Герои — это, как правило, центральные персонажи истории, главные герои, которые должны доказать свою истинную ценность через поступки и жертвы. В пленительном мире кино герои не ограничиваются традиционными формами. Они разнообразны, загадочны и даже переосмысливают само понятие героизма. От победителей и чемпионов до морально сложных антигероев — в этой статье мы рассмотрим 5 увлекательных архетипов героев, которые мы видим в фильмах.
Всем нужен герой: Раскрытие слоев архетипа героя
Герой с плащом. Источник: PaxusГерой нужен всем, хотя встретить его в повседневной жизни удается не так уж часто. У общества есть бесконечная потребность читать о них в литературе или видеть их в действии в театральных постановках или на большом экране. Чаще всего герои известны своей честностью, добротой и мужеством. Эти сильные персонажи преодолевают свои ограничения и трудности, с которыми они сталкиваются, чтобы восстановить баланс во Вселенной. По большому счету, герой истории — это не обычный человек. Герои всегда немного выше нас. Это высшие существа, обладающие навыками, талантами, смелостью и честностью. Эти ингредиенты приводят к неизменному успеху любого героя-протагониста. Вот 5 архетипов героев, которые мы видим во многих фильмах.
1. Классический герой: раскрытие легенд
Классический герой был рожден для того, чтобы удовлетворить потребности своей эпохи. Концепция классического героя служит зеркалом для своего общества и своего времени. Истории Оливера Твиста, Хижины дяди Тома и даже Геракла — вот лишь несколько примеров классических героев разных времен, которые с поразительным успехом перекочевали из мира литературы на большой экран.
2. Трагические герои: Аристотель и три столпа античной трагедии
Трагический герой — один из самых древних типов протагонистов, начиная с самых ранних документальных историй. Этот тип героя оставил неизгладимый след в театре, на телевидении и в кино. Трагические герои вступают в решительное противостояние с силами, угрожающими их духовным ценностям. В античной трагедии, а также в современной литературе и кино трагический герой — это человек благородного происхождения с героическими чертами, обладающий также роковым недостатком, который определяет его, приводя к неизбежному падению и постоянным страданиям. Чаще всего эти герои сталкиваются с дилеммой, которая может разрушить их мир. Аристотель, глубоко изучая чужие произведения, заметил повторяющиеся черты в популярных протагонистах — так он заметил героев. По словам Аристотеля, «перемена судьбы должна происходить не от зла к добру, а наоборот, от добра к злу».
Трагический герой Аристотеля — главный протагонист греческой трагедии. Этот особый тип героя всегда является пленником собственной судьбы. Его жизнь отмечена травматическим опытом, который приводит его к несчастью. Самые популярные трагические герои появились в древнегреческой литературе, в основном в произведениях Еврипида и Софокла.
Древнегреческий театр лег в основу западного театра современной эпохи. Он также повлиял на мир литературы и кино по всему миру. Многие вымышленные персонажи рассматриваются как эволюция архетипа трагического героя.
Характеристики трагического героя связаны с тремя столпами античной трагедии, согласно Аристотелю. Первый столп — грех, второй — приключение, третий — признание. Хамартиа, или грех, — это трагический недостаток, который приводит героя к массовому падению. Часто это вопиющая черта характера, такая как высокомерие или гордыня. Перипетия, или приключение, — поворотный момент. Он характеризуется резким изменением течения сюжета. Это может быть действие или конкретное событие, которое меняет ход повествования и обнажает недостатки героя. Анагнорисис, или признание, — критическая точка, когда герой осознает тяжесть своих поступков и своей личности.
В пьесе Софокла Эдип РексСтремление Эдипа к истине запятнано самонадеянностью, что раскрывает пророчество, которое он неосознанно исполнил. Шекспир Макбет изображает лояльного генерала, которого погубили амбиции из-за мистических ведьм, что привело к окончательной тирании, вызванной чувством вины. Превращение Энакина Скайуокера в «Звездных войнах» иллюстрирует мотив современного трагического героя, превратившегося из одаренного джедая в мрачного злодея из-за своих страхов и стремления к тотальному контролю. Эти знаменитые истории в совокупности подчеркивают такие темы, как человеческий инстинкт, амбиции и искупление, отражая вечную борьбу между тьмой и светом. По большому счету, все люди думают, что их недостатки могут наложить на них негативный отпечаток. Эти врожденные представления делают «Трагических героев» неподвластными времени, поскольку зрители могут сопереживать им.
3. Романтический герой: Сердца пламенные
Концепция романтического героя впервые появилась в литературе эпохи романтизма с конца XVIII до середины XIX века. В основе романтического движения лежит идея превосходства человеческого духа над материей. Этот идеализированный герой изображается как измученная реакционная личность, которая не может смириться с установленными правилами и условностями.
Романтические герои черпают силы в своих глубоких страстях, позволяя эмоциям направлять их действия и решения. Эта эмоциональная интенсивность дает им сильное чувство цели. Чаще всего они решают идти в одиночку, чувствуя свое превосходство над теми, кто их не понимает. Романтические герои находятся в постоянном конфликте с собственной личностью и окружающим их обществом.
Для европейцев XIX века лорд Байрон был не только отцом романтического героя, но и его ярким воплощением. Байронический герой характеризуется как странствующая и маргинальная фигура, которая ниспровергает социальные нормы и действует в соответствии с личными моральными кодексами. Байроническому герою свойственны страсть, высокомерие, цинизм, меланхолия, чувство вины и саморазрушение.
4. Народные герои: Легенды среди нас
Народный герой может быть реальным или вымышленным человеком. Народные герои упоминаются в сказках, народных песнях и литературных текстах. Многие народные герои происходят из традиций устного рассказа, когда их истории передаются из поколения в поколение из уст в уста. Народные герои существуют во многих культурах по всему миру. Например, Робин Гуд и король Артур в Англии, Мулан в Китае и Жанна д’Арк во Франции. Термин «народный герой» также используется для обозначения персонажа, который популярен и заслужил уважение простых людей.
5. Антигерой: Сложная харизма загадочного архетипа героя
Антигерой — это тип протагониста, которого отличает сосредоточенность на собственных интересах. Всегда находясь в ловушке своего большого эго, преследуя свои амбиции без малейшего признака вины, он стремится противостоять нормам общества. Чаще всего антигерой сталкивается с неприятием общества и идет по заранее определенному пути саморазрушения, обычно заканчивающемуся смертью и изоляцией. Эти персонажи одержимы богатством, властью, славой и, в конечном счете, целью преодолеть систему. Для антигероя характерны неудачи и одиночество, в то время как обычный герой добивается успеха любой ценой, даже если это означает пожертвовать собственной жизнью.
Архетип антигероя используется в различных повествованиях уже более 4 000 лет. Первых антигероев можно отнести ко II тысячелетию и эпосу о Гильгамеше. Одна из самых ранних записанных историй связана с Гильгамешем, царем Месопотамии. Пережив неожиданную смерть, смерть своего ближайшего друга, он становится уязвимым, столкнувшись с собственной смертностью. Осознание этого факта приводит к изменению его взглядов на жизнь и смерть.
Эпос о Гильгамеше изображает Гильгамеша не как типичного героя, а как сложного антигероя. Изначально высокомерный и эгоцентричный, он в основном тиранит свой собственный народ. Однако стремление к бессмертию превращает его в другого человека. Эволюция Гильгамеша от безрассудного правителя до рефлексирующего искателя демонстрирует многочисленные антигероические черты и недостатки.
Страх Гильгамеша перед смертью настолько глубок, что его жизнь превращается в уникальный поиск бессмертия, в надежде избежать своей участи с помощью мифического эликсира, обещающего вечную жизнь. Его усилия приводят к неудаче, поэтому символическое бессмертие через героизм кажется ему единственным путем к успеху. Хотя тело Гильгамеша может погибнуть, его имя и легенда будут жить в символической форме во веки веков. Как и многие другие древние мифы, эта история содержит потенциальную истину — возможно, страх смерти является самым мощным стимулом к действию.
Знаменитые авторы определяют глубину и этику персонажей в своих нестареющих историях. Мы можем погрузиться в мир антигероев-протагонистов через произведения Шекспира, Камю и Достоевского. Мастерство манипуляций Яго в Отелло, эмоциональная отстраненность Мюрсо в Незнакомец, и сложности Раскольникова в Преступление и наказание это лишь несколько примеров, которые бросают вызов стандартным нормам героя. Хорошо продуманный антигерой остается привлекательным архетипом. Подсознательно поступки антигероя заставляют нас задуматься и углубиться в свои внутренние мысли. Так ли мы этичны, как нам кажется? Предопределена ли наша судьба? Чувствуем ли мы себя более одинокими, чем хотим признать? Эти и многие другие вопросы — семена, которые антигерои зарождают в глубине нашего сознания.