Средневековые осады — обычное явление в голливудских фильмах. С сайта Айвенго (1952) — Робин Гуд (2010) и далее, Голливуд изображал это событие бесчисленное количество раз, и каждый раз это было впечатляющим зрелищем для зрителей. Но, как и во многих других вещах, Голливуд часто ошибается, иногда намеренно, ради создания чего-то зрелищного. Тропы создаются, копируются и продолжают существовать на протяжении десятилетий, создавая в нашем сознании представление, которое зачастую далеко от истины.
В реальности средневековые осады сильно отличались от голливудских образов. Вот 6 примеров того, как Голливуд ошибается.
1. Средневековые осады и рвы
Кадр из фильма «Царство небесное» (2005). Основной неточностью здесь является отсутствие рва за пределами городских стен. Изображение с сайта itcher.comКопание рвов было, безусловно, самым распространенным занятием защитников перед любой средневековой осадой или битвой. Хотя Голливуд часто использует рвы в сценах открытого боя, мы редко видим, как защитники копают рвы перед осадой замка. Обычно в фильмах изображается чистая, ровная земля до самых стен замка. Осадные башни, тараны и солдаты могут подбежать прямо к стенам и начать работать на оборону. Это позволяет фильму поддерживать интерес зрителя к происходящему.
В действительности опасная задача по заполнению рва должна была быть выполнена до того, как нападающий сможет приблизиться к стенам. Еще хуже то, что рвы иногда заполнялись деревянными кольями, что делало идею нападения еще более смертоносным и трудным делом. А при наличии воды ров превращался в ров. Рвы были крайне негигиеничны, и даже самое незначительное время, проведенное в них, могло привести к тому, что пловец заболевал холерой или дизентерией, которые он забирал с собой в лагерь, когда возвращался.
Тем не менее, Голливуд, как правило, не изображает рвы в сценах осады. В реальности они присутствовали всегда, задолго до начала осады. Рвы были частью подготовленной обороны, построенной вместе с замком.
2. Кастрюли с кипящим маслом
Это голливудский троп, для которого в исторической хронике очень мало доказательств. Проще говоря, он в основном выдуман. Хотя бросание горшков с кипящим маслом, возможно, и случалось в некоторых случаях, это, конечно, было очень редким явлением в средневековых осадах. Нефть стоила дорого, и переносить горшок с кипящим маслом на валы было излишне сложно и рискованно для обороняющихся.
Оливковое масло, однако, иногда использовалось для того, чтобы сделать осадные лестницы скользкими, и его не нужно было предварительно кипятить. Что касается метания предметов в нападающих, то чаще всего использовались большие камни и куски каменной кладки, но практически все, что можно было бросить в нападающих, включая трупы людей и животных и даже экскременты. Также зафиксировано множество случаев использования кипятка, смолы, негашеной извести и горячего песка. Попадание горячего песка в доспехи было бы крайне неприятным ощущением.
Проблема средневековых осад, как их изображают в Голливуде, заключается в том, что практически во всех из них нападающие пытаются взобраться на стены с помощью лестниц. В этот момент в них сбрасывают предметы. Хотя это действительно часто встречается в средневековом искусстве, использование лестниц для возведения стен не было обычным явлением. Даже при наличии множества лестниц каждый нападающий все равно добирался до вершины по одному — очень рискованное предложение для любого солдата, так как оно почти самоубийственно, ведь солдат, скорее всего, будет в меньшинстве и все равно окажется в очень невыгодном физическом положении, даже если ему удастся избежать опасностей камней, горячего песка и кипящей воды.
3. Города-палатки
Голливуд и видеоигры часто изображают армии, расположившиеся в рядах палаток, украшенных цветами той страны, за которую они сражаются. На широкоугольных кадрах эти города палаток растягиваются далеко вдаль в эстетически приятном единообразии. Этот прием можно встретить в любой армии, в том числе в армии, осаждающей замок или город.
Реальность немного сложнее. Палатки были дорогими, и каждый солдат обзаводился ими в основном из своего кармана. Скромная палатка могла стоить как полугодовое жалованье среднего пехотинца. Солдаты, которым приходилось покупать снаряжение самостоятельно, обычно в первую очередь тратили деньги на оружие и доспехи. Палатки были роскошью и обычно использовались теми, кто мог себе их позволить; так, в лагере солдаты с палатками, как правило, были рыцарями и дворянами, и, конечно же, не все они выглядели одинаково.
Простым солдатам приходилось строить свои собственные убежища из того, что было под рукой. Некоторые солдаты просто рыли окопы. Подобные скромные жилища были повседневной армейской жизнью на протяжении всего средневековья и даже в первые десятилетия эпохи Возрождения.
В большинстве случаев такая ситуация затягивалась и в конечном итоге приводила к проблемам с санитарией. Поэтому такие болезни, как дизентерия, были распространены, и солдаты осаждающей армии скорее умирали от болезней, чем от прямого столкновения с врагом.
4. Осадные башни
Осадные башни были обычным аспектом средневековых осад, которые Голливуд справедливо часто изображает. Но вот в чем Голливуд ошибается, так это в том, как они использовались на самом деле в большинстве случаев. В фильмах мы часто видим, как осадные башни придвигают прямо к стенам защитников, и тогда с башни опускается разводной мост, и атакующие солдаты высыпают на валы. Это, конечно, неточно, но чтобы иметь такую возможность, осадная башня, скорее всего, должна располагаться над местом, где был засыпан оборонительный ров. Голливуд никогда не показывает мучительно долгую и опасную работу по засыпке рва. Более того, как уже говорилось, Голливуд вообще никогда не изображает ров.
Однако наличие рвов в реальности означает, что осадные башни обычно использовались по-другому. Наиболее распространенной тактикой было выдвижение осадной башни как можно ближе к стенам защитников. С такой позиции лучники на вершине осадной башни имели бы преимущество в высоте над защитниками.
Однако что Голливуд делает правильно, так это внешний вид башни. Их часто изображают обтянутыми кожей спереди и по бокам. Это связано с тем, что осадные башни, сделанные из дерева, были подвержены горению. Чтобы противостоять этому недостатку, осадные башни обычно покрывали мокрой кожей.
5. Катапульты и требюшеты
Метание камней и других предметов с помощью артиллерии действительно было распространенной практикой в средневековой осадной войне. Голливуд часто ошибается, когда говорит о том, куда были направлены требюше и катапульты и каков был их эффект. Что касается целей, то Голливуд концентрируется на использовании катапульт и требюше для разрушения оборонительных стен (которые внезапно рушатся). В реальности же большинство снарядов металось по городу, чтобы нанести урон и деморализовать противника. Среди них были не только камни, но и огненные снаряды, а также мертвые животные для распространения хаоса и болезней.
Толстые и прочные стены замков и городов обычно выдерживали обстрел даже самыми большими осадными орудиями. Проломы были редкостью. В Голливуде любят изображать, как стены внезапно рушатся после нескольких ударов. Это очень неточно. Хотя есть свидетельства того, что стены рушились от артиллерийского обстрела, такие случаи были крайне редки и в основном касались стен из глинобитного кирпича.
Исключением является осада замка Стирлинг в Шотландии в 1304 году, когда английская армия под командованием Эдуарда I сумела пробить стены замка с помощью самой большой из когда-либо построенных требюше (получившей название «Военный волк» или Loup de Guerre). Современник утверждает, что требюше «обрушило всю стену». Когда катапульты и требюше использовались против крепостных и городских стен, нападавшие обычно стремились пробить верхнюю часть стены, чтобы сделать участок вала неприступным. Чтобы пробить брешь таким образом, нужно было последовательно обстреливать верхнюю часть стены, продвигаясь вниз.
6. Чрезмерное использование огненных стрел и стрельбы из лука
Хотя огненные стрелы и другие снаряды, несомненно, использовались в средневековых осадах, их применение не было столь распространенным, как это изображает Голливуд. Огонь был опасен, особенно когда сотни солдат управляли своим собственным огнем на наконечниках стрел. Можно было допустить ошибки, и некоторые ошибки могли быть катастрофическими. В Византийской империи, правда, использовали вещество под названием «греческий огонь», которое было ранней формой напалма, но его обычно применяли в морских сражениях.
Что касается пускания стрел, то человек, отвечающий за это, конечно же, не кричал «огонь!». Это слово стало использоваться только после широкого распространения мушкетов. Правильная терминология для стрел — это «nock» (заряжать стрелу), «draw» и «loose». Во многих голливудских сценах лучники натягивают луки и стоят в ожидании команды «стрелять» или «отпустить». Однако они не смогли бы удерживать лук в натянутом и нацеленном положении дольше нескольких секунд в лучшем случае. Вес натяжения боевого лука составляет от 100 до 200 фунтов; это просто невозможно. Английские длиннолуки, возможно, и могли удерживать лук в натянутом положении несколько секунд, поскольку их тренировали с раннего возраста и они обладали чрезвычайно мощными мышцами рук, но фаза «натяжения» и «спуска» обычно выполнялась одним движением.
Реферат: Развитие средневековых осад в Голливуде
Большинство фильмов на средневековую тематику, как правило, представляют собой смешанный мешок неточностей. В зависимости от характера аудитории режиссеры стремятся к достоверному изображению, но некоторые вещи не способствуют хорошему просмотру. Точное изображение средневековой осады, конечно, не будет тем зрелищем, которого зрители ожидают от Голливуда. Во имя развлечения создаются тропы, которые сохраняются и сегодня и дают нам искаженное представление о том, какой была история на самом деле.