Когда мы думаем о древних артефактах, то обычно представляем себе предметы, которыми люди дорожили. Но если вы действительно хотите узнать грязные подробности повседневной жизни в древности, вам стоит посмотреть на выброшенные вещи.
Пожалуй, нет лучшего примера, чем Оксиринхские папирусы — удивительная коллекция текстов (насчитывающая не менее полумиллиона фрагментов), обнаруженных в древнеегипетских мусорных кучах в конце XIX века. Находки в Оксиринхусе — от заказов на еду до священных писаний — рисуют картину древней жизни, которая может вас удивить.
Древний город Оксиринх
В Западной пустыне Египта, на берегу реки Бахр-Юсеф, расположен древний город Оксиринхус. Когда-то город назывался Пер-Меджед, в честь священной нильской рыбы-слона, и был столицей 19-го верхнеегипетского нома.
Когда Александр Македонский завоевал Египет в 332 году до н. э., греческие граждане заселили город и переименовали его в Оксиринху-полис, «Город остромордой рыбы». Город оставался процветающей региональной столицей на протяжении всей эпохи Птолемеев и во время римского правления. В городе был большой театр, общественные бани, гимнастический зал и храмы богов, таких как греко-египетское божество Серапис. Его окружали сельскохозяйственные угодья, орошаемые ежегодным разливом Нила. Когда в I веке н. э. в регионе утвердилось христианство, Оксиринх также стал известен своими многочисленными церквями и монастырями.
На протяжении византийского и арабского периодов город неуклонно приходил в упадок и в конце концов превратился в руины. Большая часть его построек была перестроена и превратилась в современную деревню Эль-Бахнаса. Однако дни славы Оксиринха остались не совсем позади. Во время британской оккупации Османского Египта в конце 1890-х годов два молодых археолога сделали открытие, которое вывело Оксиринх в центр внимания мировой общественности и закрепило за ним место одного из самых значимых мест в истории.
The Excavators: Мечтая о папирусах
Бернард Гренфелл (справа) и Артур Хант (слева), 1896 г., Источник: Оксфордский университет
Бернард Пайн Гренфелл и Артур Сурридж Хант из Колледжа королевы в Оксфорде мечтали обнаружить великие греческие шедевры, утраченные временем. При поддержке нового греко-римского отделения Фонда изучения Египта они отправились в Оксиринх.
Гренфелл догадывался, что это перспективное место для хранения греческих рукописей. Поскольку это был видный столичный город, в нем должно было проживать много состоятельных людей, которые могли позволить себе содержать библиотеки литературных текстов. Не исключалось, что они могли найти и раннехристианскую литературу, учитывая количество церквей и монастырей, некогда существовавших на этом месте.
Когда Гренфелл и Хант прибыли на место зимой 1896 года, оно выглядело не так многообещающе, как они себе представляли. Уцелевшие постройки города плохо сохранились. Большинство домов и зданий были расчищены до фундамента, и вряд ли там можно было найти что-то ценное. Они надеялись найти что-то интересное на греко-римском кладбище к западу от города. Некоторые из самых выдающихся греческих литературных свитков были найдены похороненными вместе со своими владельцами в могилах. К сожалению, раскопки на кладбище не оправдали их ожиданий.
Мусорные курганы в Оксиринхусе, Источник: Оксфордский университет
Следующим лучшим вариантом было покопаться в курганах за городом, куда древние обитатели города сбрасывали свой мусор. Находки в этих курганах, скорее всего, были менее ценными и находились в худшем состоянии, поскольку их целенаправленно выбрасывали. Однако вскоре они обнаружили, что эти мусорные курганы были гораздо более впечатляющими, чем обычная свалка.
Раскопки: поток папирусов
Металлическая жесть для упаковки папирусов, источник: Оксфордский университет
Гренфелл и Хант поручили местным рабочим рыть траншеи в боку одного из низких мусорных курганов. Тогда-то и начали поступать папирусы. В своем археологическом отчете о раскопках Гренфелл знаменито написал, что «поток папирусов вскоре превратился в поток, с которым было трудно справиться». Два человека начали изготавливать металлические банки, чтобы хранить вместе фрагменты папируса, найденные в одном и том же месте. В течение следующих десяти недель люди, изготовлявшие жестянки, с трудом поспевали за количеством папирусов, обнаруженных в курганах.
Сухой климат этого региона в сочетании с огромным количеством материала, сброшенного туда со временем, сохранил беспрецедентное количество древнего папируса. За время работы с 1896 по 1907 год Гренфелл и Хант обнаружили около полумиллиона фрагментов папируса, от небольших обрывков до полноразмерных рулонов. Большая часть коллекции написана на греческом, но присутствуют и другие языки, в том числе латынь, коптский и арабский. Это самая большая коллекция древних папирусов в современном мире.
Литературный
P. Oxy. 3368: Менандр, Мисуменос, III век н. э., Источник: Оксфордский университет
Можно с уверенностью сказать, что Гренфелл и Хант осуществили свою мечту — раскопали великие шедевры греческой литературы. Литературные папирусы, составляющие лишь десятую часть всей коллекции, включают в себя как известных греческих классиков, так и несколько давно забытых произведений. В список древних поэтов, математиков, историков и драматургов входят такие известные имена, как Гомер, Платон и Аристотель. В курганах Оксиринха было обнаружено несколько ранее неизвестных текстов, утраченных в Средние века, а также значительно расширенные версии известных и любимых нами произведений. Мы можем поблагодарить Оксиринх за комедии Менандра, поэзию Сапфо и одну из древнейших сохранившихся диаграмм отца геометрии Евклида.
The Theological
P.Oxy X 1229: Иакова 1:15-18, III век н.э., Источник: Музей Сперлока
Кроме того, на месте раскопок было обнаружено огромное количество богословских текстов, включая фрагменты Септуагинты, Нового Завета и апокрифических текстов. Открытие этих текстов оказало огромное влияние на область изучения Нового Завета и раннего христианства. Это одни из самых ранних христианских текстов, когда-либо обнаруженных, и они проливают свет на древние традиции писания.
Одной из первых значительных находок, сделанных Гренфеллом и Хантом в ходе раскопок, стал лист из книги, содержащей изречения Иисуса, некоторые из которых никогда ранее не встречались. Здесь есть фрагменты четырех канонических Евангелий Нового Завета, а также внеканонической литературы, такой как Евангелие от Фомы, Деяния Петра, Деяния Павла и Феклы и «Пастырь Ерма». Кроме того, здесь в изобилии представлены другие христианские материалы, включая молитвы, амулеты и письма.
Нелитературные
P.Oxy VI 890: Объявление о нарушителях налогового законодательства, III век н.э., Источник: Музей Сперлока
Большинство текстов, дошедших до нас из древности, представляют собой именно те впечатляющие произведения, которые Гренфелл и Хант надеялись найти в Оксиринхе. Популярная литература, Священное писание и рассказы о влиятельных людях дошли до нас потому, что их часто копировали и распространяли или целенаправленно сохраняли. Однако одна из особенностей Оксиринхских папирусов заключается в том, что большая часть коллекции состоит из нелитературных документов, рассказывающих о повседневных делах обычных людей.
Нелитературные предметы, обнаруженные в этом месте, обширны и разнообразны. В них собраны практически все виды документов, составленных в общественных и частных сферах на протяжении веков: расписки, регистрации, приказы, споры, завещания, личные письма, школьные упражнения, гороскопы и многое другое. Гренфелл сообщил о некоторых курганах, где количество папирусов было настолько велико, что, скорее всего, это свидетельство того, что часть местных архивов была выброшена в массовом порядке. Эти документы позволили ученым получить уникально глубокое представление об этом древнем городе, начиная от структуры правительства и заканчивая повседневной жизнью простых людей.
Государственные документы, такие как эдикты, судебные приказы и налоговые отчеты, предоставляют ученым бесценную информацию о политическом и экономическом ландшафте региона. Более частная переписка, например, письма и приглашения, дает представление о социальной жизни в Оксиринхе. Одно из таких приглашений II или III века н. э. гласит: «Аммониос просит тебя отобедать на банкете владыки Сераписа в обеденном зале Серапейона 9 числа, начиная с 9 часа». Хотя эти нелитературные документы, безусловно, не столь эффектны, как литературные и богословские тексты Оксиринха, они не менее важны для изучения древнего мира.
Impact: Ценность мусора
Оксиринхские папирусы, часть I, 1898, Источник: Оксфордский университет
Гренфелл и Хант опубликовали первые тексты из Оксиринхских папирусов в 1898 году. С тех пор люди продолжают находить, анализировать и публиковать фрагменты, найденные в курганах Оксиринха. Папирусы были распространены Фондом исследования Египта (ныне Общество), но большая часть коллекции хранится в Оксфордской библиотеке искусства, археологии и древнего мира.
Современная наука об Оксиринхских папирусах отражает серьезные изменения в области классики и изучения Нового Завета. Многие ученые пересматривают сомнительные тенденции в своих областях, такие как предпочтение одних текстов другим на основании их значимости в современной культуре и религии. Что означает, что священные тексты и любимые классики были выброшены в те же курганы, что и заказы на пшеницу, платежи за кукурузу и регистрация коз и овец?
Помещая гламурные произведения истории в контекст мусорной свалки, ученые могут изучать древние тексты на их собственных условиях, с меньшим предубеждением к произведениям с современным влиянием или святостью. Например, Анне-Мари Люйендийк, исследователь Нового Завета и папиролог, интересуется тем, что она называет «смертью кодекса», или «повреждением, незаинтересованностью и уничтожением христианских рукописей» в Оксиринхе. Эта невероятная коллекция папирусов продолжает открывать новые захватывающие направления исследований, демонстрируя как сокровища, которые можно найти в мусоре, так и грязную сторону современных сокровищ.