителю почувствовать себя частью сцены, выступая в роли стороннего наблюдателя. Интерпретация картины разделилась среди историков: одни считают, что это праздник брака, другие — нравоучительный урок.
Символы, скрывающиеся за знаменитым портретом ван Дейка
Деталь портрета Джованни Арнольфини и его жены работы Яна ван Эйка, 1434 г., через Национальную галерею, Лондон
Как уже говорилось ранее, портрет содержит ряд символов по всей картине, которые можно интерпретировать как некое послание для зрителя. Вероятно, самой обсуждаемой деталью является выпуклое зеркало. Для начала считается, что отражение в зеркале — это отражение самого художника, и, таким образом, это автопортрет. Затем в раму помещены иллюстрации страстей Христа, служащие напоминанием о благочестии, но также предостережением от тщеславия. Еще один элемент с возможным символическим значением — собака, положенная у ног пары. В Средние века собаки, положенные у ног людей в художественных изображениях, считались символом верности. Поскольку это портрет супружеской пары, верность является важным фактором их отношений.
Еще два примечательных символа — зеленое платье женщины, которое некоторые историки связывают с плодородием и изобилием. Люстра с одной свечой также является странным дополнением, но интерпретируется как символ Бога и его способности следить за каждым шагом пары. Кроме того, мебель и ковер в комнате свидетельствуют о богатстве пары. Таким образом, казалось бы, простой портрет способен передать через свои символы множество информации о его владельцах.
Гентский алтарь
Агнец Божий, из Гентского алтарного образа работы Яна ван Эйка, 1432 г., через коллекцию собора Святого Баво, Гент
Гентский алтарь также известен под названием «Поклонение мистическому агнцу» и считается одним из шедевров Яна ван Эйка. Считается, что в отличие от других картин художника, над этим полотном работал его брат Хуберт, что делает его совместной работой братьев. Хотя точные обстоятельства работы двух братьев над картиной неясны, возможно, что Ян взялся за нее после смерти Хуберта, чтобы выполнить заказ. Алтарь впечатляет своими размерами: 12 открывающихся и закрывающихся панелей, на которых изображены сцены из Библии или жития различных святых. Алтарь был закончен к 1432 году и сейчас находится в соборе Святого Баво в Генте, Бельгия. Работа ценится благодаря множеству деталей и нетрадиционному подходу к уже ставшим классическими сюжетам.
Самая впечатляющая панель, центральная, изображает ягненка в центре сцены. Возвышаясь над алтарем, ягненок окружен множеством святых и священнослужителей, которые преклоняют перед ним колени и кланяются. Панели по бокам от центральной связаны с этой сценой и показывают еще больше фигур, которые направляются к месту поклонения. В верхнем ряду панелей изображен вознесенный на престол Иисус в окружении Девы Марии и святого Иоанна. По бокам от них поют два хора ангелов. Примечательной и нетрадиционной деталью здесь являются лица, которые ангелы принимают во время пения. Ван Эйк пытался передать различные выражения лиц, поэтому некоторые из них изображены с сосредоточенными и искаженными лицами во время пения. Несмотря на это, картина считается одним из величайших шедевров раннего нидерландского искусства.
Мадонна канцлера Ролена
Мадонна канцлера Ролина работы Яна ван Эйка, 1435, via RKD
Мадонна канцлера Ролина» — знаменитая картина маслом работы Яна ван Эйка, завершенная около 1435 года. На ней изображены Мадонна с Младенцем и канцлер Николас Ролин, стоящий на коленях у их ног в молитве. Как и другие картины ван Эйка, эта также богата деталями и символами, но ее наиболее примечательной особенностью является более широкое использование перспективы. Интересен и тот факт, что Мария изображена в образе королевы, которую коронует ангел, а ее мантия напоминает королевскую. Она изображена не просто как мать Царя Небесного, а как самостоятельная королева.
Использование перспективы для создания глубины и пространства, безусловно, является сильной стороной этой картины, а также олицетворением мастерства Яна ван Эйка. Плитки пола помогают зрителю перевести взгляд на задний план, где через арочное окно виден пейзаж. Этот пейзаж также можно интерпретировать как наполненный символизмом: река символизирует реку жизни, а город — город Бога, что указывает на надежду на жизнь после смерти. Внимание Яна ван Эйка к деталям проявляется в тщательной передаче черт лица фигур, их одежды и поведения, что способствует реалистичности картины. Все эти особенности — еще одна иллюстрация стиля художника, повлиявшего на искусство Северного Возрождения.
Наследие Яна ван Эйка
Портрет джентльмена, аноним с Яна ван Эйка, 1852, через Британский музей, Лондон
Влияние Яна ван Эйка на искусство на протяжении веков было очень значительным. Он считается одним из самых значительных и новаторских художников Северного Возрождения, и его работы оказали глубокое влияние на развитие живописи в Европе. Внимание ван Эйка к деталям, использование перспективы и мастерское владение светом и тенью также оказали большое влияние. Его реалистичное изображение людей и предметов помогло установить новые стандарты живописи, а его новаторские техники были широко скопированы другими художниками.
Помимо технического аспекта, связанного с популяризацией масляной живописи, ван Эйк повлиял на последующее искусство, создав узнаваемые визуальные иконы. Портрет Арнольфини, а также его мужчины с цветными тюрбанами быстро стали частью нашей универсальной визуальной культуры, их копировали и интерпретировали различными способами и средствами. Его работы стали классикой, которую цитировали и продолжают цитировать визуально, а также интерпретировать разные поколения художников. Он сыграл свою роль в создании произведений многих мастеров искусства, таких как Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн, Диего Веласкес, а также стиля барокко, став, по сути, крестным отцом известных произведений искусства и стилей, которые мы знаем и любим.
В целом вклад Яна ван Эйка в развитие живописи и искусства неизмерим. Он считается мастером своего дела, а его работы вдохновляют последующие поколения художников.