Пабло Пикассо родился в Малаге, в южном испанском регионе под названием Андалусия. Его отец был художником, поэтому Пикассо начал свое художественное образование в детстве. Его первым словом было piz, что по-испански означает «карандаш». Его семья переехала в А-Корунью в Галисии в 1891 году, когда Пикассо было 10 лет. Через несколько лет, в 1895 году, они переехали в Барселону, где Пикассо и его отец стали учиться в Школе изящных искусств La Llotja. Его отец работал там профессором, а Пикассо поступил в качестве студента. Однако в 1897 году отец отправил Пабло в Мадрид, чтобы тот учился в Академии изящных искусств Сан-Фернандо, которая считалась лучшей в стране.
Пабло Пикассо и каталонская романская живопись
Бар «Четыре кота» в Барселоне, с сайта Pinterest
В Мадриде Пикассо начал демонстрировать свое отвращение к формальным занятиям. В 1899 году он вернулся в свою любимую Барселону, город, который фигурирует во многих его картинах этого периода. Пикассо с радостью влился в художественную среду современной Барселоны.
Автопортрет Пабло Пикассо, 1907, через Wikiart
Он начал посещать кафе «Четыре кота», где собирались многие художники-авангардисты. В этом баре Пикассо провел свою первую персональную выставку. В Барселоне он начал знакомиться с каталонской романской живописью, искусством фресок и алтарей XI и XII веков, которое оказало большое влияние на его творчество.
Романские элементы в работах Пикассо
Визит» Пабло Пикассо, 1902, через Wikiart
Пикассо был хорошо известен своим интересом к различным стилям, влияниям и культурам. Однако он адаптировал их по-своему, создавая новые стили. В годы своего становления, которые сейчас известны как «голубой период», длившийся с 1901 по 1904 год, Пикассо использовал многие элементы каталонской романской живописи. Итак, какие же элементы Пикассо взял из каталонской средневековой живописи?
Биограф Пикассо Мэрилин Маккалли видит связь между картиной Пикассо «Визит» и сценой посещения из правой верхней части романского алтарного образа Ллуча XIII века. Например, в своей работе Пикассо не использует никакого фона, что характерно для романских фресок и алтарных композиций. И фигуры Пикассо, и средневековые фигуры выглядят сильно вытянутыми и плоскими, двухмерными, с подчеркнутыми черными контурами.
Алтарь из Санта-Мария-де-Луча, 1210-1220, через Епископальный музей Вик, Барселона
Эти фигуры также имеют геометрические черты лица. Их тяжелые брови изображены в виде строгих линий, а миндалевидные глаза очень своеобразны. Даже их ноги имеют геометрические формы, так как они треугольно заострены. Похожи и платья, ведь Пикассо рисовал платья по средневековой моде. Интересен и тот факт, что картина Пикассо была выполнена на панно, а не на холсте, а панно широко использовались в средние века.
Распятие» Пабло Пикассо, 1932 год, через Widewalls; рядом с Эриль ла Валь Схождение с креста, вторая половина XII века, через Википедию
Что же такого интересного нашел Пикассо в романской живописи? Стилистически Пикассо привлекала романская живопись своей простотой и эффективностью. С другой стороны, Пикассо также использовал тематические мотивы, характерные для каталонской романской живописи, в первую очередь черепа и распятия. Насилие и смерть также были часто изображаемыми темами.
Черный кувшин и череп, Пабло Пикассо, 1946, через Тейт, Лондон
Есть и другие причины, по которым Пикассо так заинтересовался искусством XI и XII веков. Пикассо был андалузцем, но после переезда в Барселону художник очень сблизился с каталонцами и их культурой. Он очень поддерживал каталонский патриотизм и, вероятно, считал Барселону своим домом.
Деталь фрески из Сант-Пере-де-Сорпе, XII век, через Национальный музей искусства Каталонии, Барселона
Во время своего пребывания в Барселоне Пикассо быстро влился в общественную и художественную жизнь каталонской столицы. Каталония вступала в XX век, стремясь зарекомендовать себя как независимая страна с уникальной историей и культурой, уходящей корнями в средневековье. Романское искусство в это время переживало свое возрождение в качестве национального символа каталонцев. Давно забытые фрески и алтарные украшения из изолированных горных церквей привозили в музеи Барселоны, чтобы спасти от разрушения. Романское искусство относится к XI-XII векам — периоду зарождения Каталонии.
Романское искусство возрождалось и среди авангардных художников Барселоны. Пикассо, конечно, был не единственным, кто заинтересовался романским искусством. Когда Жоана Миро спрашивали, как много романское искусство значит для него, он постукивал пальцем по венам на своем предплечье.
Портрет Жоан Видаль Вентоса работы Пабло Пикассо, 1899 г., via Pinterest
Вращаясь в этих кругах, Пикассо приобрел много друзей. Одним из них был Жоан Видаль Вентоса, человек, который был очень увлечен каталонским романским искусством. Вентоса был фотографом-документалистом, специализировавшимся на каталонских памятниках. Он также был официальным фотографом музеев Барселоны. Он путешествовал по Каталонии и фотографировал фрески и алтари во многих романских церквях. Возможно, что Пикассо также сопровождал его во время некоторых из этих поездок. Многие другие художники того времени подчеркивали средневековое происхождение своей страны, пропагандируя каталонскую культуру и независимость.
Выставка романского и готического искусства в Барселоне
Фрески из Сант-Климент в Таулле, ок. 1123 г., через Википедию
Во время двухнедельного праздника Девы Милосердной была организована выставка романского и готического религиозного искусства. Впервые артефакты, привезенные из старых церквей, были собраны в одном музее. Пикассо посетил выставку в 1934 году, незадолго до официального открытия нового Национального музея. К тому моменту он уже был известным художником, и его визит в музей освещался в прессе. Один из репортеров написал: Пикассо, стоя перед этими несравненными фрагментами раннего каталонского искусства, признал их силу, интенсивность и мастерство… и без колебаний заявил, что наш романский музей будет чем-то уникальным в мире, незаменимым источником для всех, кто хочет знать истоки западного искусства, бесценным уроком для современников».
Культурные события Барселоны
Корпус Кристи в Барселоне, через Катедраль де Барселона
Культурные мероприятия, проводимые в Барселоне, оказали большое влияние на Пикассо. Одним из самых важных событий были Ежегодные цветочные игры. Это была средневековая традиция, во время которой участники и наблюдатели собирались в городской ратуше, где слушали оды, восхваляющие древние достижения каталонцев, и стихи, провозглашающие невероятную силу различных мадонн.
Еще одно событие было известно как Корпус Кристи (Corpus Christi). Это традиция XIV века, состоящая в шествии в честь фрагмента Истинного Креста, который город обрел в эпоху Средневековья. Геганты, гигантские фигуры, участвовавшие в процессии, родом из средневековья, когда их использовали для распространения библейских посланий среди неграмотных людей. И снова мы видим, что средневековые образы повсюду окружали Пикассо в годы его жизни в Барселоне. Однако в один из годов, когда Пикассо был в Барселоне, праздник Тела Христова имел трагический исход. Во время шествия бомба убила шесть человек, а еще сорок получили ранения.
Голубой и розовый период Пабло Пикассо
Суп» Пабло Пикассо, 1903 г., через Википедию; рядом «Старый гитарист» Пабло Пикассо, 1903 г., через Художественный институт Чикаго
В годы своего становления Пикассо все еще находился в поиске своего фирменного стиля. Во время «голубого периода» он стремился привлечь внимание к людям, живущим в бедности. Он рисовал нищих, работников секс-индустрии и алкоголиков. Он показывал людей, которые находились на задворках общества.
Средневековые элементы в картинах Пикассо исчезли в 1904 году, когда он переехал в Париж и начал писать в более ярких розовых тонах. Этот период известен как «Период розы». Однако в 1906 году Пикассо вернулся в маленькую деревню Госоль в Каталонских Пиренеях. Он планировал остаться там на 10 недель, вдали от парижской суеты. В этой деревне он мог наслаждаться простой жизнью, занимаясь живописью. И действительно, в этот период он был очень продуктивен. По словам его биографа Джона Ричардсона, за это время Пикассо создал семь больших картин, дюжину картин среднего размера, а также множество эскизов, рисунков, акварелей и гуашей.
Дева с Госола, XII век, через Национальный музей искусства Каталонии, Барселона
Во время своего уединения в небольшой горной деревушке Пикассо вновь изменил свой стиль и вернулся к романским элементам. Его впечатлили религиозные праздники, проводимые в деревне, а также романская церковь под названием Санта-Мария-дель-Кастель. В этой церкви находилась романская скульптура Девы Марии из Госоля, которая оказала большое влияние на творчество Пикассо.
Автопортрет с палитрой, Пабло Пикассо, 1906 г., через Филадельфийский музей искусств
Две картины, написанные им во время пребывания в Госоле, показывают, как эволюционировал его стиль. Эти две работы известны как «Автопортрет с палитрой» (1906) и «Женщина с хлебом» (1906). В его автопортрете мы видим, как снова появляются средневековые элементы. Здесь нет фона, а тело состоит из геометрических фигур. Миндалевидные глаза прикрыты двумя тяжелыми линиями, изображающими брови, а подбородок имеет почти треугольную форму.
Женщина с хлебом, Пабло Пикассо, 1906 г., через Музей искусств Филадельфии
Женщина с хлебами» — картина, которая также демонстрирует связь между Пикассо и романским искусством. Женщина, изображенная на этом портрете, явно была вдохновлена фигурой Богородицы из Госола. Вернувшись в Париж, Пикассо продолжил использовать романские элементы, которые вдохновляли его во время пребывания в Испании.
Портрет Гертруды Стайн работы Пабло Пикассо, 1905-06, через Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Например, он закончил портрет Гертруды Стайн, который начал год назад. Однако теперь его Гертруда выглядела как каталонская романская мадонна. Эти романские влияния, их простота и эффективность постепенно перерастут в изобретенный Пикассо кубизм. Корни кубизма можно увидеть в его знаменитой работе под названием Les demoiselles Avignon.