Ренессанс и барокко — два направления европейского искусства, возникшие после Средневековья. Оба стиля распространились в искусстве и архитектуре, сформировав характер культуры большей части Европы. При этом оба стиля в значительной степени фокусировались на иудео-христианской или греко-римской тематике. Однако между двумя стилями есть явные различия, благодаря которым их легче отличить друг от друга. Ренессанс был первым и длился примерно с XIV по XVII век, а барокко выросло из достижений, сделанных в эпоху Возрождения, и длилось примерно с XVII по середину XVIII века. Но между ними есть и некоторые ключевые стилистические различия, которые мы рассмотрим подробнее ниже, а также изучим их исторический контекст.
Ренессанс наступил первым
Фреска Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», 1494-1498, Санта-Мария-делле-Грацие
Эпоха Возрождения вышла из Средневековья, ознаменовав собой важный исторический период перехода к современности. Возрождение классического искусства, а также новые представления о науке, природе и анатомии человека оказали глубокое влияние на характер искусства Ренессанса. Его родиной была Флоренция, но идеи Ренессанса быстро распространились по всей Европе, причем разные народы развивали свои собственные стилистические подходы. Тем временем из маньеризма, или позднего Ренессанса, вырос период барокко, в котором художники начали экспериментировать с большей театральностью и эмоциональным воздействием. начался в Риме в XVII веке и вновь распространился по всей Европе.
Ренессанс был натуралистическим
Шедевр эпохи Возрождения Рафаэля «Афинская школа», 1511 год. Via Musei Vaticani
Искусство эпохи Возрождения демонстрирует натуралистичное изображение человеческого тела, которого художники достигли благодаря тщательному изучению анатомии человека. В живописи ряд технических и стилистических прорывов позволил художникам добиться поразительно реалистичных результатов. В частности, элементы ракурса, сфумато (эффект затуманенного света) и кьяроскуро (драматический свет и тень) позволили художникам создать правдоподобные качества объема. В то же время открытие линейной перспективы в рисунке, живописи и печати позволило художникам создавать эффекты глубокого визуального пространства, как это видно на мастерской «Афинская школа» Рафаэля, 1511 год.
Искусство и дизайн эпохи Возрождения были упорядоченными и стабильными
Филиппо Брунеллески архитектор, Дуомо Купол Флоренции, Италия, Санта-Мария
Искусство и архитектура эпохи Возрождения опирались на математически точные композиции и проекты, в которых прослеживалась идеальная гармония и золотое сечение. Художники и дизайнеры аккуратно располагали элементы высоты, ширины, симметрии и пропорций друг против друга, чтобы создать спокойный порядок и стабильность. Горизонтальные и вертикальные линии играли ключевую роль в достижении этих визуальных эффектов. Архитекторы использовали упорядоченные арки, купола, фронтоны и колонны в строгом соответствии друг с другом, опираясь на примеры, заложенные в классическом дизайне.
Барокко было повышенным и драматичным
Давид работы Джан Лоренцо Бернини, 1623-24, через Галерею Боргезе, Рим
Напротив, барокко взяло натуралистические достижения Ренессанса и усилило их для усиления театральности и драматического эффекта. В искусстве ключевыми чертами стали высокая контрастность, резкое освещение, вытянутые тела и преувеличенные элементы движения. Сильные диагональные композиции позволили им создать динамические ощущения напряжения, срыва и тревоги. Эти нестандартные эффекты создают волнение и опасность, втягивая нас в театральность момента.
Мученичество святого Матфея» Караваджо, 1600 г., в капелле Контарелли, Рим, через Web Gallery of Art, Washington D.C.
Одной из ключевых особенностей искусства барокко был тенебризм, или создание напряженности с помощью резкого, высококонтрастного освещения, как это видно на большинстве картин Караваджо. Давид» Джованни Бернини, 1623-24 годы, — еще один яркий пример искусства барокко, где библейский герой застигнут врасплох при бросании камня, что контрастирует с более спокойными ренессансными изображениями того же персонажа.
Барокко было более витиеватым
Барочное изображение Питера Пауля Рубенса «Воздвижение креста», 1610 год.
Сегодня под словом «барокко» обычно подразумевается то, что отличается высокой детализацией и проработанностью. В искусстве и архитектуре барокко показные детали, такие как развевающиеся портьеры, перекрывающие друг друга тела, торчащие вперед руки и ноги, дико контрастирующие текстуры тканей, кожи и декораций, создают ощущение суматохи, резко контрастируя с рациональным порядком эпохи Возрождения. На картине Рубенса «Воздвижение креста» мы видим множество фигур, застывших в движении в этот ужасающий момент жестокости. Скульптура барокко не менее сложна, в ней фигуры часто группируются в динамичные, напряженные моменты, как актеры в пьесе, с множеством различных идеальных углов обзора. Архитектура барокко, как это не удивительно, более масштабна и грандиозна, чем архитектура эпохи Возрождения, с большими массами и огромными куполами, устремленными в небо.