Борьба за женское избирательное право — одна из самых героических историй современной эпохи. Менее известно, что небольшая, но влиятельная группа британских суфражисток знала дзюдзюцу. Благодаря усилиям страстного мастера боевых искусств и активистки по имени Эдит Гарруд раннее развитие самообороны и обучения боевым искусствам в Британии было тесно переплетено с поиском «голосов для женщин». Изучение истории гражданских и политических прав женщин через призму японского дзюдзюцу добавляет увлекательное измерение к истории женского избирательного права.
Боевые искусства в эдвардианской Британии
Идея «самообороны» вошла в канон британского общего права в 1604, появилась в викторианскую эпоху и набирала обороты на протяжении всего двадцатого века. Озабоченность правительства на рубеже веков по поводу «физической деградации» населения (примером тому служит Доклад Фицроя 1904 года) в сочетании с бурлящими страхами по поводу общественной безопасности (после Джека Потрошителя) привели к вмешательству государства в здравоохранение и росту интереса среднего класса к обучению боевым искусствам.
Ярким примером последнего стала разработка бартицу Эдвардом Бартон-Райтом в 1898 году. После трех лет, проведенных в Японии, Бартон-Райт вернулся в Лондон и открыл Академию оружия и физической культуры Бартитсу.. Обучение боксу, французскому бою на тростях и японскому дзю-дзюцу было неотъемлемым компонентом академии. нового боевого искусства Бартона-Райта. Хотя сам клуб просуществовал всего два года, он сыграл важнейшую роль в качестве центра передачи боевых искусств суфражистскому движению.
Эдит Гарруд и додзё «Золотой квадрат
Эдит Гарруд (1872-1971) была первой в Британии женщиной-инструктором по боевым искусствам. Она познакомилась с искусством японского дзюдзюцу вместе со своим мужем Уильямом после того, как стала свидетелем демонстрации Эдварда Бартона-Райта в 1899 году. Дзюдзюцу — общее название систем безоружного боя из самураев, был адаптирован и модернизирован в Meji-era Япония. Гарруды, оба опытные тренеры по физической подготовке, были глубоко впечатлены опытом Бартона-Райта.
Соответственно, они записались в Академию бартицу Бартона-Райта и начали заниматься под руководством инструкторов дзюдзюцу Юкио Тани и Садакадзу Уйениши. Когда Академия Бартитсу закрылась, Гарруды последовали за Уйениши в его новую школу на Голден Сквер, Пикадилли Серкус, чтобы продолжить тренировки. Вступление во владение додзё Уйениши в 1906 году — в тот же год, когда Эдит вступила в Лигу женской свободы (ЛЖС), — стало поворотным моментом. Движимая желанием Эдит научить женщин защищать себя, додзё на Золотой площади быстро стало штаб-квартирой атлетического отделения ВФЛ.
Дзюдзюцу как укротитель мужей
Поскольку Гарруд стала участвовать в работе WFL, а позже и Женского социально-политического союза (ведущей боевой организации, выступавшей за избирательное право для женщин в Великобритании), она привлекла к себе значительное внимание британских СМИ. Потенциальное использование дзю-дзюцу против государства было обыграно прессой. В 1909 году Гарруд была опубликована в журнале Health & Strength журнал, где ее дзюцу окрестили «новым террором полиции».
В этот период Гарруд написал несколько статей, все из которых были намеренно неоднозначными в отношении потенциала дзюдзюцу для продвижения суфражистского дела. Вместо этого Гарруд предпочитал освещать дзюдзюцу как инструмент защиты женщин от рутинной жестокости со стороны мужчин. В своих работах Гарруд последовательно опровергала представление о дзюдзюцу как об оружии в борьбе за голоса для женщин. Но в то же время в ее работах постоянно прослеживается непоколебимое осуждение распространенности домашнего насилия и одновременно подчеркивается потенциал дзюдзюцу как «укротителя мужей».
Дзюдзюцу и женская война
Несмотря на первоначальное нежелание представлять дзюдзюцу как оружие для социальных изменений в своих трудах, ее намерения все же стали очевидны в ее действиях. После вступления в Женский социально-политический союз (ЖСПС) фокус ее наставлений сместился в сторону продвижения «женской войны».
На «Женской выставке» ВСПУ в 1909 году Гарруд выступила с хорошо принятой демонстрацией дзюдзюцу и вскоре обнаружила, что ведет эксклюзивные занятия по дзюдзюцу для членов ВСПУ два раза в неделю. Додзё на Золотой площади использовалось не только как место для тренировок, но и как убежище, где скрывались члены организации, разыскиваемые полицией.
Примечательно, что на демонстрациях дзю-дзюцу Гарруд часто показывала грэпплинг с противником, переодетым в полицейского. В 1910 году, на фоне обострения столкновений между полицейскими, Гарруд публично бросила вызов двум лондонским полицейским. Она победила первого и уступила второму, послав четкий сигнал: Дзюдзюцу было ценным оружием в войне женщин.
Суфраджитсу в действии
Дзюдзюцу Гарруда нашло свое истинное политическое выражение в женском защитном подразделении ВСПУ, состоящем из тридцати человек и известном как «Телохранитель». К 1912 году голодовки стали основной тактикой арестованных суфражисток, что побудило правительство ввести в действие так называемый «Закон кошки-мышки», освобождая почти умерших голодающих для восстановления дома, только для того, чтобы снова арестовать их, когда им станет лучше.
Миссия телохранителя заключалась в том, чтобы защищать Эммелин Панкхерст, лидер ВСПУ с повторного ареста по этому закону. Последовали многочисленные громкие столкновения с полицией, такие как «Налет на Букингемский дворец» и печально известная «Битва при Глазго» (оба — 1914 год). В ответ на это журналисты придумали термин «суфражитсу».
С началом Первой мировой войны В 1914 году боевая деятельность ВСПУ сошла на нет на фоне раскола в руководстве и перехода на националистическую проправительственную позицию. Однако не раньше, чем боевые искусства сыграли значительную роль в том, что женское движение оказалось в центре политического внимания.