Сай Туомбли, скульптор?
Untitled by Cy Twombly, 2004, via Gagosian GalleryТихие, загадочные и умеренные по размеру скульптуры Твомбли можно воспринимать в диалоге с его картинами, как среду, в которой он размышляет и исследует связанные темы, мотивы, образы, жесты и эффекты в трехмерном пространстве. Между поверхностями его картин и скульптур часто наблюдается сходство. Туомбли часто использует белую краску, а также редкие выразительные знаки и письменные надписи. Но скульптуры также имеют свой собственный характер.
Краткая хронология творчества Твомбли и скульптуры
Твомбли начал создавать скульптуры еще в 1940-х годах и продолжал делать это на протяжении всего своего творческого развития в 1950-х. Скульптуры стали частью его работ, когда он вернулся в Нью-Йорк после своего знаменитого и формирующего путешествия в Европу и Северную Африку с Робертом Раушенбергом в 1952 году. В 1954 году он создал гипсовые скульптуры на песке на Статен-Айленде, хотя с тех пор они были утеряны. Однако в 1959 году он прекратил работать с этим материалом почти на два десятилетия. Лишь в 1976 году он вернулся к ней, но и после этого перерыва он больше не оставлял скульптуру. В 1979 году в галерее Лючио Амелио в Неаполе прошла первая выставка, посвященная скульптурам Твомбли. В последующие десятилетия скульптура стала повторяющимся и расширяющимся аспектом практики Твомбли наряду с живописью, рисунком и фотографией. В 1982 году выставка новых скульптур стала частью фестиваля Documenta 7 в Касселе, но первая персональная выставка скульптур Твомбли в США состоялась только в 1997 году. В итоге выставка была организована в галерее Gagosian в Нью-Йорке. По этому случаю был также издан его каталог скульптур, составленный Николой Дель Роскио.
Позднее, в различных студиях по обе стороны Атлантики, Твомбли все больше времени уделял созданию скульптур, и с тех пор его скульптуры стали чаще выставляться — часто в контексте других его работ, но также и сами по себе, как, например, на выставке Cy Twombly: Sculpture в MoMA в 2011 году и совсем недавно в Gagosian, Лондон, в 2019 году.
Серия работ хотографа Салли Манн «Запомненный свет» представляет собой исследование студии Сая Твомбли в Лексингтоне, США. Твомбли действительно родился в Лексингтоне и провел там половину года своей последующей жизни, разделяя время между США и Италией. Помимо прочего, эта фотосерия служит информативной и эмоциональной документацией скульптур, как завершенных, так и находящихся в процессе работы. Однако в работах, посвященных Твомбли как скульптору, все еще ощущается явный недостаток.
Twombly’s Sculptural Method
На протяжении многих лет основная методология создания скульптур Твомбли оставалась неизменной. Ранняя скульптура «Без названия» (Погребальный ящик для лаймово-зеленого питона) была создана в 1954 году, после первой поездки Твомбли в Средиземноморье. Несмотря на это, в ней воплощено многое из того, что будет преобладать в скульптурной практике Твомбли на протяжении многих лет: основополагающий процесс сборки, объединенный покрытием из белой краски, умеренный масштаб, форма ящика, аллюзии на погребальную культуру и образы.
Скульптуры Твомбли стремятся к масштабу, соответствующему человеческому телу, что придает интимность их восприятию. Как правило, они состоят из объектов (исторических и современных, от китча до торжественности) и строительных материалов, таких как дерево, железо и гипс, которые часто покрываются белой краской, иногда с добавлением цвета или письменных надписей. Белая краска — мой мрамор» — это высказывание Твомбли часто цитируется в разговорах о его скульптуре, и оно действительно полезно для определения места этих работ в его творчестве и их связи с историей искусства и античностью. Твомбли был не просто американским художником, а художником, глубоко связанным со старым миром средиземноморской Европы, где он провел большую часть своей жизни после первого визита в 1952 году. В 1957 году он также переехал в Италию.
С 1970-х годов Твомбли начал отливать довольно много своих скульптур, создавая бронзовые копии своих идиосинкразических ассамбляжей. Обе его техники — беление скульптурной структуры, похожей на коллаж, и отливка ее в бронзе — приводят к созданию нового единого и уникального целого, происхождение которого, по крайней мере, частично скрыто.
Цветы, могилы, колонны и лодки
В ряде скульптур Туомбли присутствуют отсылки к миру природы. Например, в работе «Без названия, Гаета» присутствуют засушенные цветы. В «Зарослях» — части серии, отсылающей к Месопотамии и вдохновленной шумерской скульптурой, — пластиковые листья вкраплены в аморфный гипс. В «Фермопилах» тканевые цветы покрыты гипсом и воздвигнуты на кургане органической формы, сделанном из плетеной ткани. Каждый из них по-своему напоминает о присутствии цветов на могилах и мемориалах, а также о появлении растительности вокруг разрушенной архитектуры. По сути, они вступают в диалог с циклами жизни и распада как природного мира, так и архитектурной культуры. В «Аромате розы» не используются органические или даже ненастоящие органические объекты, а плотное и капельное нанесение темной красно-розовой краски на структуру усиливает подтекст цветочного. Эта работа перекликается с серией картин Туомбли «Роза» 2008 года и, возможно, может считаться ее предвестником.
Фермопилы» (хранится в Menil Collection, Хьюстон) служит примером частого процесса Твомбли, когда он делает белый оригинал — сборку материалов, покрытых белой краской, а затем создает другую версию той же скульптуры, отливая оригинал в бронзе. Это также пример того, как частое включение надписей в живопись Твомбли переносится на его скульптуру. Оригинал содержит цитату греческого поэта Контантина Кавафи. То, что многие скульптуры Твомбли напоминают могилы, надгробия, мемориальные доски и другие памятники, связанные с визуальной культурой смерти и смертности, часто отмечается комментаторами. Название «Фермопилы» отсылает к историческому горному перевалу, на котором погиб спартанский царь и его армия. Также отмечается его визуальная связь с этрусскими гробницами.
Наряду с цоколями и коробами в скульптуре Твомбли часто встречаются узкие вертикальные формы, напоминающие архитектурные колонны, но в то же время несущие в себе антропоморфные коннотации человеческой формы. Это дало повод некоторым комментаторам сравнить работы Твомбли с тонкими фигурами швейцарского скульптора Альберто Джакометти. Бронзовая работа «Без названия (Святой Себастьян)» служит примером этой скомпрометированной вертикальности, архитектурной возвышенности, измененной и очеловеченной несовершенными поверхностями, изгибами и фрагментарными руинами. Это качество можно увидеть в скульптурах в студии Твомбли в Лексингтоне, сфотографированных Манном.
Отголоски сосудов и транспортных средств, символически заряженных и тесно связанных с античностью, также повторяются в скульптурных работах Туомбли. Например, абстрактные формы колесниц выглядят странно из-за их бледной неподвижности в «Триумфальной колеснице» и «Без названия» (1991). Образ лодки стал ключевым в практике Твомбли в последние десятилетия его жизни. Он несет в себе коннотации прибрежной среды и ключевых повествований классического мира, а также идею перехода и, опять же, смертности. Зимний проход, Луксор (1985) — пример этого. Опираясь на древнеегипетские образы после посещения Луксора, простое сочетание форм напоминает образ погребального сосуда на воде и идею перехода через реку Нил в загробный мир.
Двусмысленность скульптур Сая Туомбли
Белизна скульптур Твомбли явно не чистая. Они варьируются среди различных оттенков белизны, с грубыми и неровно нанесенными поверхностями, часто испорченными текстурами, метками, смешанными надписями или цветом. Его бледные поверхности несут в себе подтекст истории и эрозии, остраненные благодаря зачастую легкому весу материалов, напоминающих щебень. Как таковые, они напоминают не блестящую белизну модернистской архитектуры или галереи из белых кубов, а кусочки прошлого, которые были оставлены на произвол судьбы, выбелены солнцем или вычищены стихией, но сохранили что-то существенное или символическое. Они, как говорит сам Твомбли, напоминают мрамор античных средиземноморских руин и статуй, а также беленые фасады домов американского Юга. В любом случае, эта призрачная белизна говорит о хрупкости структуры и культуры, о деталях и различиях, которые теряются со временем. Но в его озвучивании мира классического мрамора и антикварных артефактов используется лексикон современных и промышленных материалов. Утрата, заложенная в бледных поверхностях и неопределенных архитектурных формах, не является результатом длительного износа, но часто — веществом и идеей, которыми он их завуалировал. Его скульптуры выглядят как фрагменты, руины, но от какого первоначального целого? Его нет. Это жуткие объекты, столь же игривые, сколь и серьезные.
Поэт Фрэнк О’Хара назвал скульптуры Твомбли остроумными и траурными — фраза, которая передает их колеблющуюся двусмысленность. Часто «безымянные» работы Твомбли занимают неопределенное и жуткое положение между стариной и современностью, фигуративностью и абстрактностью, эфирным и грубым, хрупким и индустриальным, элегическим и юмористическим, фрагментарным и цельным. В своей скульптуре Твомбли, несмотря на множество повторов и тенденций, так и не пришел к практике, границы которой мы могли бы с уверенностью определить. Несмотря на то, что белизна — это постоянная черта, цвет также присутствует в некоторых скульптурах Твомбли, особенно в его поздних работах. Например, его работа 2000 года «Турецкий восторг», почти полностью покрытая ярко-зеленой и красной краской, выглядит вульгарно, восхитительно и поразительно на фоне других его работ.